пришлите новость

В группе риска по ВИЧ - вахтовики

16:57, 25 января 2019

Чиновники рапортуют о профилактике, а за год заболеваемость ВИЧ в республике увеличилась почти на 2 процента. О проблемах инфицированных – наш разговор с психиатром Республиканского центра по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Юрием Анохиным.

В группе риска по ВИЧ - вахтовики
Фото: mgazeta.com

- Юрий Александрович, каким образом сейчас чаще всего происходит заражение?

- Половым: 3\4 от всего числа как мы называем ВИЧ-позитивных получили вирус при незащищенном половом контакте. За год в регионе прибавилось на две тысячи 782 человека ВИЧ-инфицированных. Из них 61 процент составляют мужчины, 39-женщины в возрасте от 31 до 40 лет

- Инфекция будет расти?

- По моему мнению, ее не остановить, пока в обществе будет продолжаться морально-этическая деградация. Надо заниматься социологией и психологией СПИДа. Но это все пущено на самотек. Причем, из всех инфицированных 10 процентов – жертвы чьей-то подлости, а 5-8 процентов – люди, которые знали, что имеют вирус, но молчали. По какой причине? В основном, это мужья, которые бояться, что их бросят «вторые половинки». А с таким «наследством» кому они нужны? Однако при этом редко кто из женщин уходит от мужа или даже сожителя. Тем более не заявляют на них в следственные органы. Пожалуй, исключением из правил могу назвать случай, произошедший в прошлом году: мужчину за то, что он заразил трех женщин, Орджоникидзевский суд Уфы приговорил к шести годам лишения свободы. Молодой человек стоит у нас на учете с 2012 года, но по всей видимости, ВИЧ у него был давно. Просто он вел здоровый образ жизни, занимался боксом, а работал, кстати, фитнес-тренером. В числе инфицированных оказалась и его гражданская супруга, которая ждала от него ребенка. В судебном процессе участвовали еще три зараженных женщины, но как свидетели. Причастность «боксера» к передачи им вируса не удалось доказать. Между тем молодой человек следил за своим внешним видом, легко знакомился и даже был зарегистрирован на сайте знакомств. Вполне возможно, что пострадали от него намного больше женщин.

Вообще случаи встречаются абсолютно шокирующие. К примеру, состоятельная женщина, у которой сын отбывал наказание за распространение наркотиков и имел ВИЧ, подобрала из своих сотрудниц ему невесту. Когда парень вернулся, сыграли свадьбу. А то, что девушка заразилась, она узнала лишь забеременев.

Еще был нелепый случай. Положительный семьянин, зарабатывающий гроши, накопил, наконец, на путевку в Саудовскую Аварию и… привез ВИЧ. Но все-таки 70 процентов из зараженных, образно говоря, «стояли за инфекцией в очереди»: то есть знакомились и тут же ложились в постель, или же использовали один шприц на двоих. Если сейчас взять кровь у молодежи, которая тусуется в ночных клубах, мы сразу выполним годовой план по выявляемости ВИЧ. Много встает на учет лиц безработных, ведущих асоциальный образ жизни, недавно освободившихся. Вот посмотрите запись одного такого: пишет не январь, а «енварь». У него за плечами – две «ходки», бомж, хотя человеку всего 29!

- Эта инфекция  опасна тем, что выявляется не сразу…

- Да, анализ может ее подтвердить в течение шести месяцев. Через первые недели после заражения он ничего не покажет. И потом: всем, кто к нам приходит, мы предлагаем заполнить анкету. В основном люди пишут: стали часто простывать, долго не приходят после болезни в норму. Что это значит? Садится иммунитет. Чаще всего инфекция проявляется через три-четыре-пять лет, все зависит от организма. 

- Сколько случаев выявляется за день?

- От трех до пяти. Дело происходит так: люди приходят, сдают кровь и ждут результатов. Все, естественно, анонимно. Затем звонят мне и называют номер, под которым зарегистрировались. Если результат положительный, говорю, что есть подозрения и приглашаю прийти еще раз сдать кровь.

- И какова реакция, когда уже в кабинете вы объявляете, что ВИЧ есть?

