пришлите новость

Какие зарплаты у сельских врачей? Репортаж из районной больницы Башкирии

13:00, 31 мая 2019

Хирург сельской больницы сообщил ProUfu.ru, что получает всего 17 тысяч рублей в месяц. Мы решили узнать, насколько информация соответствует действительности, и выехали в Верхнеяркеевскую ЦРБ.

Какие зарплаты у сельских врачей? Репортаж из районной больницы Башкирии

Все знают, что, согласно майским указам, врачи должны получать к 2018 году две средние зарплаты в регионе, а средний медперсонал – не меньше одной. Средняя зарплата в Башкирии, к слову, равна 33 тысячам рублей.

Но врачи из глубинки Башкирии сообщили нам, что на деле ситуация далеко не такая радужная. Часть работы в государственной больнице выполняется практически «в черную». Медики работают, добровольно хватая по несколько ставок, остаются на дежурства, идут на переработки, но не получают за это ничего.

Несмотря на страх перед безработицей, из больниц массово увольняются врачи. Судя по жалобе неравнодушных медиков в Минздрав РБ, за последние три года из Верхнеяркеевской ЦРБ уволились порядка 40 врачей. Последний уволившийся врач-гинеколог в сердцах скинул с себя халат со словами «Это больше невозможно терпеть!».

Что скрывается за фасадом?

Верхнеяркеево встречает разбитыми дорогами и развалинами некогда мощного комплекса «Илишмолоко». В центре села красуется выкрашенная в салатовый цвет поликлиника. Учреждение оснащено согласно последним стандартам и названо «бережливой поликлиникой».

Яркое фойе напоминает заведения из американских фильмов, а ремонт здесь такой, что даже вооруженным взглядом нельзя увидеть никакие недочеты. По словам знающих людей, на ремонт больницы было потрачено 45 млн рублей (а по бумагам, возможно, и того больше).

Местные активисты упомянули, что подавали жалобу в прокуратуру и просили проверить законность приобретения главврачом служебной квартиры, которую она якобы попросту приватизировала. Но это уже другая история, а пока узнаем, что скрывается за красивым фасадом «бережливой поликлиники».

 _MG_9540.jpg

Отделение, похожее на хлев

Многие наслышаны о плохом ремонте в районных больницах, но мало кто из уфимцев видел их своими глазами. Во всяком случае, отделение для фельдшеров скорой помощи и ортопедии Верхнеяркеевской ЦРБ больше напоминает хлев: крошащиеся стены, вечно бегущая вода из крана, раковину подпирает какая-то деревянная балка.

_MG_9351.jpg

Нет, не в таких условиях должны работать люди в белых халатах, спасающие жизни.

 _MG_9394.jpg

Где-то посередине комнаты, в которой отдыхают водители скорой, из-под линолеума торчит доска. Если на нее наступить, сразу же выскакивает вторая, то есть не споткнуться на этом месте в принципе невозможно. Понятно, что привыкшие фельдшеры уже выучили опасные места наизусть, и, видимо, играют в пятнашки, добираясь до лежанки. Недавно проверяющие все же чуть не поломали себе здесь ноги.

_MG_9406.jpg

Сразу возникает мысль: это до какого же состояния довели больницу годы капитализма! И это при том, что деньги на ремонт заведения, по словам местных активистов, выделялись.

«Скидываемся на районную газету»

За столом в лаборатории сидят две медработницы – дежурант и врач. Перед ними стоят колбы с кровью. Раньше, как и основная масса сотрудников, работники лаборатории получали надбавку 15% и молоко за вредность. Сейчас же доплата за вредность почти у всех снижена до 4%.

Фарит Галиев, 20 лет возглавлявший профком Илишевского района, рассказал, что бухгалтеры и другие административные сотрудники поликлиники, получают доплаты, которые гораздо больше (раз в десять), чем у врачей.

_MG_9304.jpg

– Почему мы это терпим? – возмущается бывший профкомовец. – Кто деньги зарабатывает? Медработники или бухгалтеры? Они работают с кровью, с ВИЧ-инфицированными? Они разве деньги по ОМС зарабатывают? Почему они получают повышенные доплаты, а мы – нет? Мы, профком, двадцать лет с таким трудом внедряли особые условия оплаты для медработников, а убрали все это за один раз! И все из-за того, что врачи и медсестры молчат! В наше время это называли попустительством.

Но сегодня врачи уже не могут молчать. Они рассказали СМИ, что не только перерабатывают (вместо 20 человек работают лишь шестеро), но и получают зарплату, не соответствующую требованиям майских указов.

Еще одним возмутительным моментом стало то, что всех медработников заставляют покупать районную газету, «чтобы она жила», так как она не пользуется популярностью.

Без имени-1.jpg

Молодая врач Зиля Мирзагитова думала, что, приехав в район, она получит по программе «Земский доктор» подъемный миллион. Денег она не получила, хотя про нее писали даже в районной газете. Поначалу Мирзагитовой говорили, что миллион не положен работающим на полставки, а потом, когда молодая мать устроилась на ставку, вступиться за нее было некому. Профсоюз такие истории вообще старается не замечать.

 

«Не могу, когда вижу нарушения»

_MG_9524.jpg

Ирина Гилязева поначалу работала заведующей инфекционным отделением Верхнеяркеевской ЦРБ, но потом ее «попросили», создав такие условия, что она была вынуждена написать заявление. Ирину перевели, и она стала терапевтом приемного покоя. Перевод резко сказался на ее зарплате. Оказалось, несколько месяцев врач получала надбавку не за высшую категорию, а за среднюю. Ошибочка вышла. Пришлось обращаться в прокуратуру, чтобы ситуацию пересмотрели. На аналогичную ошибку жаловались и в других отделениях больницы. Непонятно, почему бухгалтерия считает зарплаты не в пользу медиков.

Возникает вопрос: неужели все так плохо в финансировании здравоохранения, что нужно обманывать медицинских работников и урезать их доплаты?

– Вообще не могу, когда вижу нарушения, – признается Ирина Гилязева. – Дело в том, что наше приемное отделение работает и как травмпункт, и как приемное, и как реанимационное отделение. То есть врач – это и терапевт, и дежурный врач, и нарколог. Он же и реанимирует, потому что реаниматолог у нас не работает круглосуточно. Как такое возможно? Объясните мне.

Также Ирина Гилязева дополнительно проводит освидетельствование на алкогольное опьянение. По словам Ирины, эта работа никак не оплачивается, хотя занимает большую часть рабочего времени, да и проблем приносит немало. Например, недавно один из водителей подал в суд, так как не согласился с результатами медосвидетельствования. Теперь врач ходит по судам в свое личное время, судится с водителем. А ведь согласно должностным инструкциям, она вообще не должна была проводить это освидетельствование.

 

Стоматолог против прокуратуры

Недавно врач-стоматолог Фаниса Мухарлямова обращалась в прокуратуру, пытаясь восстановить доплату за вредность. Ей стало обидно, что в соседних районах все получают по 15%, а в Верхнеяркеевской ЦРБ – только 4%. Особенно она возмущена тем, что в детскую стоматологию не идут молодые врачи.

_MG_9517.jpg

– Неужели непонятно, что лечить детей – это серьезный труд, – удивляется она, –что вредность могли бы и оставить, ведь в соседнем районе же ее оставили!

В результате ее зарплата за полную ставку – около 34 тысяч рублей, и это с учетом всех доплат, в том числе и платных пациентов, экстренных и родовых сертификатов. Обращение в прокуратуру результатов не дало.

– Прислали одни отписки, – объясняет Фаниса Явитовна.

 

«СОУТ не проводилась»

В целом после разговора с врачами Верхнеяркеевской ЦРБ стало очевидно, что в больнице не проводилась специальная оценка условий труда (СОУТ). Основной массе сотрудников просто урезали доплату за вредность с 15 до 4% или с 75 до 60%. Никто из наших собеседников, работающих в больнице, в глаза не видел коллективного договора. При расчете зарплаты врачам якобы по ошибке снижали категорию. Еще одно нарушение – срезались дополнительные отпуска. Например, у Радика Гимазетдинова он был сокращен на 10 дней. Остальным опрошенным так же урезали допотпуска.

Без имени-1лшрпроп.jpg

Подобные «недоразумения» почему-то не коснулись административного персонала, который имеет существенное преимущество перед медработниками при учете надбавки за выслугу лет. Надбавка за выслугу для медицинских работников со стажем от 3 до 5 лет равна 2-4%, при стаже больше 5 лет – 4%. Однако при этом надбавка за выслугу лет «прочему персоналу» гораздо выше (20% при стаже от 3 до 5 лет и 30% при стаже свыше 5 лет).

Главврача Разиды Гатауллиной не оказалось на месте, так как она уехала в Уфу на распределение студентов. Хотя согласно распоряжению министра должна была в пятницу в 4 часа принимать посетителей.

Ее заместитель Зульфия Ахмадуллина сказала, что у них «все соответствует дорожной карте».  А вот с вопросами о зарплатах нас отправили в бухгалтерию. Бухгалтеры говорить с нами не решились._MG_9536.jpg 

Уже когда мы вышли из больницы и проходили по внутреннему двору, нам показали отделение гемодиализа. Его построили якобы без проекта или даже без фундамента. Но это совсем другая история.

_MG_9317.jpg

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное