Причины введения ЕГЭ
Традиционная итоговая аттестация как форма государственного контроля перестала устраивать чиновников от образования. Особенно их возмущало участие в выпускных экзаменах педагогов этих же образовательных учреждений, что якобы снижало доверие к проводимым испытаниям.
Особой критике подвергалось сочинение как основная форма письменного экзамена по русскому языку и литературе. По мнению противников, в его написании было много формализма, мало творчества и самостоятельности учащихся.
Еще один аргумент лоббистов ЕГЭ – двойная психологическая и умственная нагрузка на выпускников, поступающих в вузы. Отсутствовал у школьников и выбор вуза. Причем каждый вуз разрабатывал экзаменационные материалы самостоятельно и учитывал результаты своих экзаменов.
Система рухнула
Прежняя система образования разрушена, и, как следствие, катастрофически упал уровень образования. По авторитетному мнению ректора МГУ им. М. Ломоносова Виктора Садовничего, в реформах образования было сделано немало ошибок, многое было упущено. Как маятник, из одного крайнего положения мечемся в другое. Система образования в Советском Союзе была уникальна, и она себя показала. А потом мы потеряли фундаментальность нашего образования. Его заменили понятием «компетенции».
Наша сила была в том, что не учили студента просто запоминать, обучали его не каким-то компетенциям, а требовали размышлять, думать, доказывать, сомневаться и преодолевать. Тогда он и становится ученым или специалистом. Это помогло нам в освоении космоса и в других направлениях. А потом мы начали стараться скопировать другие системы, просто из-за того, что в мире они есть. Большая вина за падение уровня российского образования лежит именно на введении и культивировании ЕГЭ.
Фото: rg.ru
Бесплатный сыр только в мышеловке
Уровень подготовки ученика и учителя оценивается по неизвестно кем придуманным тестам клерками из Федерального института педагогических измерений. Мало того, что эти тесты ни при каких условиях не могут дать объективной оценки подготовки ученика, так и учитель вынужден вместо нормального обучения заниматься только натаскиванием на заполнение тестов.
А многие учителя, не выкладываясь, так сказать, полностью на уроках, поневоле принуждают ученика, а точнее, его родителей, к дополнительным оплачиваемым (!) занятиям. Это и есть коммерциализация бесплатного (гарантированного Конституцией) школьного образования. Действительно, ЕГЭ стал настолько сложным, что не каждый ученик подготовится к нему без репетиторов. По мнению экспертов, причина этого – ползучая профилизация экзамена.
Сегодня подготовка и сдача ЕГЭ превратились в гонку за баллами для поступления в престижные вузы. А высокие баллы дает только выполнение сложных заданий на профильном ЕГЭ. По мнению директора Института развития образования НИУ ВШЭ И. Абанкиной, кособокость нашей школы в том, что мы слишком увлечены предметной профилизацией и совершенно не сопрягаем ее с таким же углубленным познанием ребенком самого себя и окружающего мира в целом. В результате профилизация получается очень зауженная, в современном мире она не работает, ведь работодателей интересует, скорее, общее развитие человеческого капитала, универсальные навыки и компетенции, а не узкоспециализированные навыки, которые ориентируют людей на быстроустаревающие позиции. Эти позиции уже заполнены, молодежь там не нужна. А к новым профессиям узкий специалист не подготовлен.
ЕГЭ должен быть итогом школьного обучения. Мы платим налоги, чтобы дети получили общее среднее образование. Раз ЕГЭ – это способ поступления в вузы, то дети и говорят: «Я готовлюсь в вуз, а школа – да бог с нею». Конечно, вузы хотят брать на обучение выпускников с 80-100 баллами. Но таких немного. Фактически принимают и с 40, и с 35 баллами. Какие дети есть, тех и берут.
Куда делась коррупция?
По статистике Счетной палаты РФ, коррупционная составляющая при поступлении в институты и университеты после введения ЕГЭ не упала ни на один процент! Зато руководство вузов просто в шоке от уровня подготовки студентов, поступивших по результатам единого экзамена. Сами ректоры признают, что до трети студентов не в состоянии сдать первую сессию. Да что там сессию, большинство не может справиться с элементарными проверками знаний в начале обучения.
