Азат Ришатович стал руководителем колледжа в октябре 2018 года, до этого он работал замглавы администрации Стерлитамака. По словам сотрудников, первые несколько месяцев он вел себя тихо, будто присматривался. Потом якобы начались нововведения – многочасовые собрания, выговоры и увольнения. Из-за этого некоторые преподаватели даже написали письмо Владимиру Путину.
Аккурат под наше расследование приехали члены Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. На одном из заседаний до них довели информацию о ситуации в УТЭК, а учительница одной из уфимских школ Альфия Юсупова добавила, что идет планомерное сокращение часов башкирского языка в Уфимском машиностроительном и Уфимском многопрофильном колледжах.
После выступления учительницы член СПЧ Андрей Бабушкин сделал замечание Министерству образования и Радию Хабирову и обещал лично проконтролировать ситуацию. Слова Бабушкина, по-видимому, подействовали, поскольку учителя УТЭК через пару дней сообщили, что директор как-то подобрел, поговорил со всеми, с кем был на ножах.
Однако сейчас выяснилось, что уволились около десяти сотрудников, в том числе и заведующий Многофункциональным центром прикладных квалификаций Рафис Кашбуллин, учительница русского языка и литературы Татьяна Касьянова, учительница истории и обществознания Надежда Албаева, преподаватель экономических дисциплин Гузель Ибрагимова, главный бухгалтер Булат Хайруллин, специалист отдела кадров Эльмира Мисбахова.
– Руководство колледжа вызывает к себе и заставляет писать заявление на увольнение по собственному желанию. Директору просто нужны свои люди на ключевых должностях, для них и освобождают места, – озвучил свою версию происходящего наш источник в УТЭК.
– Директор вынудил меня уволиться. Он же из Стерлитамака привез молодую коллегу свою, филолога по образованию, и временно посадил в методический кабинет. Возможно, для нее нужно было освободить место, а я была самой старшей, поэтому он и стал собирать на меня досье. Он однажды меня вызвал и сказал, что на меня есть две жалобы.
Например, как-то я обратилась к одному студенту по имени и отчеству, чем якобы унизила его по национальному признаку. Да, был такой случай, я сказала: «Георгий Арменович, вы когда-нибудь займетесь русским языком или нет?». Но с каких пор это считается оскорблением, к тому же по национальному признаку? Сам директор тоже частенько так обращается к студентам. Я попросила показать эти жалобы, но мне отказали, якобы они были устные. Меня предупредили: если не напишу заявление, мне гарантируют и письменные жалобы.
Я пережила два инсульта, у меня сахарный диабет. В кабинете меня заколошматило, я испугалась, что там и умру. Поэтому не стала разбираться, лишь позвонила мужу и попросила, чтобы приехал за мной. Через пару дней я хотела забрать свои личные вещи, но на вахте мне сказали, что меня велено не впускать.
Сейчас нахожусь в больнице, из-за стресса началось обострение. У меня 47 лет педагогического стажа, работала при пяти директорах, в мой адрес никогда не было нареканий. Этот директор, увидев мои регалии, с издевкой говорил: «А вы у нас, оказывается, уважаемый человек». Мне очень обидно из-за того, что меня оболгали, – рассказала бывший педагог колледжа, заслуженный работник среднего профессионального образования РФ Татьяна Касьянова.
– В УТЭК работаю более 20 лет. Я хочу здесь работать, но придется искать новое место. Мы до сих пор не получили нагрузку (часы – прим. ред.) по башкирскому языку. Из-за этого сложно оценить будущую зарплату. Руководство ведет себя по-хамски, – прокомментировал один из преподавателей.
Азат Камалетдинов, директор УТЭК:
Своих друзей я сюда не устраиваю. Не я их (бывшие сотрудники – прим. ред.) уволил, а они уволились по собственному желанию. Временно исполняет обязанности руководителя Многофункционального центра прикладных квалификаций методист этого же отдела, то есть никто другой принят не был. Бухгалтера замещает экономист, которую рекомендовал сам бухгалтер. Уход специалиста отдела кадров для меня самого стал неожиданностью. Я ни одного сотрудника просто так не уволил. Кадрами не раскидываюсь. Мне интересно, кто так жалуется. Почему ко мне никто не подходит? Это не первое обращение в СМИ, письма и в другие органы поступали. Мы прошли проверку Минобразования, нарушений не обнаружено.
Что касается Касьяновой, то она сама написала заявление. У нее еще до меня были докладные, я лично выявил нарушения.
Я сам по национальности татарин. Я не расист. Предвзятое отношение к учителям башкирского языка – вообще нонсенс для меня. Каждый преподаватель башкирского языка обеспечен кабинетом, стараемся выполнять любые их заявки на укрепление материально-технической базы. Я даже лично настоял на участии в гранте башкирского языка. Не выиграли, но будем стараться еще. Мы выясним все вопросы с педагогами. Лично я сокращений учителей башкирского языка не производил. Может, они до меня происходили.
Позже в Министерстве образования Башкирии в неофициальном порядке сообщили, что директор действовал самовольно. Если увольнения учителей могут быть объяснены разными причинами, то сокращение часов башкирского языка за счет других предметов – проблема куда серьезнее. Видимо, руководители учебных заведений не видят ничего плохого в том, что государственный язык Республики Башкортостан находится в невыгодном положении. Но то ли еще будет! Скоро в школах составят учебный план с учетом пятидневки, тогда мы и увидим общую унизительную картину по языку.