Общество


75 лет Башкирской республиканской гимназии-интернат №1 им. Р. Гарипова: «Это наш второй дом, который нас объединяет»

16:55 21 Ноября 2019 | 9577
Автор: Нурия ФАТХУЛЛИНА
Все материалы автора

Исполняющий обязанности директора гимназии Ильнур Салихов рассказал, чувствовал ли он страх перед вступлением на должность, какие задачи перед ним стоят и почему ученикам нужно купить компьютеры Apple. А выпускники разных лет отозвались о годах учебы и сообщили, что в них вложила БРГИ №1. 

75 лет Башкирской республиканской гимназии-интернат №1 им. Р. Гарипова: «Это наш второй дом, который нас объединяет»

Кузница национальных кадров – так называют Башкирскую республиканскую гимназию-интернат №1 имени Рами Гарипова. Кто-то скажет, что слишком много пафоса в этих словах, но 75 лет назад вопрос подготовки специалистов для республики стоял остро. Тогда интернат на 200 мест для деревенских детей коренной национальности решил проблему с получением качественного образования и стал первой ступенькой на пути в институт.

Какие сегодня выполняет задачи гимназия, чем она может гордиться, какие ценности воспитывает в учениках, какое будущее ее ждет и о многих других вопросах поговорили с и.о. директора учреждения Ильнуром Салиховым.

– Ильнур Рифатович, вы руководите БРГИ №1 всего три месяца. Вы ощущали ответственность, а может даже страх, когда вступали на эту должность?

– Я понимал, что на меня будет смотреть и оценивать вся республика и потому ощущал огромную ответственность, но страха не было. К тому же сам учился в гимназии, моя супруга – моя бывшая одноклассница. Этим хочу сказать, что интернат мне близок и я вернулся туда как в родной дом, во благо которого готов стараться.

– А что-нибудь изменилось за эти годы?

– В первую очередь отмечу улучшение условий проживания в интернате. В мои годы, например, душ был в подвальном помещении один на всех, не было стиральных машин, хромала материально-техническая база – в классах максимум был телевизор.

Сейчас для учеников созданы колоссальные возможности, но всегда есть над чем работать. К примеру, я считаю, что дети должны работать на компьютерах Apple. Понятно, что это дорого и можно купить более дешевые аналоги. Однако ребенок должен обучаться на лучшем оборудовании, потому что, как говорил Карл Маркс: «Бытие определяет сознание». Вместе с этим ученики обязаны соответствовать требованиям. Я всегда проговариваю с ними, что они должны выходить за пределы уроков и стараться получить больше знаний.

Всегда нужно идти в ногу со временем. Это касается учителей в том числе. Поэтому они должны успевать за всеми новинками, постоянно учиться и применять передовые методики.

директор Салихов ИР2.JPG

И. Салихов

– Чем живет гимназия сегодня? Какие заботы на плечах директора?

– К нам ребята приезжают замотивированные – с желанием получить образование высокого уровня и потом поступить в вуз. В последние три года в основной школе (7-9 классы) гимназии успешно внедряется ФГОС, что позволило расширить возможности образовательного процесса. В 2020 году планируется переход средней школы на ФГОС. Это предоставит возможность обучаться по индивидуальным учебным программам, что повысит конкурентоспособность наших выпускников.

– В гимназию поступить всегда было сложно…

– По традиции детей берем исключительно по результатам олимпиады «Беренсе», которая ежегодно проводится во время весенних и летних каникул. К работе в жюри олимпиады привлекаются представители профессорско-преподавательского состава вузов республики. К слову, мы благодарны Ассоциации выпускников БРГИ №1 за то, что помогает организовать выездные вступительные испытания в Белорецке, Учалах, Сибае, Аскарово, Юлдыбаево, Мраково и Старосубхангулово.

Наверно, из-за такого тщательного отбора в последние три года наблюдается улучшение результатов ГИА по всем предметам. Например, в 2018 году из 149 выпускников 41 окончили гимназию с медалью «За особые успехи в учении». В связи с тем, что требования для медалистов изменились, в этом году медаль получили 18 выпускников. А доля высокобалльников за последние три года выросла с 9,7% до 19,2%.

математики для брошюры (9) (3).jpg

– Какие ценности воспитывает школа в учениках? При создании гимназии акцент ставился на обучении кадров для республики.

– Многие годы гимназия готовила именно будущее республики, и «кузницей кадров» ее называли неспроста. Сегодня мы готовим лидеров: активно работает ученическое самоуправление и ни одно положение в школе не принимается без его участия. Считаем, что дети вправе внедрить свои идеи для улучшения жизни обучающихся.

