В минувшую пятницу в Уфе проходил эксперимент по доступности автотранспорта для маломобильных граждан, инициированный советом матерей «Материнское сердце», председателем которого является Гульшат Ибрагимова, вошедшая недавно в состав Совета по правам человека при Главе РБ. При ее участии была создана комиссия, куда вошли представители Башавтотранса и городской администрации. Принять участие в эксперименте решила и редакция ProUfu.ru.
Эксперимент проходил на 57 маршруте, следующем из Демы в Уфу и обратно. Главными его участниками стали те, кто особенно нуждается в доступной среде – дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители.
Вместе с Гульшат Ибрагимовой участие в эксперименте приняла ее дочь Айгуль. Сейчас ей 15 лет. Несмотря на то, что Айгуль уже несколько лет передвигается на инвалидной электроколяске, она учится в самой обыкновенной школе, занимается в Башдрамтеатре и мечтает самостоятельно ездить на занятия.
Еще одной участницей эксперимента стала Лиза Гайфуллина вместе с мамой Альфией. С раннего детства Лиза прикована к инвалидному креслу, в этом году она окончила 9 классов дистанционно и теперь занимается дома.
И Айгуль, и Лиза – подопечные фонда «Изгелек».
До начала эксперимента нам удалось пообщаться с мамой Лизы, Альфией, и расспросить ее, с какими сложностями они сталкиваются при передвижении на общественном транспорте.
– Мы приехали сюда на том же 57 маршруте, который сегодня будем тестировать. Нам попался водитель, с которым мы уже знакомы. Однажды мы ждали автобус на остановке. Когда он подъехал, водитель вышел из автобуса и пошел в ларек за пирожком. Нам пришлось дождаться, когда он вернется, и попросить открыть пандус. Уже в автобусе я не выдержала и сказала ему: «Молодой человек, а вы пандусом не пользуетесь?». На что он ответил: «Ну что вы думаете, я по каждому вызову должен что ли выходить из кабины?». У меня просто челюсть отвисла – «А за пирожком ты вышел, ничего, нормально?». Я и сейчас ему это припомнила, а он ответил – «Да я помню, помню, просто надо просить, надо ждать, а я не успел». А когда он сегодня открыл пандус, сразу стало ясно, что он вообще почти не используется – там грязища многолетняя.
Нам и так непросто – чтобы поднять коляску в автобус, нужно опрокинуть ее на себя, завести, установить, все это время. А ведь в автобусе люди, движение. В маленьких автобусах даже не в час пик народ на задней площадке толпится.
Кроме того, не урегулирован вопрос – в автобусе место для детской коляски или для маломобильных? Однажды мы встали на место для инвалидов в автобусе, а после нас зашли две мамочки с колясками – и что делать? А однажды мы зашли, а место уже занято – детская коляска стоит.
Иногда приходится пропускать автобусы. Если запланировано какое-то мероприятие, выходишь из дома за час-два, чтобы не опоздать. Однажды мы хотели поехать в реабилитационный центр, который расположен в конце проспекта Октября, чтобы протестировать тренажер. Подъехал автобус со ступеньками, не предназначенный для перевозки маломобильных граждан, а следующий – только через 15-20 минут. В итоге мы не попали на встречу, которую специально планировали заранее.
С обычными таксистами у нас отношения тоже складываются по-разному. Иногда они просто разворачиваются и уезжают. У нас есть специальная коляска, которую можно сложить и убрать. Водитель долго выяснял, поместится ли она в багажник. А когда подъехал, сказал – «Что вы мне не сказали, что у вас такая коляска?» И уехал. Я ему вдогонку только крикнула – «А какая разница?» Так он и уехал, а мы остались стоять зимой на морозе.
На первой же остановке «Сады» обозначились проблемы не только с безбарьерной средой для маломобильных граждан, но и с инфраструктурой в целом: на месте остановочного комплекса – вытоптанная трава, ни остановочной платформы, ни бордюров, ни самой остановки здесь нет.
Несмотря на то, что пандус все же удалось опустить, выехать под таким углом из автобуса на коляске самостоятельно было бы опасно, а заехать в автобус – просто невозможно. Даже в случае, если из общественного транспорта удастся выйти – непонятно, что делать дальше – тротуары разбиты, а ограждений между проезжей частью и тротуаром нет.
Следующая остановка поразила еще больше – водитель здесь просто не остановился, потому что выходить некуда: обозначения остановки нет, остановочного кармана для транспорта тоже нет.
Казалось бы, можно сделать поправку на то, что это – окраина Демы, но ведь нет даже минимальной инфраструктуры, а люди ездят здесь каждый день.
На остановке Аургазинской у Айгуль впервые получилось выехать из автобуса самостоятельно. Однако было видно, что съезды и тротуар были сделаны без расчета на то, что кто-то когда-то ими воспользуется.
На остановке Гатчинской ни Айгуль, ни Лиза с Альфией, ни Артем не решились выйти. Высокие выступающие бордюры не дали опуститься пандусу.
Проблемы следующих остановок были весьма похожи – нет остановочных платформ, а, следовательно, и возможности опустить пандус, нет съездов на тротуары, а сами тротуары – грязные и разбитые.
Во время движения мы обратили внимание на то, что названия остановок не озвучиваются – как оказалось, водитель забыл включить автоматическую систему информирования.
15-летний Артем – инвалид по зрению, он передвигается с помощью трости. Для него голосовое объявление остановок – единственная возможность выйти в нужном месте.
Сопровождавшая глухонемую Настю Ирина Александровна обратила внимание и на то, что внутри автобуса нет бегущей строки с объявлением остановки, а на некоторых остановочных комплексах – названия остановок.
Чупина Ирина Александровна, воспитатель коррекционной школы-интерната.
Настя – моя ученица, она полностью глухая. Она дважды в день ездит из Демы в Уфу и из Уфы в Дему в бассейн «Буревестник». Тесно, много людей. Вечером бывает трудно уехать даже человеку с руками и ногами. Внутри автобуса не хватает бегущей строки с объявлением остановки. Например, в мороз или когда запотели окна, такая бегущая строка просто необходима.
Следующая проблема обозначилась на остановке «Орион», где живут Лиза и Альфия. Часто водители оставляют автомобили в остановочном кармане, и автобусу сложно подъехать близко к платформе так, чтобы пандус на нее опрокинулся.
– Мы хотим проработать этот вопрос, понять, может ли человек на инвалидной коляске самостоятельно передвигаться на общественном транспорте. В июле Радий Хабиров встречался с родителями детей с инвалидностью, в числе прочего обсуждали и вопрос транспортной доступности. Я хочу выяснить, сможет ли мой ребенок сам выехать на автобусе в Уфу. Мы не пользуемся общественным транспортом, всегда на личном автомобиле или на такси, но ведь такая возможность есть не у всех.
На остановке «Сады здоровья» обозначилось еще несколько проблем. Оказалось, что выехать на тротуар невозможно – расстояние между остановкой и краем проезжей части оказалось намного уже ширины коляски.
Здесь же мы обратили внимание на то, что съездов на пешеходный переход нет. Перейти на другую сторону улицы человеку в инвалидной коляске не представляется возможным.
Подобное наблюдалось на всех остановках, но среди прочих особенно выделилась остановка Кафе «Золотая рыбка». Несмотря на то, что Айгуль самостоятельно удалось выехать из автобуса, перейти на другую сторону дороги не только для нее, но и для любого человека оказалось весьма затруднительно. Чтобы перейти дорогу, нужно сначала перелезть через отбойник, и только потом выйти на пешеходный переход.
Но даже там, где есть «доступная среда», возникают трудности. Так, на остановке Школьной есть специальные пандусы, по которым можно закатить коляску на надземный пешеходный переход. Однако они расположены под таким углом, что даже взрослому человеку сложно закатить коляску наверх.
Директор Управления автотранспорта №3 (УПАТП-3) Гариев Руслан Максумович рассказал, что может сделать перевозчик для создания безбарьерной среды.
– Это хороший эксперимент. Сразу видны недостатки обустройства остановок, подъезда к ним, возможности открытия пандусов. Каждый четверг мы проводим собрания с водителями и кондукторами, где проводим инструктаж о том, как вести себя, говорим подъезжать ближе к тротуарам. Много брошенных машин, иногда нет возможности заехать в остановочный карман, и водители вынуждены вставать во второй ряд, чтобы высадить пассажиров, что по правилам запрещено, а речи о том, чтобы открыть пандус, вообще нет. Проблема может быть решена, когда будет наведен порядок на рынке перевозок.
У нас сейчас 16 городских маршрутов и 28 пригородных, на которых задействовано 143 автобуса с доступной средой. В ноябре мы должны получить еще 35 ЛиАЗов и 15 НефАЗов с «доступной средой», но ведь должна быть инфраструктура.
На остановке «Гостиный двор» наш автобус не смог заехать в остановочный карман из-за водителя, который упорно пытался припарковаться прямо перед нами. В результате пандус опрокинулся на проезжую часть.
Присутствовавший при проведении эксперимента представитель городской администрации объяснил, почему именно в Деме такая напряженная ситуация с доступной средой на остановочных комплексах.
Чернов Вячеслав Александрович, начальник отдела по развитию доступной среды Управления коммунального хозяйства.
– Все остановки в Деме были сделаны в 60-70 годах, когда разговоров о доступной среде не было – тогда многие параметры просто опускались. Сейчас все остановочные комплексы делаются по разработанной и согласованной проектной документации, по утвержденным стандартам.
Наш отдел занимается согласованием проектов и исследованием социально-значимых объектов.
Вопрос о том, есть ли возможность реорганизовать остановочные комплексы, вызвал затруднение. По словам Вячеслава Чернова, это зона ответственности районных администраций и госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству. Кроме того, в большинстве случаев это вопрос не реконструкции, а полноценного строительства – остановочной платформы и самого остановочного комплекса.
Но несмотря на не самую простую ситуацию, Гульшат Ибрагимова настроена позитивно: «Мы хотим разобраться сами и довести эти проблемы до Радия Хабирова. Надеемся, что город пойдет нам на встречу и все недостатки будут устранены». По результатам эксперимента будет направлено обращение в Совет по правам человека при Главе РБ.
Мечты Айгуль. Поможем 12-летней девочке из Уфы дышать без боли!
«Самое трудное – что в немощном теле дочери такой неуемный дух»
Уфимку не пустили в автобус с собакой-поводырем. Теперь этот случай может помочь другим слепым
В Уфе слепую девушку с собакой-поводырем и ребенком отказались пускать в автобус