Все началось с того, что бабушка пожаловалась на слишком дорогой «Алфлутоп» из госаптеки, который принимают при болях в суставах. «Купила за 2000, а в другой аптеке такой препарат стоит 1600 рублей!» – обиженно воскликнула она.
Я не поверила и решила проверить. Мне как раз были необходимы некоторые препараты, прописанные неврологом от ВСД, поэтому я пошла в госаптеку.
В госаптеке на Батырской (как раз напротив офиса ГУП «Башфармация») я удостоверилась, что бабушкин «Алфлутоп» стоит 2067 (10 ампул по 1 мл) и 1945 рублей (5 ампул по 2 мл). Конечно, есть и за 1750 рублей, но за ним нужно ехать на «Юрюзань».
В «Фармленде» на Рабкоров упаковка из 10 ампул по 1 мл стоит 1553 рубля. Есть еще дешевле – за 1484 в аптеке на Менделеева. А упаковка из 5 ампул по 2 мл стоит 1808 рублей в аптеке на Батырской и 1612 рублей – на Менделеева.
Потеря для бабушкиного кошелька – от 330 до 583 рублей.
На себе я решила не экономить, поэтому приобрела в госаптеке почти все, что прописал доктор. «Диакарб», «Нейрокс», «Винпоцетин» обошлись мне в 801 рубль.
Но в госаптеке не оказалось препарата «Пикамилон», поэтому пришлось идти в соседнюю «Виту» на Кувыкина. Там я снова смогла сравнить цены в разных аптеках. «Винпоцетин» стоит в «Вите» 144, в госаптеке – 150 рублей, «Нейрокс» – 285 рублей против 344, «Диакарб» – 214 рублей против 306 в госаптеке.
То есть все эти лекарства я могла купить в «Вите» за 643 рубля. Потеря для моего кошелька – 150 рублей.
С 2017 года ГУП «Башфармация» резко увеличила траты на рекламу – на 1200% по сравнению с предыдущим годом. А в следующем году – уже на 2200% (13,6 млн рублей).
Согласно отчетам КСП за прошлые годы, цены на многие лекарства в сети госаптек сильно завышены. Более 70% лекарственных средств в среднем на 18% дороже, чем в других регионах. Препараты «Арбидол», «Галстена», «Диклофенак», «Нефростен», «Уролесан» продаются на 26% дороже, чем в Казани или Самаре.
Реклама
Казалось бы, эту историю с ценами на лекарства можно и забыть. Если бы не хоккей. Хоккейный сезон в этом году был для ХК «Салават Юлаев» ярким, запоминающимся и немного трагичным. Но внимание привлекло не только это.
Читатели ProUfu.ru заметили рекламу госаптек на льду, которая растянулась красными буквами от борта до борта. Зачем ГУП «Башфармация», которое в первую очередь рассчитано на исполнение социальных обязательств государства, пытается привлечь внимание аудитории, которая вряд ли является целевой?
На сайте КХЛ даже указано, что «целевая аудитория хоккея – это мужчины в возрасте 20-50 лет, регулярно и серьезно интересующиеся спортом, с доходом средним и выше, проживающие в городе, посещающие хоккейные матчи».
Во сколько обошлась госаптеке реклама на льду?
Мы изучили стоимость рекламы госаптек на льду «Уфа-Арены». Судя по сайту госзакупок, на предыдущий хоккейный сезон «Башфармация» и АНО «Хоккейный клуб «Салават Юлаев» заключили договор на 4,9 млн рублей.
Звоним в «Уфа-Арену», чтобы узнать, какие цены предлагаются на следующий хоккейный сезон 2019/2020. Для этого представляемся несуществующей фирмой. Нам отвечают, что цена такого же модуля, как и для госаптек, равна 8,2 млн рублей.
Ищем подтверждение. Например, на портале Картотека.ру в госконтрактах АНО «ХК «Салават Юлаев» значится контракт с ГУП «Башфармация» на сумму 4,9 млн рублей. Других нет. Пытаемся разобраться и звоним в клуб, представляемся при этом уже журналистами. Пресс-служба клуба ответить затрудняется. Создается впечатление, что эти вопросы для них непонятны и неожиданны, что позже и подтвердил руководитель пресс-службы Руслан Ахмедьянов: «Обычно нам звонят по поводу хоккеистов. Впрочем, зачем им весь пакет, они ведь могли выкупить лишь некоторые позиции» - отвечает он.
Но возникает вопрос. Даже если «Башфармации» удалось выторговать скидку на рекламный пакет, остается вопрос: зачем вообще нужна такая реклама госпредприятию?
Реклама на выезде
Вместе с тем мы стали замечать, что рекламой госаптек увешан почти весь город. Мы обратились к рекламным агентствам. Вот, например, билборд на углу Сочинской – Менделеева.
Согласно сайту госзакупок, аренда на 9 месяцев (8 мая 2018 г. – 8 января 2019 г.) этого рекламного места обошлась «Башфармации» в 2 080 000 рублей. Договор был заключен с фирмой «АльпМастер», владеющей этой рекламной конструкцией.
Мы позвонили в фирму «АльпМастер», чтобы узнать цену. Нам прислали прайс-лист. Оказалось, мы можем заключить договор на ту же сумму.
Следующий контракт – рекламный щит на доме на ул. Зорге, 9, рядом со зданием «Сбербанка». Согласно сайту госзакупок, этот баннер обошелся «Башфармации» в 1,9 млн рублей. Период – с 27 февраля по 30 сентября 2019 года.
Это лишь то, что мы успели бегло рассмотреть. На самом же деле реклама госаптек есть везде: на въезде в город, на маршрутках, домах, баннерах, картах 2ГИС, в буклетах и пр.
Экономисты говорят, что траты на рекламу входят в себестоимость конечного продукта. Может быть, как раз из-за этого в госаптеках такие дорогие лекарства?
– Реклама – это наша отдельная статья расходов, которая никак не влияет на цену лекарств. Реклама оплачивается за счет средств «Башфармации», – пояснила специалист по рекламе ГУП «Башфармация» Наргиз Ильясова. – У нас не очень дорого, если не сравнивать с аптеками-дискаунтерами. Например, «Вита Экспресс» и «Фармаимпекс» снижают цены за счет производителей. Некоторые позиции они продают себе в убыток. Мы так не можем. Если же сравнивать с «Фармлендом», то у нас обычные цены. К тому же ассортимент у нас лучше, чем в других аптечных сетях. Например, у нас есть дешевые аскорбинки и парацетамол всего за 5 и 6 рублей. Такого в других аптеках нет.
В настоящее время в ГУП «Башфармация» сменился руководитель. Салават Рахматуллин покинул пост, который занимал с 2016 года. Он ушел легко, а сейчас, поговаривают, ожидает своего назначения. Как говорит собеседник в Минздраве, ему прочат место главврача 21-й больницы.
Все еще непонятно, как будут применяться результаты проверки КСП, которая выявила многочисленные нарушения за время работы Рахматуллина. К ним относятся и возросшие в десятки раз траты на рекламу, чью обоснованность эксперты подвергают сомнению. И тут нельзя не вспомнить, что несколько лет назад ГУП «Башфармация» провела ребрендинг своей сети. Страшно представить, в какую сумму он обошелся.
«Фабрика смерти». Как Гульнара Мустафина «распродавала» 21-ю больницу?
Как вы думаете, при падающем уровне доходов населения должна ли госаптека тратить огромные средства на рекламу? Или лучше снизить цены на лекарства хотя бы на уровень конкурентов, сэкономив на баннерах?