Виталий Буркин

Крах «финансовой пирамиды».
Никакого мошенничества



Общество


Сбербанк и ВТБ могут забрать Utair

15:00 10 Января 2019 | 1974
Автор: Лиана ЦЫГАНОВА
Все материалы автора

Причина – огромные долги авиакомпании.

Сбербанк и ВТБ могут забрать Utair
Фото: 100dorog.ru

Сбербанк  и ВТБ по поручению президента и правительства разрабатывают проект авиакомпании для развития региональных перевозок. Для этого может быть использована авиакомпания как существующая, так и вновь созданная. Одним из возможных вариантов рассматривается Utair  – четвертая по величине авиакомпания России после группы «Аэрофлот», S7 и «Уральских авиалиний».

Вариант «забрать» Utair возник потому, что у нее огромные долги, прежде всего перед Сбербанком. Авиакомпания едва ли сможет расплатиться, и с ней надо что-то делать, объясняют различные источники позицию банкиров. К тому же Минтранс на одном из недавних совещаний по долгам Utair заявил, что есть указание президента не банкротить авиакомпании, сообщили «Ведомости», ссылаясь на участника совещания.

Utair должна 11 банкам по двум синдицированным кредитам 38,6 млрд рублей. Из них почти треть приходится на Сбербанк. Два других крупнейших участника синдиката – банки «Траст» (около 35%) и «Россия» (около 20%). Госбанк выдал компании кредит и напрямую – 17,4 млрд рублей. На Сбербанк, таким образом, приходится примерно 30 млрд рублей, это свыше половины банковского долга авиакомпании. Причем часть этих средств Сбербанк предоставил перевозчику напрямую, а часть – в составе банковского синдиката. Все кредиты были выданы в 2015 году. ВТБ в число кредиторов не входит.

Собеседники «Ведомостей» отмечают, что вариант с конвертацией долга в акции не единственный, с Utair могут просто заключить соглашение о перевозках. Перевозчика под проект могут выбрать в рамках конкурса, претенденты на роль региональной авиакомпании есть и помимо Utair, говорят источники издания.

В Сбербанке и Utair отказались от комментариев, в ВТБ заявили, что «банки рассматривают различные варианты, модель еще прорабатывается, поэтому преждевременно комментировать какие-либо детали».

Справка. Сейчас крупнейшими акционерами Utair являются созданная структурами «Сургутнефтегаза» «АК-Инвест» (50,1%), Ханты-Мансийский автономный округ (38,8%) и Тюменская область (8,4%). Флот перевозчика насчитывает 50 магистральных Boeing и 15 региональных ATR-72. В прошлом году компания перевезла 7,9 млн пассажиров. В 2017 году выручка Utair составила 75,8 млрд рублей, чистая прибыль – 2,4 млрд рублей.

То, что компания находится в сложном финансовом положении стало известно в конце прошлого года. В декабре она уже официально объявила о том, что в целях «обеспечения бесперебойной работы в низкий зимний сезон» приостанавливает процентные выплаты по синдицированному кредиту (среди участников синдиката – Сбербанк, банки «Траст» и «Россия»). Компания указывала, что «аккумулирует ресурсы» для исполнения обязательств по выплатам летом 2019 года. Топ-менеджер авиакомпании говорил  РБК, что по итогам 2018 года компания ожидает убыток из-за роста расходов на топливо. В общей структуре расходов их доля составляет 30%, при том что в 2018 году средняя стоимость тонны керосина выросла на 35%.

О том, что правительство поручило Сбербанку и ВТБ создать авиакомпанию для региональных авиаперевозок, стало известно еще в середине октября. По данным «Ведомостей», поручение было дано в начале 2018 года, целевые показатели будущей авиакомпании – перевозка 6-9 млн человек в год (сейчас больше только у «Аэрофлота», включая «дочки», и S7 – 50 и 14 млн пассажиров соответственно).

Глава ВТБ Андрей Костин утверждал, что это не правительственное поручение, а идея главы Сбербанка Германа Грефа, которую он «активно поддержал». Костин в октябре прошлого года подчеркивал, что считает необходимым субсидии проекта со стороны государства, поскольку без них региональные перевозки будут убыточны. Общие инвестиции в проект Костин оценивал в $1 млрд. Глава ВТБ уточнял, что перевозчик может быть создан на базе уже существующей компании.

 Первый зампред правления Сбербанк Лев Хасис в октябре прошлого года отмечал, что становиться акционером перевозчика Сбербанк не собирается. – Мы обслуживаем много региональных компаний, у которых нет возможности развивать свой парк воздушных судов. Инициатива связана с тем, чтобы помочь этим компаниям консолидироваться, – пояснил Хасис.

 



ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER


Новости партнеров



Рекомендуемое



Спецпроекты


Тесты




Карточки



Афиша







Опрос



Происшествия



Загрузка...

Сексуальная пятница