Общество


Уфимский педагог Радию Хабирову: «Хочу услышать его позицию о судьбе башкирского языка»

12:15 21 Января 2019 | 9730
Автор: Нурия ФАТХУЛЛИНА
Все материалы автора

Марата Хафизова в нашей республике знают как человека, внесшего большой вклад в развитие образования. В 24 года он начал работать учителем истории, в 77 ушел на пенсию. 

Уфимский педагог Радию Хабирову: «Хочу услышать его позицию о судьбе башкирского языка»
Фото: bashinform.ru

В разные годы Марат Мухамедьянович был директором Республиканского башкирского лицея-интерната, уфимской школы № 77, Уфимской городской башкирской гимназии №20 им. Ф. Мустафиной и Башкирской республиканской гимназии-интерната № 1 им. Р. Гарипова. Он отличник народного просвещения РБ и РФ. Наблюдая со стороны за всем, что происходит сейчас в школах Башкирии, он уже не может молчать.


– Марат Мухамедьянович, вы отдали сфере образования более 50 лет своей жизни. Кому, как не вам, знать и понимать все проблемы школы. Скажите, что вы видите сегодня, какая проблема вас особенно тревожит в области образования в республике?

– Для меня, думаю, не только для меня, главным является вопрос о родном языке (для меня это башкирский). Сегодня данный вопрос беспокоит все малочисленные народы России, так как они находятся в плачевном состоянии. Мы прекрасно понимаем, что без родного языка невозможно формирование национального самосознания, нельзя сохранить саму нацию.

А есть ли причины для беспокойства? Конечно. В одной из наших местных газет приводилось официальное сообщение Международной организации ЮНЕСКО о том, что башкирский язык внесен в список языков, которым угрожает исчезновение. Если обратить внимание на внешние условия сохранения и развития башкирского языка, то смело можно сказать, что они крайне неблагоприятны.

– А что именно неблагоприятно?

– Свои мысли хочу подтвердить следующими доводами. В республике под различными предлогами в учебных планах школ резко сократилось количество часов на изучение башкирского языка, литературы, истории, культуры Башкортостана.

Принятый недавно «Закон о языках», на мой взгляд, подрывает основы федерализма. Мы воспринимаем любой закон как волю народа, а она грубо нарушена. Привыкли думать, что живем в федеративном государстве, что оно считается объединением народов России, что они равноправны во всех отношениях. А этот закон ставит языки народов России в совершенно неравные условия: один русский язык обязателен для изучения в школах, а другой государственный язык, к примеру башкирский, необязателен для изучения.

В этой связи меня возмущает позиция народных избранников – депутатов Госдумы, Сената, которые проголосовали за этот закон. В те дни не только депутаты вели себя некрасиво – отмалчивалось все руководство нашей республики, мы не слышали ни Минобразования, ни председателя Курултая. В это время Республика Татарстан «бурлила» – звучали резкие высказывания Рустама Минниханова, Фарида Мухаметшина и Минтимера Шаймиева.

И еще. Для успеха любого дела необходима серьезная мотивация. Возьмем, например, огромный интерес в России к английскому языку. Смело можно сказать, что мотивов изучения башкирского языка для молодежи очень мало. В Швейцарии для устройства на работу необходимо знание государственных языков, а их там четыре. Мы не Швейцарская Конфедерация, но когда-то мы были автономной, позднее суверенной республикой. Сегодня ничего этого нет. Мы являемся одним из регионов России, где люди живут по российским законам. И нам для трудоустройства знание языков необязательно.

На II Всемирном Курултае башкир в резолюциях было записано следующее предложение: во всех вузах республики на вступительных экзаменах разрешить абитуриентам сдавать экзамены на башкирском языке. Считаю, что это явилось бы хорошим стимулом к изучению башкирского языка для поступающих. У общественности в свое время была еще одна инициатива. При поступлении на государственную службу требовалось знание башкирского языка. К сожалению, данная инициатива не нашла понимания и поддержки у властей.

maxresdefault.jpg

Фото: youtube.com

– А какие функции выполняет башкирская школа, которые не может выполнять никакая другая?

