Общество


Создатель башкирского фаст-фуда «Айбат Халляр» рассказал о скандальном меню. И не только

10:45 10 Октября 2019 | 8118
Автор: Ирина ДЕРЕВЯНЧУК
Все материалы автора

Кыстыбый потеснят бургеры и шаурму в Уфе.

Создатель башкирского фаст-фуда «Айбат Халляр» рассказал о скандальном меню. И не только

О том, что Уфе не хватает национального колорита, говорят давно. В особенности это касается сферы общепита, гостей столицы хочется удивить башкирской кухней, но до недавнего времени заведений, где можно бы было осуществить гастрономический экскурс, было совсем немного. Не так давно в городе заработал молодой, но интересный фуд-проект, основой меню которого стало национальное башкирское блюдо — кыстыбый.

Его автор и учредитель Марат Насхутдинов рассказал ProUfu о том, как он пришел к такому формату и с какими столкнулся трудностями. И конечно же, поделился своими планами на будущее.

Башкирская кесадилья родом из детства

— В общепите я работаю уже порядка 13 лет, начинал с бармена, двигался по карьерной лестнице, работал и на руководящих должностях: арт-директором, менеджером, управляющим. Был у меня и другой проект - сладости, который я открыл с другом. Но на проект нам не хватало времени, да и сам я в некотором роде перегорел, решили закрываться. Какое-то время партнёр работал без меня, но в итоге он переехал в другой город и проект закрыли окончательно. Но свой фуд-проект я трепетно вынашивал несколько лет. Изначально я представлял его как вариацию на тему шаурмы, при этом хотел отойти от стандартных вкусовых сочетаний, которые всем приелись.

Позже пришла идея сменить не только начинку, но и формат. Я вспомнил детство, изучил рынок и вспомнил о кыстыбый. Ведь я делал это еще в детстве. Родители готовили домашние кыстыбый, часть лепешек оставалась, и я готовил себе их абсолютно со всеми продуктами, которые были в холодильнике. Получается, что формат этот я придумал уже тогда, в детстве. В голову пришли и мексиканские такос, вспомнилось блюдо похожего формата кесадилья. Формат удобен и признан, значит надо брать — вспоминает Марат.

Велосипед Марат не изобретал. — Я стал изучать рынок, увидел подобный проект в Казани, съездил туда попробовать и посмотреть. Понравилось все, но идею с франшизой я сразу отмел, решил, что у меня достаточно опыта, для того, чтобы создать свой проект с нуля.

Наше название тоже возникло не из воздуха. Сомневаюсь, что в Уфе есть люди, которые не знают значения фразы «айбят халляр». Русские, башкиры, татары, абсолютно все знают, что это значит. Одно название вызывает улыбку, и то самое хорошее настроение, хорошо ведь дела. Да и в рекламе такое название можно очень легко и интересно обыграть — уверен предприниматель.

16975dd6-cbaa-43fe-8018-80f37af54c72.jpg

На рынок — кошачьей поступью

Ключевой вопрос к любому бизнесмену — как это было. И Марат поделился с нами своей историей становления бренда. — Работать с кыстыбый мы начали больше года назад. Изначально мы выступали только в качестве выездной кухни, первый наш опыт был на дизайн-маркете (уфимский проект-площадка для молодых и интересных проектов). Тогда, несмотря на небольшие технические неполадки в начале мероприятия, мы распродали все, что подготовили и получили отличный фидбэк от тех, кто попробовал нашу кухню. Нам удалось найти нишу, которая выстрелила, цепная реакция, социальные сети, сарафанное радио сделали свое дело — о нас заговорили. Мы продолжали участвовать в самых разных проектах, причем не только в уфимских. С удовольствием ездили и по регионам, а там в очередной раз убеждались - людям нравится! Принимали участие в Волга-фесте в Самаре, там о нас тоже остались только хорошие впечатления.

