Рауфа Рахимова: «Мой уровень
доверия к властям вырос»



Общество


Юлдаш Юсупов: «Наследие и корни должны объединять, а не быть яблоком раздора»

11:02 21 Апреля 2019 | 13005
Автор: Рамиль РАХМАТОВ
Все материалы автора

Юсупов Юлдаш Мухамматович – кандидат исторических наук, начальник Центра социокультурного анализа. С 2012 года осуществляет исследование генофондов народов Евразии совместно с учеными Медико-генетического научного центра РАН г. Москвы.  

Юлдаш Юсупов: «Наследие и корни должны объединять, а не быть яблоком раздора»

– Как получилось, что историк, гуманитарий начал заниматься биологией? Как вообще относиться к тому, что специалист, который исследует происхождение народов, использует в своих изысканиях генетику?

– Народы и этносы исследуют по разным параметрам. Есть научные дисциплины, которые изучают народ по узорам на утвари и одежде, фольклористы, например, анализируют фольклор, а антрополог тот же народ будет изучать по физическим данным. Логично, что историк-этнограф начинает использовать еще один источник в исследованиях этноса – генофонд. Но произошло это благодаря активности самих генетиков. Наши коллеги, генетики Елена и Олег Балановские, уже давно использовали точки соприкосновения с гуманитарными дисциплинами – лингвистикой, этнологией, археологией, историей. Ведь для генетиков объектом исследования является популяция, сопряженная с этносом, а для нас, этнографов, таким объектом стал этнос. И взгляд на генофонд со стороны этнографии оказался ценен.

– Но все же фольклористика и этнография в изучении народов более привычны, а тут генетика…

– Вы знаете, не так страшно недооценить популяционную генетику, сколько переоценить ее возможности. Эта дисциплина действительно выводит исследования этносов на новый уровень, хотя часто подтверждает и укрепляет аргументацию уже существующих концепций в этнографии.

 

Главный вопрос

– Вы занимаетесь башкирским генофондом. Какие же концепции опровергла популяционная генетика, а какие подтвердила?

– Главный вопрос: какие компоненты приняли участие в этногенезе башкир? Считалось, что в Средневековье, прежде всего в степной части Приуралья, почти полностью произошла, причем неоднократно, смена населения за счет миграций со стороны степей Центральной Азии, особенно в ордынский период. Однако генофонд это не подтверждает. Наоборот, вклад этого пришлого населения в генофонд башкир оказался очень небольшим. Можно сказать, монгольское влияние практически отсутствует.

– В популярной литературе бытует мнение о значительной доле гаплогруппы R1b, которая якобы сближает башкир с народами кельтской языковой группы. Есть ли этому какие-то подтверждения?

– Первые исследования выявили большую долю (до 48%) гаплогруппы R1b в генофонде башкир. Но исследование с учетом данных этнографии, которое мы провели в 2012 году, показало, что эта доля существенно ниже и не превышает 20%. Более того, важно учесть, что эта гаплогруппа у башкир подразделяется на три ветви разного происхождения.

– Какие же это ветви?

– Первая ветвь обнаружена у гайнинцев, и она наиболее близка к популяциям Западной Европы. Она присутствует и у татар бывшего Мензелинского уезда, которые унаследовали ее от башкир-байларцев, а также встречается в северо-восточной Башкирии.

Вторая ветвь имеет степное происхождение и характерна для тамьянцев и кыпсаков южных районов Башкортостана. Вероятно, проникла с кыпчаками в XII веке. Ближайшие параллели мы находим у кумандинцев, казахских кыпшаков и ногайцев.

Третью ветвь гаплогруппы R1b условно можно назвать бурзянской. Сейчас эта генетическая линия вызывает особый интерес. Она характерна для носителей ямной археологической общности бронзового века и имеет параллели с генетическими линиями сарматов (точнее, дахо-массагетов) степного Приуралья

– R1b маркирует мужскую генетическую линию. Объясните, пожалуйста, в чем ее особенности? Какие виды исследований еще есть?

–Как мы знаем, у человека 23 пары хромосом. Две половые Х и Y, еще 22 аутосомные, которые влияют, например, на форму носа, цвет глаз, волос, да практически всех признаков человека. Аутосомы наследуются как от отца, так и от матери, поровну. Если мы изучаем очень большие панели аутосомных маркеров, то достаточно взять два-три десятка образцов, чтобы составить генетический портрет всего народа. Например, несколько лет назад было проведено исследование тюрков Евразии по широкой панели аутосомных маркеров. И был обнаружен хоть и крайне малый, но все же единый для тюрков «южносибирский» компонент, который, вероятно, и принесла миграция тюркоязычных кочевников.

