Общество


«Никогда не забуду этот урок»: как учителя Башкирии сталкиваются с агрессией и издевательствами школьников

14:41 04 Сентября 2019 | 8192
Автор: Валерия ПАНАЕВА
Все материалы автора

1 сентября в школах начался новый учебный год. Как оказалось, это событие приносит стресс не только ученикам, но и самим педагогам, которые нередко сталкиваются с детской агрессией. ProUfu.ru публикует истории учителей из Башкирии, которые не понаслышке знают об издевательствах со стороны школьников.

«Никогда не забуду этот урок»: как учителя Башкирии сталкиваются с агрессией и издевательствами школьников
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Проектно-учебная лаборатория Высшей школы экономики провела исследование о травле учителей со стороны учеников. Как сообщили авторы опросов «МК», в которых приняли участие свыше 3 тысяч учителей из 75 регионов России, каждый второй учитель столкнулся с угрозами или травлей от учеников как минимум однажды, причем почти 6% респондентов отметили, что издевательства со стороны школьников происходят очень часто. Треть всех опрошенных сталкивается с обсуждением своей личной и интимной жизни (сексуальной жизни педагогов либо же жизни детей учителей). Вместе с этим 42% учителей-участников опроса были оскорблены в Интернете –в личных сообщениях или в постах соцсетей. Физическое насилие со стороны школьников в виде ударов или плевков пережили 16% опрошенных педагогов.

Резеда, учитель истории и обществознания, стаж работы 8 лет:

«Ученики бывали разные, но, в основном, хорошие. Но за всю работу учителем я запомнила два случая. Одна семиклассница в ответ на «тройку» в конце четверти назвала меня «сукой». Я услышала, написала докладную на имя завуча – всё-таки сегодня меня оскорбили, завтра еще кого-нибудь из учителей. Маму ученицы вызывали в школу. Вопрос решился благополучно, конечно. Еще один случай помню - ученик другого класса переговаривался, грубил. В итоге довел меня до слёз и сорвал урок. Несмотря на это, на следующем уроке он сам подошёл ко мне и извинился.

Хочу сказать, что мне было тогда всего 24 года, я была молодой и неопытной, кое-где сама поступала опрометчиво и необдуманно. Считаю, что школьников нужно воспитывать, и воспитывать только своим примером. «От осинки не родятся апельсинки». Многим родителям не до детей: ипотеки, кредиты, завалы на работе. И в целом отношение к учителям сейчас потребительское. Часто же в соцсетях сами родители пишут «это ваша работа, не хотите или не можете с детьми работать — увольняйтесь». Образование — это не сфера услуг, а учитель не «официант». Если родители дома будут учить своих детей слушать и уважать учителя, а не хаять его последними словами, если будут подталкивать ребенка к чтению хороших книг, к получению знаний и навыков, а не отличных оценок, то будет всем счастье».

Любовь, учитель английского языка, стаж работы 10 лет:

«Со школьной агрессией я сталкивалась, конечно, но нечасто. Несколько лет назад в школах были классы ЗПР (классы с детьми, у которых выявлена задержка психического развития – прим.ред.). Вот они вели себя непристойно. Обращались на "ты", обзывали, могли и отправить по известному всем адресу. Но потом эти классы были расформированы. В обычных классах такие детишки уже притихли и вели себя более-менее достойно. Случаев было немного, но все же они были. Если говорить про наши дни, то дети со мной такого себе не позволяют. Последние годы я вообще с подобным не сталкивалась. По крайней мере, в глаза мне никто не хамил. Бывает, конечно, что дети не согласны с моим мнением, с выставленной оценкой, но высказываются аккуратно, не переходя границу в отношениях «ученик-учитель». Я бы даже сказала, что в последнее время родители стали более грубыми и невоспитанными, нежели их дети.