– Я вспомнил статью З. Кувандыкова, в которой он дал совершенно правильную, классическую оценку роли башкирской школы в решении проблемы башкирского языка: «Киләсәк быуыныңда бер генә кеше лә башҡортса һойләшмәһен тигән берҙән-бер уй менән балаңды урыҫ мәктәбенә биреп була» («Ребенка можно отдать в русскую школу только с одной мыслью – чтобы в будущем никто не разговаривал на башкирском языке» – прим. ред.).

Хочу с уверенностью сказать, что автор не является противником русских школ. Он понимает, что таких школ в нашей столице много, что они успешно справляются со своими задачами, что они дают учащимся прочные знания, формируют в них добрые человеческие качества. Но в отличие от башкирских школ в них все предметы, естественно, ведутся на русском языке, ведь перед ними стоят совершенно другие задачи. Понятно, что их не интересуют проблемы башкирского языка, формирования национального самосознания, сохранения и развития башкирской нации и народа. Но обучающиеся таким образом башкирские дети лишены возможности изучения своего родного языка, литературы, истории и культуры народа. Такие возможности присутствуют только в башкирских школах города. К сожалению, их в столице мало, всего семь, то есть по одной школе на каждый район города.

Сегодня башкирские школы являются подлинными центрами, очагами национальной духовности, поэтому наша общественность в решении проблемы родного языка большие надежды возлагает именно на такие учебные учреждения. Жаль, что башкирскими школами охвачена незначительная часть башкирских детей. В этом направлении сами башкирские школы могли бы сделать многое.

– Если проблема ясна, то почему сами башкиры чаще отдают детей в другие школы?

– Мощным фактором является психология родителей. Они своих детей отдают в ту школу, где они сами учились. Поэтому, когда подрастают дети, у родителей не возникает вопроса выбора школы, они обязательно отдают детей «в свою». И так из поколения в поколение продолжается этот объективный процесс. Но как переманить значительную часть башкирских детей, обучающихся в русских школах, в башкирские, возможно ли это? Да, возможно. Башкирские школы имеют огромное преимущество, привлекательность, которая состоит в том, что, обучая детей на башкирском языке, они формируют национальную духовность. Этой возможности лишены многие другие школы. Но сегодня даже этого мало.

Хафизов Марат Мухамедьянович фото.jpg

Марат Хафизов

Ни для кого не секрет, что сейчас родителей больше всего интересует перспектива устройства ребенка в престижные вузы. А это возможно тогда, когда абитуриент, имея прочные знания по основам наук, получает на ЕГЭ высокие баллы. Если бы башкирские школы давали по основам наук более прочные знания, чем в лучших школах города, родители без колебания отдавали бы своих детей в башкирские школы. И это вполне реально! 

В этой связи вспомнил один случай. Пять-шесть лет назад ко мне обратилась родственница с просьбой помочь устроить внучку в первый класс в гимназию № 91. Долго не думая, позвонил тогда еще начальнику ГУНО Сынтимиру Баязитову, который ответил мне так: «Легче устроить выпускника в вуз, чем ребенка в гимназию № 91». Сейчас все зависит от имиджа школы. Единственный выход из создавшегося положения – резкое повышение качества обучения основам наук. Другого пути нет. А это зависит от качества руководства школы, уровня квалификации педагогического коллектива, уровня работы органов образования, внимания к этим школам первого лица республики. Главная задача – сделать башкирские школы конкурентоспособными.

Из сказанного о мотивах изучения башкирского языка можно сделать вывод, что их слишком мало. Остается делать упор на духовную сторону проблемы, то есть на понимание каждым из представителей башкирского этноса того, что сохранение башкирского языка, владение им в совершенстве – главное средство сохранения и развития башкирской нации. Вся надежда на семью. А дойти до нее – проблема слишком сложная. Думаю, правильные рецепты могут дать ученые из педагогической науки.

– А что скажете про деятельность Всемирного курултая башкир? Он ведь тоже ответственен за язык.

– Всемирный курултай башкир и районные курултаи функционируют с 1995 года, но за время проживания в Советском районе не слышал ничего о существовании, работе, руководителях районного курултая башкир. Они же созданы и призваны работать с башкирским этносом, проживающим на этой территории, но ничего подобного мы не замечаем. Они многое могут сделать для развития национального образования в районе. Например, не составляет труда собирать проживающих здесь башкир, вести с ними разговор о значении родного языка, необходимости отдавать детей в башкирские школы, дать возможность выступать перед ними учителям, учащимся башкирских школ, поэтам. Здесь свое слово могли сказать руководители администрации районов. Я не сомневаюсь, что такие встречи имели бы важное значение в привлечении детей в башкирские школы.