Кроме того, исследуются мтДНК, которые находятся в митохондриях клетки и таким образом передаются по женской линии.

Но мужская Y-хромосома для меня и моих коллег наиболее интересна. Во-первых, она наиболее разнообразна и позволяет находить особенности даже малых популяций. Но еще важнее, что произошедшие в ней мутации не смешиваются с материнскими, а передаются по бесконечной эстафете от отца к сыну. И она сохраняет информацию о мутациях, которые с ней произошли в тот или иной период. Поэтому, прослеживая историю генетической линии, можно понять, в генофонд каких народов и культур она могла входить. Здесь нужно собрать уже для одной популяции минимум 50 образцов. Однако увеличиваются и возможности. Например, можно выявить отличия родов, географических групп друг от друга, то есть провести более детальный анализ.

– Говоря проще, древа гаплогрупп Y-ДНК по своей сути –те же шежере по мужской линии, но на генетической основе, мтДНК – по женской, а аутосомные картинки показывают близость друг к другу тех или иных людей или народов в целом?

– Можно сказать и так. Изучение аутосом –  это изучение совокупности генетических линий, которые, передаваясь по отцовской и материнской ветвям, хранят информацию о многих генофондах. Половые хромосомы отражают историю отдельных линий. Вы правы, Y-хромосома сравнима с шежере, которое с каждым новым поколением ветвится. Гаплогруппа и гаплотип в Y-хромосоме сравниваются с часовой и минутной стрелками. Одинаковая гаплогруппа может встретиться у нескольких народов, сравнение же гаплотипов в пределах данной гаплогруппы позволяет увидеть между ними разницу и время расхождения этих ветвей. Исследования гаплогруппы R1b это наглядно показывают.

–  Если R1b – это примерно 20%, то что составляет остальной генофонд?

– По этому поводу мы публикуем научные статьи. Их более научно-популярные версии опубликованы на сайте Генофонд.рф. Уже готовы материалы по северо-западным, северо-восточным и юго-западным башкирам. На подходе статьи по юго-восточным и по всему башкирскому генофонду.

Более трети башкирского генофонда составляет гаплогруппа R1a. Выделяются две основные ветви – «северо-восточная» и «южная»

«Северо-восточная» ветвь превалирует у северных и северо-восточных родов. Вероятно, она связана с родовой линией Майкы-бия. Демографический рост этой линии явно приходится на ордынский период. Поэтому майкыбиевичей мы обнаруживаем на обширной территории: от Татышлинского, Балтачевского районов до юга Учалинского района и даже районов Челябинской области. «Южная» превалирует в генофондах кыпчаков и тамьянцев и протянулась по Миякинскому, Кугарчинскому и Абзелиловскому районам.

Существенной оказалась доля так называемой северо-евразийской гаплогруппы N1a – около 15%. В Северной Евразии она характерна для финно-угорских и самодийских народов.

– Значит ли это, что роль финно-угров в этногенезе башкир доказана?

–Она никогда и не отрицалась. Например, палеоантропологи проводили явную линию преемственности от пьяноборской культуры бронзового века до современных башкир западного Приуралья. Другое дело, что их доля не так существенна, как в генофондах других тюрков Урало-Поволжья.

Что касается остальных компонентов, то в большинстве своем они относятся к «ближневосточным» и «западноевразийским» гаплогруппам. Отдельно я бы остановился на башкирах рода Канглы, у которых обнаружена гаплогруппа G1. Она уникальна для Урало-Поволжья и связана с древними миграциями иранских кочевников в степи Евразии, вероятно, со стороны так называемого Турана. Западноевразийская гаплогруппа I1, которую обнаружили у башкирских родов Гирей, Кыргыз, Мурзалар, Тырнаклы, пока остается для нас загадкой. Географически она все же смотрит на регионы Восточной Прибалтики.

В целом генофонд башкир условно можно разделить на две части: западное Приуралье (начиная от Зианчуринского района и дальше на север до Янаульского района) с превалированием европейских и северо-евразийских компонентов и восточное Приуралье с превалированием восточных и южных генетических компонентов.

 

Ближайшие соседи

– Что известно о наших ближайших соседях: татарах, финно-угорских народах, казахах, русских?

–Лично для меня в свое время стало откровением то, что существует не так много параллелей башкирского генофонда с казахским, а также с генофондами народов Трансоксианы, которые в отличие от генофондов Урало-Поволжья испытали довольно сильное влияние миграций из Монголии.