Сложный вопрос, откуда такая агрессия берется. Но мне кажется, что многое идёт из семьи. Именно дома ребёнку закладывают первые навыки уважения, почитания старших. Общество наше тоже, конечно, играет большую роль. В какой среде ребёнок находится, так он и будет себя вести. Понимаете, я уверена, что моя 14-летняя дочь никогда в жизни не нахамит учителю. Так как дома я каждый день говорю ей, что учитель всегда прав и плохого тебе не пожелает. Она и дома нам с мужем тоже не хамит. При этом и от учителя многое зависит - он тоже не должен перегибать палку. Разные есть педагоги, некоторые сами позволяют себе обзывать детей. Для меня это – табу. Не мне судить, место ли таким учителям в наших школах. Есть учителя, которые пользуются тем, что школьники не могут дать отпор. Никто не в праве оскорблять человека, а дети - это тоже люди. А потом - как поставишь себя перед детьми, так и пойдёт весь учебный процесс. Я сразу на первом уроке говорю детям, что буду к ним относиться ровно так же, как они ко мне. Я не повышаю голос на детей, говорю тихо и спокойно. Скажу вам, что это работает».

Зуля, учитель английского языка, стаж работы 10 лет:

«В целом, моя педагогическая карьера складывалась хорошо. Но в первый год было сложно, особенно в старших классах. Как известно, на уроках английского языка класс делится на две подгруппы. Однажды напарница заболела, и мне пришлось заменять ее во всем классе. Никогда не забуду этот урок. Все шло нормально, но, проходя по рядам, я поправила на себе кофточку, и ужас - чувствую чей-то плевок прямо в спину. Ученики сразу «сдали» того, кто это сделал. Самое поразительное, что это была девочка. Вывела её в соседний кабинет и высказала все, что хотела. От злости хотелось ее даже ударить, но сдержалась. Сняла с себя кофточку, надела ее, а ее саму в моей оплеванной отправила в класс. Она от обиды убежала домой, но на следующий день ее привели родители с постиранной кофтой и извинились. Благодарна родителям этой школьницы, что встали на защиту учителя. В дальнейшем ученица сама попросилась перевестись в мою группу, очень способная ученица была. Любила петь и английский язык, побеждала в конкурсах. Но я так и не смогла ее простить в душе. Это самый яркий пример неуважения в моей практике. А мелкие конфликты есть и будут всегда. Еще от родителей многое зависит, большинство считают учителей ниже своего уровня. К сожалению, престиж учителя в нашей стране, по моему мнению, утрачен».

В беседе с учителями журналист ProUfu.ru выяснил, что бывали истории, когда учитель за многолетнюю практику ни разу не встречался с агрессией школьников в свою сторону. Приводим их рассказы.

Айсылу, учитель начальных классов, стаж работы 4 года

«На "ты" меня, конечно, никто не называл, однако с невоспитанными учениками все же приходилось сталкиваться. Разговаривали, вертелись на уроке, отвлекали остальных. Усмиряла их тем, что больше уделяла им внимания, давала индивидуальные задания. Старалась находить в них что-то положительное. После выполнения индивидуального задания поощряла хорошими оценками. От этого их поведение становилось лучше, и появлялся интерес к предмету».

Роза, учитель русского языка и литературы, стаж работы 5 лет

«Я даже спустя много лет дружу со своими учениками-детьми. Своих супругов они заставляют обращаться мне по имени-отчеству. Считаю, что огрызаются только с неудачниками! Я не встречалась с агрессией на практике только потому, что я справедливая и требовательная. Вот свежий пример. Поздравляя с днем рождения, моя ученица еще раз сказала мне «спасибо» за то, что когда-то учила их правильным вещам. Ребята до сих пор близко общаются, несмотря на то, что закончили школу много лет назад. Говорят, что все это благодаря мне».

add39c69314f50948cd9628257f1c342.pngПсихолог Евгения Лялина:

«Детская агрессия давным-давно не является феноменом. И с каждым годом число обращений к психологу с проблемами школьной и детской агрессии растёт. Я связываю это с возросшей толерантностью к агрессии у общества в целом. Мы часто слышим «он просто защищался», «у него не было другого выхода» и прочее. Таким образом, мы научились оправдывать неспособность решать возникшие проблемы адекватным способом. Да и грань между адекватностью и неадекватностью уже стерта.

Что касается взаимоотношений «ученик-учитель», нужно сначала понимать, что учительский пиетет давно утерян. И началось это не с учеников, а с родителей. Родители отдают своих детей на обучение педагогу, которого заведомо не уважают. Сейчас в век детоцентрированности каждая мама - «педагог», «доктор», «психолог» для своего ребёнка. И это неуважение, конечно, транслируется ребёнку - вербально, через поступки, а может и вовсе в открытую. Отсюда переход с учителем на «ты», различные акты агрессии, общее неуважение к педагогу.

Важно - виновность ребёнка в подобном поведении условна. Когда ребёнок ведёт себя нестандартно или вызывающе, виноваты взрослые. С одной стороны, это переданная модель поведения, с другой стороны, несоблюдение границ со стороны педагога. Агрессию школьников в отношении учителя нельзя назвать местью, потому что поведение ребёнка – это психическое отражение той реальности, в которой он находится. Неуважение учителем своих учеников всегда найдёт «отражение» в них самих.

Дети, обучившись у взрослых агрессивному поведению, используют агрессию для самоутверждения. Ведь «кто сильнее, тот и прав!», а, следовательно, тот и крут. А уж показать своё превосходство над учителем считается среди детей и вовсе нереальной «крутизной». Как психолог могу сказать, что подавляющее большинство подобных самоутверждающихся школьников сами регулярно подвергаются агрессии.

Что же делать в подобных ситуациях педагогам? Во-первых, не отвечать агрессией на агрессию. Во-вторых, стараться минимизировать вину, а заодно и снизить градус накала. Например, задать школьнику ряд вопросов: «Ты, наверное, не выспался? Или ты плохо себя чувствуешь? Чем я могу тебе помочь?». В-третьих, всё-таки спросить: «что тебя так разозлило или расстроило?». Ведь часто мы не замечаем самого ребёнка в оболочке его нежелательного поведения. Любой учитель должен искать подход к ребёнку. А уж никак не наоборот. Так, школьники из неблагополучных семей требуют особенного отношения учителя к ребёнку.

Как воспитывать детей? На ум приходит фраза «Не воспитывать детей, а воспитывать себя, дети все равно будут похожи на вас». Агрессия давно перестала носить чисто семейный характер - это уже проблема общества. И подход может быть только один - любовь к детям, принятие всех их особенностей. И самое главное - у любого ребёнка с раннего детства должна быть удовлетворена базовая потребность в безопасности».

Заведующий лабораторией образовательной журналистики ВШЭ Александр Милкус сообщает, что в России из 1,3 млн учителей издевательствам и травле на регулярной основе подвергаются 5,6% (75 тысяч человек) педагогов. Еще около 50 тысяч из них терпят издевательства в Интернете.

«Социальный статус педагога у нас сегодня опустился ниже плинтуса. И дело не в материальном положении. Дело в том, что учителя не в состоянии противостоять агрессии учеников — не умеют правильно вести себя, не обладают навыками выстроить отношения с детьми», - цитирует слова эксперта «МК».

Кстати, ProUfu.ru проводит опрос среди читателей на тему травли учителей со стороны школьников. Пройти его можно по ссылке.

Вы – учитель, и тоже сталкивались или до сих пор сталкиваетесь с агрессией со стороны учеников? Как вы считаете, каково решение данной проблемы? Свои истории и размышления на тему материала вы можете присылать на почту редакции proufu-red@yandex.ru.


ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER


Новости партнеров



Рекомендуемое



Спецпроекты


Тесты




Карточки



Афиша





---

Опрос

В Благовещенске студент колледжа открыл стрельбу из ружья по своим одногруппникам. Считаете ли вы, что оборот оружия в России следует ужесточить?

Пройти опрос

Происшествия



Сексуальная пятница