Фундаментальной основой воспитательного процесса является привитие любви и уважения к историческому наследию, языку, культуре, выдающимся личностям своего народа. Для реализации этих целей организованы занятия дополнительного образования. Это и танцевальный ансамбль, и ансамбль кураистов имени Адигама Искужина, и драмкружок «Тансулпан», вокальная студия «Гальсар» и многое другое. Вниманию детей представлен новый формат – клуб «Башкорт», где организовываются встречи, в том числе онлайн-мероприятия с выпускниками, достигшими успехов в своей деятельности.

– Какие задачи стоят сегодня перед гимназией?

– Хочу улучшить быт учеников и материально-техническую базу, чтобы это было на уровне иностранных школ. Не на последнем месте стоит вопрос организации питания. Сейчас прорабатывается стратегия на основе шведского стола и уже на следующий год планируем его запустить. Мы будет первыми, кто сделает такой проект в республике. Это будет хороший опыт для других школ-интернатов и детских домов.

Еще нужно четко выстроить профориентационную работу, чтобы ученик не в конце 11 класса ломал голову над тем, куда пойдет учиться. Ведь если целенаправленно и заранее готовиться к поступлению, то эффект будет лучше.

IMG_0342_1.jpg

Коллектив гимназии

– Что бы хотели сказать к юбилею гимназии?

– Сердечно поздравляю с юбилеем нашей славной гимназии уважаемых ветеранов, педагогический коллектив, выпускников, родителей, гимназистов! Всех нас объединяет искренняя любовь к гимназии-интернату, каждый чувствует себя неотъемлемой частью большого школьного братства.

Искренне хочу пожелать крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, мира и благополучия нашим ветеранам, терпения, оптимизма и веры в своих детей родителям, выпускникам желаю покорять новые вершины, стремиться к совершенству и с чувством благодарности вспоминать наших учителей и годы, прожитые в стенах интерната, а гимназистам – новых побед на пути к знаниям, которые дадут возможность шагнуть в большую жизнь. Пусть задуманные планы будут реализованы!

Выражаю благодарность педагогическому коллективу за плодотворное сотрудничество, высокий профессионализм и энтузиазм, с которым вы подходите к главному делу своей жизни – обучению и воспитанию подрастающего поколения! Спасибо всем, кто трудился на благо гимназии, кто ежедневно вносит вклад в успех общего дела.

Слово выпускникам

606_oooo.plus.pngРамзил Ишсарин, депутат Госдумы от Республики Башкортостан (выпускник 1992 года):

Я всегда с особой теплотой вспоминаю о годах учебы в интернате. В нашей школе были созданы необходимые условия для получения хорошего, качественного образования и всестороннего развития. Учителя и воспитатели помогали, оказывали поддержку при определении будущего и выборе профессии.

Мы, выпускники, с огромной благодарностью вспоминаем педагогов, и выражаем признательность за их труд. Образование, полученное нами, конечно, сильно помогает в жизни, но я считаю, что еще больше неоценим вклад интерната в личностный рост учеников. Умение коммуницировать, взаимодействовать и ориентироваться в социуме – важные качества, которые развиваются благодаря учебе и жизни в интернате. Я бесконечно благодарен школе за то, что встретил огромное количество интересных личностей и нашел себе друзей на всю жизнь.

1935_oooo.plus.pngРауфа Рахимова, руководитель благотворительного фонда «Изгелек» (выпускница 1985 года):

У каждого человека бывает решение, которое определяет его будущее. Для меня это как раз решение поступить в БРГИ №1 им. Р. Гарипова. Оно было не мое, а моего деда и я ему бесконечно благодарна за любовь и веру в меня, за маяки, которые он расставлял передо мной.

Два года жизни в общежитии: 24 девчонки в одной комнате, как в армии, научили многому – самоорганизации, коммуникабельности и терпимости. Наши учителя были требовательные, но по-особому добрые, терпеливые. Они относились к нам с большим уважением, внутренняя культура и интеллигентность их сильно отличали и отличает сегодня. Они всегда были элегантные, с красивой прической, одевались со вкусом, и как им это удавалось при тотальном дефиците советского времени!?

Я бесконечно благодарна своим учителям. Учитель математики – строгая и справедливая Майсара Салахетдиновна, очень помогла мне при поступлении в технический вуз, учитель химии Дамира Зайнулловна с неизменной улыбкой и добротой объясняла сложную науку деревенским детям. Дамир Гузаирович, Гульсум Жаватовна, Римма Ахметовна, Сажида Хаматьяровна и все-все учителя и воспитатели в БРГИ были особенные! Спасибо вам за любовь к чужим детям, за любовь к профессии и самоотверженность! Пусть дух единения, национального самосознания и гордости всегда царит в гимназии, пусть каждый учитель работает с осознанием своей ответственности перед деревенскими детьми, которые уехали из своего дома, от родителей, потому что в этой жизни хотят быть более успешными, принести больше пользы своему народу и стране. И такое же осознание, и ответственность пусть будет у детей, которые учатся в гимназии!

467_oooo.plus.pngРезида Галимова, нейрохирург, кандидат медицинских наук, проходит обучение на степень MBA по управлению здравоохранением Университета Джона Хопкинса, директор клиники терапии фокусированным ультразвуком под контролем МРТ (выпускница 1995 года):

Для меня гимназия — это больше, чем получение образования. Хотя до сих пор вспоминаются удивительные уроки Зумары Валеевны, Алмакай Салмановны, Гаухар Ражаповны, Азамата Закиевича, Зухры Валеевны. Благодарна им за то, что смогли выйти за пределы скудной школьной программы и привили любовь к родному языку и земле, научили видеть и стремиться к новому, не сдаваться. На их уроках не было ощущения, что ты просто один из учеников, а личность, мнение которой важно для них.

К тому же, в гимназии удивительным образом прививается стремление быть первым и амбициозным благодаря постоянным конкурсам и соревнованиям. Этот локомотив сохраняется на всю жизнь и не отпускает до конца, заставляя становиться лучшим и ключевым профессионалом в своей области. Я думаю, благодаря именно этому качеству, открываю первый в России центр терапии фокусированным ультразвуком.

Гимназия – это еще создание связей и коммуникаций с огромным количеством выпускников, которые становятся со временем очень близкими людьми. Сейчас это называется нетворкинг. Это взаимодействие прививается с первых лет обучения и поддерживается многими. Ввиду того, что мы проводили много времени друг с другом, одноклассники становятся частью твоей семьи. Например, мы с Гузель Мустафиной дружим с восьмого класса и до сих пор близки, словно сестры.

Самые теплые пожелания любимой школе с рекомендациями быть учреждением, открытым новому, вносить больше инновационных способов и методов учебы, поддерживать учеников во время обучения, не переставать прививать им чувство гордости за свой народ и что перемены и улучшения начинаются только с нас на каждом уровне!

339_oooo.plus.pngБорис Гузаиров, председатель Ассоциации выпускников БРГИ № 1 им. Р. Гарипова «Беренсе», член совета ветеранов органов прокуратуры РБ и совета ветеранов участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (выпускник 1980 года):

Сегодня мы наблюдаем, что республика стоит в преддверии больших и значимых перемен. Эти преобразования – задача не одного дня и не в силах одного человека. Уверен, что выпускникам Башкирской республиканской гимназии-интерната №1 под силу стать опорой главе Республики Башкортостан Радию Хабирову и Правительству Республики Башкортостан, и вместе поднять любимую республику с колен.

У нас с вами есть огромный потенциал, который заключается, во-первых, в профессионализме высококвалифицированных кадров в разных областях деятельности. Во-вторых, впитанных в нас со школьной скамьи таких качеств, как любовь к родной земле, служение народу, ценность знаний, трудолюбие, солидарность и взаимопомощь, законопослушность и дисциплинированность, самоотверженный труд. Без указанных жизненных ориентиров невозможно сделать Башкортостан «снова великим». Имея колоссальные возможности, мы должны активно участвовать в общественно-политической жизни региона, оставляя значимый след в ее истории.

Каждый из нас хранит добрую память о нашей школе, учителях, воспитателях. Они открыли нам дорогу в жизнь и вложили в нас частичку своего тепла. Их знания, наставления позволили нам стать такими, какие мы есть, кем гордятся наши близкие. К сожалению, среди нас нет уже многих, чья деятельность была связана с гимназией. Все они живут в нашей памяти, в наших сердцах.

Мы гордимся, что в настоящее время учащиеся гимназии обучаются и проживают в прекрасных помещениях, хорошо обеспечивается их быт и отдых. За это хотелось бы выразить огромную благодарность от имени всех выпускников Первому Президенту Башкортостана и председателю Совета благотворительного фонда «Урал» Муртазе Рахимову. С начала 90-х годов прошлого столетия и до сих пор наша гимназия находится под его покровительством. На средства фонда «Урал» был построен современный ФОК «Шонкар» для учеников.

Хочу также выразить благодарность выпускникам гимназии Минихану Гайнетдинову, Нуру Тажетдинову, Гафуру Калмурзину, Зухре Елкибаевой, Мнаваре Ишмухаметовой, Буранбаю Ямалову, Ильгизу Нигматуллину, Рауфе Рахимовой, Рушану Саитову, Айдару Харисову, оказавшим финансовую помощь в подготовке и проведении юбилейного вечера.

                

1738_oooo.plus.pngАзат Бадранов, начальник Управления Главы РБ по общественно-политическому развитию (выпускник 2004 года):

Гимназия у меня ассоциируется с семьей, причем как с беззаботным детством, так и с серьезными семейными ценностями. Моя мама преподавала физику в школе-интернате в середине 80-х- начале 90-х минувшего столетия. И жили мы в учительском общежитии на территории гимназии, было весело. В свое время интернат окончили многие мои близкие родственники, в том числе папа и сестра. Уже окончив БРГИ, но в стенах гимназии, я познакомился и со своей супругой, которая также гимназистка. Сейчас в интернате преподает башкирский язык и литературу моя теща. В общем, история моей семьи и история первой гимназии тесно переплетены.

В БРГИ №1 очень многое дает интернат – уроки коммуникации и самостоятельного выживания в большом социуме. Это бесценный опыт, который учит ставить амбициозные цели, учит тому, что ты можешь все и все зависит только от твоего труда и стараний. 

172_oooo.plus.pngНаиля Сафаргулова, автор и режиссер телепроекта «Йөрәк һүҙе» (выпускница 1980 года):

Интернат… Как много в этом слове чувств! Тот, кто читает, может насторожиться: «О чем это она?» А я об интернате, который дал нам крылья, чтобы летать, любить, творить, созидать, удивлять и делать жизнь лучше. Да, я о том самом интернате, который дал нам национальный рух (дух), чтобы верой и правдой служить своему родному краю и башкирскому народу.

Поверьте, это совсем не высокопарные слова – это истина, которою дорожит каждый интернатовский выпускник! Мы – особые, мы – ни на кого не похожие братья и сестры, готовые помогать, поддерживать друг друга во всех уголках земного шара, потому что нас много и мы везде!

Это так здорово и от этого так хорошо на душе – спасибо, тебе мой интернат, за это! Ты живи и процветай, а мы, твои дети, каждый на своем месте, каждый в своей профессии, будем делать все возможное и даже невозможное, чтобы преумножить славу нашей школы и не запятнать честь Рами Гарипова! С юбилеем тебя, наш интернат! 

473_oooo.plus.pngСалия Мурзабаева, заслуженный врач РБ и РФ, доктор медицинских наук, профессор кафедры медицинской генетики БГМУ, депутат Госдумы 5-го и 6-го созывов (выпускница 1974 года):

Я определилась с профессией, когда мне было 5 лет. Тогда в нашу деревню Максютово Кугарчинского района приехала молодая врач-педиатр, которая проявляла к пациентам бережное отношение, и я влюбилась в эту профессию. Мой папа был учителем, и он мне сказал, что даже если я в сельской школе являюсь отличницей, то этого недостаточно для поступления в мединститут. Так я попала в гимназию, где кроме базового образования у нас были факультативы с привлечением специалистов с ведущих вузов республики и благодаря такой усиленной подготовке до 95% выпускников с легкостью поступали в вузы Башкортостана и России.

Помимо учебного процесса большое внимание уделялось воспитанию детей. Во-первых, нам прививали чувство патриотизма –несем ответственность за будущее республики. Во-вторых, мы были отделены от своей семьи и круглосуточно общались только с учителями, воспитателями и одноклассниками, что помогало формировать характер, взгляды на общество и воспитывало в нас чувство коллективизма. В мои годы классу выдавали всего две комнаты – для девочек и мальчиков. И когда около 20 девочек живут вместе, где каждая на виду, не дружить и не помогать друг другу невозможно.

Я благодарна учителям, которые не просто преподавали, а давали жизненные ориентиры. Моя учительница русского языка и литературы всегда говорила, что с учетом моих способностей нужно идти на филологический. Она хоть и не знала, что я давно решила стать врачом, такая работа очень важна. Ведь у ребят разный уровень подготовки, а кто-то сирота, и педагоги восполняли то, что дети не получали в семье.

А воспитатели были нашими вторыми мамами, которые с утра до поздней ночи опекали нас. Мы с нашей Лялей Хусаиновой в узком девичьем кругу могли обсудить вопросы отношений, семейных ценностей, внешней красоты. Помню, как в один день все девочки выщипали брови, и воспитательница ругалась, что мы испортили свою натуральную красоту.  

Гимназию мы не воспринимаем как просто образовательное учреждение. Это наш второй дом, который дал путевку в жизнь.  

 

 


ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER


Новости партнеров



Рекомендуемое



Спецпроекты




Карточки






---

Опрос

В Уфе к Новому году на городских площадях устанавливают живые новогодние ели, в то время, как в прошлые годы устанавливали ели искусственные. Вы за живую ель или искусственную?

Пройти опрос

Происшествия



Сексуальная пятница