На самом деле здесь сработали сразу несколько факторов. Мы завоевывали клиентов, когда выставлялись на фестивалях, и как я уже говорил, делали это достаточно успешно. То есть мы уже набирали свою целевую аудиторию. В соцсетях тоже держали всех в курсе, рассказывали о своем техническом открытии в сентябре. Конечно же помогло то, что меня достаточно хорошо знают в Уфе. Безусловно, сыграла свою роль и уникальность продукта, люди, которые проходили и проезжали мимо, заходили, пробовали и рассказывали о нас другим. Плюс очень удачное расположение, здесь огромный поток людей, причем самых разных, и студенты, и работающие люди, и бизнес-класс.

Бумажные истории

Мы не смогли избежать вопроса о препятствиях на этом пути. — Были ли у меня проблемы бюрократического толка? Слава богу нет, но я пытался найти какую-то поддержку от государства, обращался в госкомитеты. Это и стало одной из причин того, что проект запускался не так быстро, как хотелось бы. Я — гастро-энтузиаст и собственных средств на открытие не имел, была идея, был опыт, но финансов не было. Помощь в ведомствах конечно предлагали, но в основном консультационного характера.

Когда я готовился к открытию, стал узнавать о мерах господдержки и копаться в документах. В этот момент я понял, что вся документация заточена под бывалых предпринимателей. Так, например, для того, чтобы получить деньги на развитие бизнеса, у меня должны официально работать несколько человек, то есть эти люди должны работать на несуществующем еще предприятии, для того, чтобы получить хотя бы вероятность получения денег. И то не факт. Для себя я сделал вывод, что подобные меры поддержки работают для предпринимателей, чье дело уже функционирует, для стартапов лично я поддержки не нашел. Ах да, в районах какая-то поддержка есть, но в столице найти господдержку у меня не получилось. Все, к кому я обращался, проект и его концепцию оценили, но ответ был один на всех — «гранты и займы под такие проекты не предусмотрены».

a59d7286-3bf1-4079-b202-3f6cb94b50e0.jpg

Господдержка безусловно нужна. Дело не только в деньгах. Получить некоторые документы очень сложно. Да и лояльности к молодым предпринимателям не хватает, чаще всего они не хотят нарушать закон и какие-то правила. Тут вместо штрафов куда больше помогла бы работа над ошибками, консультационная помощь. Мы с этим не сталкивались, по причине того, что даже имея большой опыт, я отдаю некоторые вопросы на аутсорс, потому что полноценно вникнуть во все нюансы, на мой взгляд, просто невозможно — считает предприниматель.

Дальше — больше

Мы не обошлись и без классического вопроса о мечтах и планах. — Дальнейшие планы у нас уже есть. И планы эти ближайшие. В первую очередь открыть несколько точек в Уфе и выйти в ближайшие регионы. Мы нацелены на Екатеринбург, там у меня много друзей, да и уровень ресторации там высокий, да и город этот я очень люблю. Было предложение и из других стран, нас ждут в Казахстане, но пока мы на международный рынок выходить не планируем.

Сейчас в нашем меню только кыстыбый и закуски с напитками. Но мы хотим расширять наше меню. Для этого мне нужно производственное помещение, цех, где будут делать полуфабрикаты для нашей кухни. Национальный колорит терять не планируем, но возможность полноценного обеда нашим гостям хотим предоставить. Суп дня, салат, варианты завтраков на основе кыстыбый, закуски с национальным колоритом и конечно же, десерты.

На вопрос о том, является ли наша кухня халяльной, отвечаю честно нет, у нас не халяль. Просто наклеить наклейку для того, чтобы привлечь больше клиентов, и не соблюдать принцип халяльности большой грех. Тем более в нашем меню есть слабоалкогольные напитки, что уже противоречит данному принципу.

От вкусных вопросов мы перешли к насущным и очень актуальным вопросам для всех молодых предпринимателей, к рекламе. — Я получаю обратную связь и от обычных клиентов, и от достаточно известных в городе людей. Притом, мы не приглашаем блогеров на «тест-драйв» за отзыв, не покупаем авторитетных мнений. Люди сами приходят, сами покупают, сами делятся своим мнением о нас. И пока что каждое мнение лестное. Ажиотаж вокруг нашего проекта превзошел ожидания, я даже не успел вложиться в рекламу, нас начали рекламировать люди — приводит достаточно удивительный факт Марат.