- Сначала у людей шок или такое восприятие: не может быть! Истерики (особенно если пришли оба супруга) начинаются у гардероба. Наша задача – убедить человека, что это – не приговор, с этим можно полноценно жить, работать, рожать детей. Только нужно вести здоровый образ жизни и принимать лекарства. Но безусловно, без трагедии в семье не обходится, особенно если это люди интеллигентные, любящие.

Вспоминаю случай. Муж – преподаватель одного из столичных вузов - заразился ВИЧ от своей студентки и передал инфекцию жене. Ей 41 всего, очень симпатичная, ухоженная, по статусу небольшой руководитель. Как она держалась! Корректно, вежливо, а в глазах стояли слезы... Таких женщин откровенно жаль. Но порой мы, мужчины, бываем настолько безалаберны! Уверен, что всем нам дается предупреждение свыше, но никто ему не внемлет. К примеру, мой знакомый - очень обеспеченный человек, как говорят, «нашел свое место в капитализме», с женой живут душа в душу. Но вот ведь, бес попутал: по пьяному делу снял девочку. Прибежал, держась за сердце, срочно сдать анализ. Очень переживал за супругу. Придумал какую-то легенду, лишь бы не исполнять супружеский долг… Пронесло. Расстались мы на позитиве, с условием, что больше не встретимся в моем кабинете. А через месяц он звонит: «Вы завтра работаете?» Я к вам приду. Жена уехала, а я сам не знаю, как опять снял путану.

- Кстати сказать, из числа «ночных бабочек» много инфицированных?

- Не могу отвечать за всех, но два года назад нам удалось договориться с группой, которая работала на проспекте Октября. Пришли 16 женщин от 17 до 50 лет. Мы у них выявили: два сифилиса, четыре гонореи и сплошь у каждой хламидии. Но ни одного случая ВИЧ! Вообще мое убеждение – с проституцией бороться бесполезно, нужно ее легализовать. Тогда и было бы меньше фактов заражений.

- Время идет, в «социальной иерархии» ВИЧ-положительных есть какие-то изменения?

- Есть. Теперь уже нужно вносить в группу особого риска вахтовиков, их довольно много. Видимо, как получат зарплату за два-три месяца, так надо отметить «с шиком» до приезда на родину.

Стало намного больше гомосексуалистов, сейчас молодые этого не стесняются. Приходят парами в ярких рубашечках, очень чистенькие, ухоженные, вежливые. А как переживают друг за друга! Держат за руку, приобнимут, в глаза заглядывают. Те, кто отвечает за «женщину» обычно работают в модных бутиках - продают часы, парфюм, или программисты. Одна пара ужаснулась, услышав «вердикт»: «А мы взяли ипотеку!».

- А есть среди инфицированных подростки?

- К сожалению, да. Наркоманы или те, у кого гормоны «зашкаливают». Помню, заразилась 10-классница из весьма обеспеченной семьи. Отец кричал на все здание:

- Какое вы имеете право «лепить» ей этот диагноз!». Да она отличница, спортсменка. Я не сдержался, спросил: «Вы говорите, что все знаете, а скажите, сколько ваша дочь сделала абортов?». Он созвонился с супругой, ему стало плохо. Когда его привели в себя, извинился и произнес фразу, которая запомнилась: «Извините, доктор, мы сами во всем виноваты! Во главу угла поставили рубль, а ребенка потеряли!»

- Но есть еще и спидофобия?

- Каждую неделю приходят по два-три человека, которые сдают анализ по пять-шесть раз за год. Я им говорю: «Ребята, это болезнь, вам надо к психотерапевту!» Но мы им отказать, конечно, не можем и тратим дорогие реактивы.

Несмотря на то, что даже подростки знают, что ВИЧ не передается бытовым путем, все-таки приходят с такими «заявлениями»: «Выяснилось, что у нас в коллективе одна женщина с ВИЧ, я пришла сдать анализ!». Хочу еще раз напомнить: СПИД не передается бытовым путем! Берегите себя, свое здоровье и не подвергайте опасности жизни других, если уж заражение случилось!



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное