Прислать новость

Любовь к Уфе сидя в Колумбии: андеграундный бренд DAMDAM о башкирской культуре

13:50, 01 Ноября 2019

| c11916

Нурия ФАТХУЛЛИНА

Что объединяет первого президента Башкортостана Муртазу Рахимова, чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова, сенатора в Совфеде Ирека Ялалова, вратаря ХК «Салават Юлаев» Юху Метсола и рэпера Фейса? Бренд DAMDAM! Извините, что? Рассказываем историю бренда о «трех шурупах».

Любовь к Уфе сидя в Колумбии: андеграундный бренд DAMDAM о башкирской культуре
Фото: instagram.com/damdam.co

В книгах по личностному росту и на бизнес-тренингах только и говорят, как превратить свое хобби в прибыльное дело. Все это на словах. Но как легко осуществима эта идея? Дамир Шафиев и Владлен Окунев как раз те ребята, которые из уфимской культуры сделали продаваемый андеграундный streetwear бренд DAMDAM.

Дамир – основатель компании, от имени которого и произошло название, всегда увлекался шитьем и дизайном. Еще в юности, когда джинсы были в дефиците, пацаны с Черниковки обращались к нему с заказом. А Владлен хоть и работал в нефтяной отрасли, всегда тянулся к искусству. Наверно, чувство прекрасного и сдружило уфимских парней, что потом вылилось в крутой проект.

Сейчас Владлен занимается исключительно продвижением DAMDAM, а Дамир работает в Москве технологом в O'STIN (международная сеть по продаже верхней одежды и аксессуаров) и поэтому он не смог присутствовать на интервью для ProUfu.

26225924_912003848968616_7131896647885258752_n(1).jpg

– Владлен, расскажите предысторию вашего бренда.

– Бренд основал Дамир в Колумбии! Он там жил около трех лет и так соскучился по Уфе, что начал изготавливать кепки с тремя шурупами (ӨФӨ). Так он распространял башкирскую культуру в Южной Америке. Там, кстати, пользуется популярностью, когда представители других стран продвигают свою культуру. Потом Дамир вернулся в Москву и на одной из тусовок мы с ним встретились. (Дружим лет с 16). Там я впервые увидел кепки «ӨФӨ» и прямо потребовал дать мне контакты, где можно купить такую же. А Дамир меня удивил, сказав, что шьет их сам.

25017136_2020388264899279_2076910033882316800_n(1).jpg

Дамир Шафиев. Фото: instagram.com/damdam.co

Мы начали работать в 2012 году, но узнали о нас только года два назад. До этого это был такой закрытый проект, то есть делали вещи больше для себя, чтобы обрести некую отличительную черту. Наше творчество можно назвать андеграундным, назначенным для удовлетворения своих потребностей и амбиций. И только потом начали распространять среди друзей, родных и затем это переросло в глобальную идею.

– А в чем идея?

– Уфа даже в России не самый туристический город. А мы горим надеждой, что когда-нибудь в нашу столицу пойдет народ, и чтобы ускорить этот процесс, создали мерч Уфы.

Странно, что до нас никто не догадался так рекламировать наш город. Хотя, какое-то время не то что с башкирскими, а с русскими надписями футболку носить было зашкваром. В России очень сложно развивать вообще любой бренд, поскольку наши люди привыкли все копировать с запада. Ладно, копировать это неплохо, но нагло воровать – подло. Сейчас я про те случаи, когда берут какие-то символы, не зная их значения в той или иной культуре. У нас полстраны английского языка не знает, но все носят вещи с названием на этом языке.

В школе у нас был предмет «Культура Башкортостана». Мы к нему с какой-то иронией относились. Возможно поэтому до сих пор косые взгляды в сторону дизайна чего-то башкирского. Думаю, что важно правильно подавать информацию о нашем крае. Но это не должен быть оголтелый патриотизм. Культурные коды вложены в нас изначально. Не нужно об этом кричать, а просто принять, подать в массы их выжимку красиво, тихо и где-то с юмором. Мы своим брендом шлем лучи позитивного башкирского вайба.

_MG_7113.jpg

Владлен Окунев

– Нередко у вас бывают вещи с башкирской ненормативной лексикой. Это тоже юмор?

– Я специально в наших соцсетях сделал пометочку, что бренд DAMDAM для своих. То есть для тех, кто понимает наш посыл. Сам я человек из народа, но не могу думать как масса людей. Мне нравится наш продукт, моим друзьям и нашим единомышленникам тоже нравится. Естественно, есть не понимающие юмор. Но когда мы начинали, не задумывались, на каком языке делать дизайн. Уфа многонациональный город, мы лишь делали уличную одежду, основанную на местной культуре. 

Иногда мы делаем смешные вещи. Если есть юмор, связанный с ненормативной лексикой, то это просто часть нашей культуры. Например, группа «Ленинград» даже не скрывает ненормативную лексику. Мы тоже можем пошутить и то завуалированно. Я вот про Уфу юмористический рэп читаю. Заметил, что рэперы в основном с каменными лицами читают как все плохо, о деньгах, отношениях или вообще о какой-то бессмыслице. Надо понимать, что культура многогранна.

_MG_7098.jpg

– У вас есть футболки с дизайном политических фигур…

Муртаза Губайдуллович – личность историческая для нашей республики и опять-таки часть культуры, а значит его нужно брать за основу концепции. Футболка с его изображением очень популярна среди молодежи. Более того, мы даже ему самому на 85-летие подарили. Ему понравилось, он сказал: «Молодцы, ребята». А футболку с химическим элементом Радий (Ra), думаю, Радию Хабирову давно передали. Я с ним лично не знаком, но был бы не против ему тоже презентовать футболку.

65584602_816815935414895_4561967006080143177_n(1).jpg

Фото: instagram.com/damdam.co

– Футболку с изображением шихана Торатау можно назвать политической акцией? Если да, то в защиту Куштау что-то будете производить?

– Торатау хотели же отдать на разработку, но его удалось сохранить. Идея футболки куда масштабнее: там сверху написано «Торатау» и снизу «Сода пищевая», сделав такую коллаборацию, подружили предприятие с народом. Будем ли что-то делать в защиту Куштау? Мне кажется, что этой футболкой мы все сказали. Поскольку она уже как напоминание, что не ровен час гору могут отдать на разработку. Поймите, у нас бренд не политический, а лишь отражение реальности.

54513503_376416226532106_6241951619897383789_n(1).jpg

Фото: instagram.com/damdam.co

– В каких объемах производитесь и сколько зарабатываете на бренде?

– У нас не массовое производство, мы не хотим потерять индивидуальность. У нас всегда лимитированная коллекция – вещей штук 50 в одном дизайне. Все, что зарабатываем, мы вкладываем обратно в производство и потому не особо-то считали, сколько зарабатываем. Нужно различать бизнес и полезные для общества дела. Мы хотим сделать Уфу узнаваемой, а не деньги зарабатывать. У нас даже доставка по России за счет компании осуществляется.

На запуск бренда точно помню вложили 20 тысяч рублей. У нас нет инвесторов. Мы с Дамиром, художниками и дизайнерами все придумываем сами потом и кровью. Тем более, раньше рамок совсем не было, а сейчас чувствуем ответственность перед аудиторией. Когда начинали, брались за идею и не думали, будет это продаваться или нет. Чистое творчество. А сейчас на 90% творчество, а на остальные десять голову включаем. Если юмор поняли, посмеялись, нам и друзьям нравится ­– вещь выпускаем.

26067453_1881212762192834_143440513138163712_n(1).jpg

Фото: instagram.com/damdam.co

Интересно то, что нас начали подделывать, причем уфимцы. Я понимаю, когда китайцы подделывают мировые бренды и потом не понятно, где оригинал и где копия. А когда в маленьком городе этим занимаются, немного странно. С одной стороны думаешь, раз подделывают, наверно, уважают. Но с другой, надо же быть каким бестолковым, чтобы не суметь ничего нового придумать.

Я убежден, что не надо никому завидовать. Берите пример с лучших и работайте. И когда начнете заниматься бизнесом, то никого не слушать. Делайте и народ вас все равно поддержит. Да, у вас не будет свободного времени, но это ваше дело, с которого будете кайфовать.

_MG_7087.jpg

– Какие еще интересные проекты ждать от DAMDAM?

– В планах сшить зимнюю одежду и купальники. Готовим новые коллекции, но раскрывать все карты не буду. Могу сказать, что возможно будет сотрудничество с ХК «Салават Юлаев». Всегда есть куда расти. Раньше же мы носки не производили, а сейчас они такие яркие и красивые, что глаза разбегаются. Они у нас как произведение искусства. Можно даже не носить, а просто любоваться. Всегда же были шутки о том, что подарили носки на 23 февраля. Разве кто-то радовался узбекским, китайским или российским вялым носкам, от которых потом ноги потели и воняли? Конечно, все это породило такое отношение к носку как к подарку. Сейчас носки – это элемент стиля. У нас одна пара стоит 350 рублей. Кто-то скажет, что дорого. Сравним. В моей молодости не было барбершопов и я стригся в обычной парикмахерской за 200 рублей. Сейчас могу сравнить стрижку за 200 и за 1000 рублей. Теперь понимаю, почему меня раньше пуделем называли… Хочу сказать, что индустрия не стоит на месте, и рынок диктует ценообразование и эти 350 рублей можно отдать за качественные, красивые и модные носки.


– А выпускать вещи с дизайном других городов России не планируете?

– Мы очень хорошо разбираемся в уфимской культуре. А чтобы создавать продукцию, например, для Санкт-Петербурга, нужно там «повариться» и пожить, чтобы понять истоки местной культуры. Но новинки будут однозначно. Еще хотелось бы добавить – любите свою малую родину. У Геннадия Шпаликова есть такие строки:

По несчастью или к счастью,

Истина проста:

Никогда не возвращайся

В прежние места.

А я хочу сказать, что возвращаться нужно. Просто не надо на месте стоять. Как пела группа «Каста»: «Не забывай свои корни, помни. Есть вещи на порядок выше». Поэтому несмотря на трудности, идем вперед, но не забываем свой народ и свою культуру.



ПОДЕЛИТЬСЯ