Но у такого повышенного внимания оказалась и  обратная сторона медали. — На фоне того, что все наши гости довольны, немного странной показалась шумиха вокруг нас в соцсетях, там очень активно обсуждалось наше меню, некоторые люди увидели в нем попытку оскорбить кого-то. (В уфимской блогосфере активно начали обсуждать креативное меню заведения и выражали свое возмущение от некоторых названий блюд. Среди них были такие как Мясной Карим, НатУрал Батыр и др. прим.ред.).

Естественно, мы такой цели не то что не ставили, у нас и в мыслях не было, что подобный креативный маркетинг может кого-то задеть. Была мысль объединить съедобную часть позиции с каким-то ярким культурным явлением в республике, будь то знаковый человек или эпос. Мы хотели привлечь молодежь, и пусть несколько экстравагантно, но все же привлекли их внимание к нашему культурному наследию. На сегодняшний день мы со всеми подружились и помирились, некоторые названия мы изменим, но от креатива уходить не хотим. Как и от национального колорита. Кстати, у нас ребята работают в тюбетейках, вроде бы мелочь, но эти мелочи и составляют общую картину.

Проверенные годами, надежные форматы или нечто новое, но рисковое? Такой вопрос мы задали Марату. — К нам ежедневно приводят гостей из других регионов, и пока ни один из них не сказал - что это за фигня, всем нравится. Привозят к нам и звезд, которые приезжают в Уфу, были стенд-ап комики, были певцы - все в восторге. Ведь по сути у нас в Уфе национальную кухню представляет только ресторан «Азык-тулек».

С финансовой точки зрения было бы гораздо выгоднее открыть нечто привычное, очередную шаурму, например. На это я бы потратил в 3-4 раза меньше денег, чем на свой проект, но я не жалею о том, что выбрал именно эту концепцию. Уфе не хватает нового, и это не только мое мнение, большая честь внести свою лепту в развитие города.

Что касается именно кухни, тут мы тоже подошли основательно, без стандартных ходов и клише. Когда мы создавали наше меню, в самом начале наше меню разрабатывал бренд-шеф сети ресторанов «Своя Компания» Эдуард, мой большой друг. Руку к нашим кыстыбый приложил и Михаил, бывший владелец Прайм-бургера. Я давал посыл, видение, своеобразное техзадание, а повара выдавали верные пропорции, составы соусов и некоторые «изюминки».

e5347696-b24a-4783-8a04-121a88889e26.jpg

Есть что сказать

Успешные проекты всегда служат вдохновением для людей. Поэтому мы спросили нашего собеседника, что важно знать тем, кто тоже мечтает создать что-то особенное. — Что сказать молодым предпринимателям, которые тоже вынашивают какую-то классную идею? Риск это хорошо, но риск должен быть оправдан. Хочешь открыть кофейню? Попробуй поработать бариста, изучи «кухню» изнутри, пойми, как это работает. Нельзя просто пойти, взять кредит и создать проект, который «выстрелит», конкуренция высока, поэтому нужно смотреть в глаза реальности и готовиться к тому, что реализовать достойный проект будет весьма непросто. До нашего технического открытия мы года работали в выездном режиме, занимались развитием бренда, 21 сентября состоялось техническое открытие, сейчас работаем над деталями, ворота, туалет, летник. Удалось уговорить арендодателя не спиливать дерево на территории, их в центре и так мало. Когда мы закончим, мы хотим превратить это дерево в арт-объект. Работы много, взять кредит и сразу начать зарабатывать это ближе к фантастике.


ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER


Новости партнеров



Рекомендуемое



Спецпроекты


Тесты




Карточки



Афиша





---

Опрос

В Благовещенске студент колледжа открыл стрельбу из ружья по своим одногруппникам. Считаете ли вы, что оборот оружия в России следует ужесточить?

Пройти опрос

Происшествия



Сексуальная пятница