Сегодня за привлечение детей в башкирские школы курултай ответственности не несет. Эту мысль хочу подтвердить фактами. В 1973-1980 годах работал директором башкирской школы № 20. Это была единственная городская школа, в которой преподавание основ наук велось на башкирском языке. Она была открыта по инициативе и под давлением родителей для башкирских детей города. Тогда в ней обучались более 500 детей. Сейчас около 600. Как видите, рост численности детей за 50 лет работы учебного заведения существенным считать нельзя.

Возвращаю читателя к вопросу об ответственности руководителей района, города за положение одного из государственных языков – башкирского. Она была на уровне нуля при Советской власти и сегодня находится на том же уровне. За семь лет работы в качестве директора я не помню, чтобы кто-нибудь из секретарей Советского РК КПСС, Уфимского Горкома КПСС, председателя Райсовета, его замов бывал в единственной в городе башкирской школе, поинтересовался делами школы. Ничего подобного не было и нет сейчас. 

Что скажете про образование в целом?

– Мне кажется, в сфере науки республики существуют серьезные проблемы подготовки руководителей научных учреждений, плановой подготовки достойной смены, в целом подготовки достойного поколения ученых, способных вывести нашу республику в ряд передовых регионов страны. В образовании важна преемственность, только тогда без ломки установленных порядков, традиций происходит смена руководства школы. Если действующий директор не занимается подготовкой себе достойной смены в случае его ухода, то очень часто на должности нового руководителя оказываются случайные люди.

Я затронул только отдельные проблемы, которые считаю злободневными, важными для дальнейшего развития башкирского языка, национального образования и культуры. Но их не в состоянии решить по отдельности ни сами национальные школы, ни муниципальные органы образования, ни Министерство образования. Их можно решить только на уровне правительства и главы республики. Нужна государственная программа в виде дорожной карты поэтапного решения проблем образования. Я думаю, что необходимо дать Академии наук РБ государственное задание: она должна с привлечением юристов, специалистов по языкам, образованию и культуре разработать эту программу.

Врио главы республики Радий Хабиров еще не выразил свое мнение по поводу языкового вопроса. Вам есть что ему сказать?

– Я надеюсь, что новое руководство республики обратит внимание на эти проблемы. Тем более скоро 100 дней, как Радий Хабиров пришел к власти. Обычно к этой дате подводят какие-то итоги деятельности. Он серьезно взялся за создание своей команды, круто начал налаживать городской транспорт, выразил мнение по поводу Торатау. Теперь общественность республики, особенно башкирская, хочет услышать его позицию в вопросе о судьбе башкирского языка.

Свое обращение к Радию Фаритовичу хочу завершить очень важной мыслью, касающейся сложной демографической ситуации башкирского этноса. В отличие от стран Азии, Африки, Ближнего и Дальнего Востока, у башкир очень низкая рождаемость. 30-40 лет назад рост башкирского населения обеспечивался за счет села. В последнее десятилетие положение на селе изменилось коренным образом и в худшую сторону – из-за оттока населения в город и другие регионы. К тому же многие не стремятся обзаводиться семьей, детьми, все хотят найти свое призвание, построить карьеру. А после 30 лет родить и вырастить четверых-пятерых детей очень сложно. Это проблема не только Башкортостана, но и России, и других стран.

Хочу сказать, что сохранить башкир как нацию и избежать ассимиляции можно лишь при условии роста их численности. Мне кажется, что руководству нашей республики нужно безотлагательно разработать стратегию сохранения и развития башкирского народа, в том числе меры, стимулирующие укрепление семьи, рождение детей, сокращение оттока населения.





ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER



Новости партнеров



Рекомендуемое



Спецпроекты


Тесты




Карточки



Афиша





---


Опрос

8 сентября состоятся выборы на пост Главы Республики Башкортостан.За кого из кандидатов вы отдадите свой голос?

Пройти опрос


Происшествия



Загрузка...

Сексуальная пятница