С русским генофондом башкирский практически не имеет параллелей. В русский генофонд вошли характерные для северо-восточной Европы генетические маркеры, которые в тех или иных вариациях присутствуют у славян, финно-язычных народов, балтов и германцев. Русский Север наиболее близок к финно-угорским и многим другим северным народам. Генетические маркеры центральной и южной России больше характерны для западных и восточных славян. Но, как и у башкир, четкую линию между этими частями провести невозможно.

Что касается генофондов Урало-Поволжья, то здесь башкирский генофонд смотрится вполне органично. Набор генетических маркеров в совокупности схож на маркеры ближайших соседей. Однако генофонд башкир больше отражает генофонды исторических народов степной Евразии. Полногеномные исследования генофондов казанских татар и чувашей показали, что они между собой очень похожи. Причина – значительная доля северо-евразийского («финно-угорского») компонента, который их и объединяет.
– Два года назад разразился спор между московскими генетиками и историками из Казани относительно генофонда татар. Что вы скажете по этому поводу?

– Тогда генетики сделали обычный и вполне закономерный вывод, что популяции сибирских, крымских и казанских татар между собой почти не связаны. Хотя новостью для ученых это и не было, казанцы отреагировали довольно нервно, посчитав это попыткой разрушить татарское единство. Свое мнение я уже высказывал по этому поводу. Логично, что спор не отразился в научных изданиях, поскольку в науке вряд ли можно всерьез ставить вопрос о генетической преемственности казанских татар от золотоордынских правящих кланов

– А как же предстоящий юбилей Золотой Орды в Казани?

Данное мероприятие имеет очевидные идеологические и политические основания, понимать его буквально нельзя. К происхождению самих татар и тем более к их генофонду в научном смысле этого слова оно отношения не имеет.

Загадочный Аркаим

– В последние годы генетики всерьез взялись за анализ ископаемых культур, тем самым стало возможным установить точную связь между древними народами и современными, уточнить их историю. Как Вы, будучи также и историком, оцениваете эти перспективы?

– Соотнесение данных палео-ДНК с современными популяциями становится все более эффективным. Однако мы с вами должны понимать, что народ, популяция и генофонд – это совокупности, а данные палео-ДНК – это, как правило, отдельные образцы. И еще неизвестно, не прервалась ли их генетическая линия, есть ли у них потомство в современности. Тем не менее всегда проводится специальный поиск связи между древними образцами и современными генофондами. В отношении сопоставления древних ДНК с башкирским генофондом весьма плодотворно работает томский ученый Владимир Волков. У него много публикаций по этой теме, их легко найти в интернете.

– Что генетики говорят о территории исторического Башкортостана? Какие культуры у нас относятся к числу наиболее ранних? Ямная, синташтинская, Аркаим? Кто их потомки?

– Выходившие с 2015 года статьи по палео-ДНК оказали значительное влияние на понимание происхождения отдельных генетических линий башкир. Конечно, здесь выделяются исследования культур эпохи бронзы. В центре внимания оказались ямники. Ямная археологическая общность охватывает широкие пространства от степей Причерноморья до степей Приуралья. Полногеномные исследования древних людей показали, что их генотип характерен для популяций Европы. Исходя из этого, исследователи пришли к выводу, что некоторые индоевропейские языки могли зародиться в степях Евразии и попали в Европу с миграцией ямников на запад. Что интересно, археологическая культура ямников не так сильно представлена в Европе, как их геном. Миграция ямников шла и на восток. Так называемая афанасьевская культура Южной Сибири имеет явное генетическое сходство с ямниками. Исследование Y-хромосомы нескольких образцов подкурганных захоронений ямников и афанасьевцев показали генетические маркеры, характерные для современных южных башкир – бурзянцев и части тунгауров. Аналогичные маркеры Y-хромосомы выявлены и у полтавкинской культуры, наследницы ямной культуры в Поволжье и Приуралье в позднюю бронзу. Мы видим одну генетическую линию, которая, вероятно, существенно не меняла свой вмещающий ландшафт продолжительное время. Учитывая интенсивность миграции в степной зоне в более поздние эпохи, мне это кажется удивительным.

Сложнее ситуация с синташтинцами и майкыбиевичами. Современные северо-восточные, южные башкиры и синташтинцы явно имеют общих предков. Однако являются ли первые прямыми потомками создателей Аркаима, говорить пока не приходится. Требуется более глубокое субтипирование древних ДНК и современных популяций башкир.

Необходимо отметить, что аналогичные параллели с синташтинцами обнаружены у многих тюркских народов Северной Евразии. Наиболее близкое родство прямой мужской линии здесь показывают кыргызы и алтайцы.