Оппоненты ЕГЭ уверены, что он вводился для увода налево максимума средств. Менее радикальная реформа образования столько денег не дала бы. Это знают все, кто работает в этой сфере. Второй целью было отнять у приемных комиссий вузов взятки. Улучшение качества образования и близко здесь не стояло. А тесты сами по себе и в Советском Союзе были, и стояли они тогда на своем законном месте, не первом и даже не третьем по важности. Потому необходимо отойти от тестовой формы проведения ЕГЭ.
Тестовая форма хороша для Запада. Она формирует человека отмечающего, а не думающего. Как можно сдавать русский язык, литературу или историю при помощи тестов? Говорю это как историк, закончивший классический университет. Человек, изучивший курс отечественной истории, должен уметь разбираться в фактах, документах, работать с источниками, отстаивать и аргументировать свою точку зрения в непростых и дискуссионных проблемах российской и зарубежной истории. А обществознание – это предмет, вобравший в себя философию, экономику, право, политологию. Здесь необходим прямой контакт учителя или преподавателя с обучающимся, а не заполнение клеток в бланках.
С внедрением ЕГЭ связана проблема разрастания чиновничьего аппарата в образовательной сфере. В 2004 году был создан федеральный орган по надзору в сфере образования – Рособрнадзор с огромным штатом и его структуры в регионах. У нас эта структура возникла в 2013 году и получила название Обрнадзор по Республике Башкортостан с десятками штатных сотрудников. Если раньше в Министерстве образования был отдел инспектирования, лицензирования и аккредитации с шестью специалистами (которые тем не менее справлялись с огромными объемами работы), то теперь для этого нужно, оказывается, целое управление с сонмом инспекторов и экспертов! И приличным бюджетом!
Образование = распил бюджета
Многие не видят связи между ЕГЭ и массовым оттоком выпускников школ за пределы республики, ведь после сдачи ЕГЭ они имеют право подать свои документы сразу в несколько вузов. И многие уезжают в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург и другие города.
Согласно официальным данным, сейчас наблюдается значительный отток выпускников наших школ в столичные города. Москва и Санкт-Петербург каждый год забирают у нас от 15 до 17 тысяч самых лучших одаренных выпускников. Большая часть этих ребят не возвращаются в родную республику. Отток продолжает нарастать. Это огромная проблема и огромный вопрос для республики.
Можно было бы привести еще немало доводов против ЕГЭ, вот уже восемнадцатый год будоражащего умы школьников и опустошающего кошельки их родителей. Я против ЕГЭ, против этой коррумпированной системы. По-видимому, общественное мнение созрело настолько, что группа депутатов Госдумы регулярно вносит на рассмотрение нижней палаты законопроект об отмене ЕГЭ. Несмотря на ярое противодействие апологетов экзамена, инициаторы законопроекта требуют отмены надоевшего ученикам и родителям ЕГЭ, направленного не на получение знаний, а на «дрессировку» по определенному набору заданий.
Предлагается возвращение к традиционному экзамену. Естественно, с поправкой на современные тенденции образования. Это позволит улучшить процесс обучения и сделать так, чтобы в финальных классах дети не готовились к ЕГЭ, а спокойно учились и потом поступали в вузы. Резоны авторов законопроекта обоснованы и не пустячны, как это бывает с некоторыми законопроектами Госдумы. Но слишком мощное противодействие этот документ может встретить и у некоторых парламентариев, и у чиновников от образования, и у части самого учительства.
Как сейчас модно говорить, ЕГЭ – слишком токсичная тема. А реалии этой темы, как мы видим, существенно отличаются от деклараций и лоббистских усилий его адептов. Что ж, как говорится, поживем – увидим! И если мы великая страна, то должны четко представлять, что образование – это источник духовной энергии и мощный социальный лифт. А на кону стоят миллиарды рублей и будущее российского образования. А значит, и будущее страны!