Если судить по мужской линии, генофонды носителей синташтинской, андроновской и родственных им культур бронзы и раннего железного века в значительной степени повлияли на генофонд башкир, как и на генофонды целого ряда народов, чьи предки входили в зону степной Евразии.

– Правда ли, что европейцы и часть населения Индии (те, которые ведут свое происхождение от ариев) – это потомки кочевников Причерноморья и Урала? Мы вот Вам даже картинку из зарубежного научного исследования приготовили:

Снова.jpg

Фото: www.biorxiv.org/content/biorxiv/early/2018/03/31/292581.full.pdf 

Генетические связи между населением степной Евразии и населением Индии обнаруживались и раньше. Последние полногеномные исследования древних ДНК дали более конкретные ответы. Действительно, в формировании южноазиатского населения приняло участие мигрировавшее из лесостепной Евразии и Южной Сибири кочевое население. В том числе и упоминаемые нами ямники и синташтинцы.

    

Сарматское наследие 

– Все мы знаем знаменитую коллекцию сарматского золота, которая хранится в Уфе. Расскажите, что генетика говорит про сарматов?

–Мы вновь должны обратиться к гаплогруппе R1b. Параллельные бурзянской генетической линии маркеры обнаружены в образцах из захоронений сарматов ( дахо-массагетов) Западного Оренбуржья II-V вв. до н.э.

Достаточно близкие совпадения показали юрматинские башкиры с данными палео-ДНК носителей пазырыкской культуры. Это часть народа юэчжей, то есть саков, одного из народов скифо-сибирского кочевого мира Горного Алтая. С III века до н.э. носители пазырыкской культуры подвергаются давлению со стороны хуннов, пришедших из Центральной Азии. Возможно, эти события и привели к миграции предков юрматинцев на запад.

Нет сомнений, что предки целого ряда башкирских родов принадлежали к племенам кочевой цивилизации, которые на рубеже эр занимали обширную территорию Великой Степи и Средней Азии. Представляется, что именно племена раннего железного века сыграли наиболее значимую роль в формировании современных генофондов Урало-Поволжья и тюркских народов Евразии


Здесь я в первую очередь имею в виду статью в журнале Nature, вышедшую в 2017 году.

В ней сравнили генофонды восточных и алтайских скифов с современными популяциями. Оказалось, что они имеют связь исключительно с современными тюрками, в основном с народами кыпчакской группы. Генетики в статье ставят задачу историкам и лингвистам, поскольку традиционная версия происхождения тюрков говорит, что их миграция началась не ранее VI в. н.э.
– Можем ли мы, жители Башкортостана, считать себя потомками данного народа?

– Генетика не даст ни ответа, ни рекомендаций. Идентичность – это исключительно социальное явление, которое зависит от самих людей

Я бы предостерег от крайности – передела и приватизации историко-археологического наследия, особенно используя генофонд. Самый известный спор за сармато-аланское наследие – это спор между народами Северного Кавказа. Не хотелось бы подобный спор видеть и у нас. Мы должны помнить, что скифо-сарматы – такие же предки ногайцев или сибирских татар. Культурное наследие и общие генетические корни должны нас объединять, а не быть яблоком раздора.

– На лекции, которую Вы проводили вместе с Балановским, от слушателей прозвучало предложение переименовать ФК «Уфа» в «Сармат». Как вы относитесь к идее, что историческое наследие должно «работать», приносить какую-то реальную пользу в настоящее время, в том числе, например, и в брендировании?

– Тогда Олег ответил, что это должны решать сами болельщики. Я полностью с ним согласен. Если говорить о маркетинге территории – это другое дело. Но начинать, наверное, надо не с футбольного клуба. А с более фундаментальных вещей. Откровенно говоря, странно, что упомянутый вами ресурс «сарматское золото» до сих пор не осмысливается нашими культурологами и антропологами. Ведь в Уфе находятся образцы мирового искусства, созданные именно на этой территории.

– Что же конкретно нужно сделать для этого осмысления?

– Ровно 50 лет назад, в 1969 году, была проведена научная сессия РАН по археологии и этнографии башкир. Этот форум и определил направления развития гуманитарной науки в Башкортостане.

За эти полстолетия учеными накоплен колоссальный материал по этнографии, археологии, появились новые методы, в том числе и исследования генофонда. Однако на концептуальном уровне мы все еще находимся в 70-х. Вырабатывать новые направления науки и выявлять смыслы исторического прошлого можно лишь через мероприятия подобного уровня и масштаба. Все другое будет иметь местечковый характер.

 

 


ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER


Новости партнеров



Рекомендуемое



Спецпроекты


Тесты




Карточки



Афиша







Опрос



Происшествия



Загрузка...