пришлите новость

Родные языки, питание и безопасность в школе. О проблемах в сфере образования Уфы в ProUfu.ru

17:40, 29 декабря 2018

В сфере образования Уфы накопилось очень много вопросов и нерешенных задач. К сожалению, ProUfu.ru не удалось добиться очного интервью с начальником Управления образования Уфы, чтобы в живой беседе обсудить острые вопросы системы. На запрос редакции мы получили только письменные ответы, подписанные начальником Управления образования Администрации ГО г. Уфа Елены Хаффазовой. Даже после серьезной редакционной правки они выглядят сухо и не дают правдивой картины, не комментируют проблему. Судя по отчету чиновников от образования, в этой сфере у нас все хорошо. И даже отлично.  

Родные языки, питание и безопасность в школе. О проблемах в сфере образования Уфы в ProUfu.ru
Фото: gorobzor.ru

– Многие уфимские школьники продолжают учиться во вторую смену. А ведь еще прежний глава республики заявлял, что проблема решена. Как на самом деле обстоят дела? 

 Доля обучающихся в первую смену сейчас составляет 83,7%, во вторую смену – 16,3%. Сокращение доли обучающихся во вторую смену ведется путем объединения рядом стоящих школ, переоборудования под образовательную деятельность всех имеющихся помещений учреждений образования и строительства новых школ. Но город нуждается в строительстве не менее 17 новых школ. Таким образом, переход на обучение в одну смену идет поэтапно. Полный переход на обучение в одну смену планируется к 2025 году.

– А как быть с детскими садами? Их тоже не хватает.

– В Уфе действуют 258 учреждений дошкольного образования – 228 муниципальных детских садов, 4 ведомственных, 26 частных. Также в девяти центрах образования функционируют 48 групп для детей дошкольного возраста. Образовательные услуги в этих детских садах получают около 64 000 детей. Достигнута стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Также в городе активно используются вариативные формы дошкольного образования. Работают 129 групп кратковременного пребывания для 1 812 дошкольников и 20 семейных дошкольных групп с охватом 63 детей. Отмечу, что за последние три года количество мест в детских садах увеличилось на 2 741. Сейчас ведется строительство двух детских садов – в поселке Максимовка и микрорайон Инорс-4. За счет бюджета республики в детсадах будут введены 100 дополнительных мест для детей в яслях – в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.

На сегодняшний день одобрены еще шесть проектов детских садов. Вопрос посещаемости находится на постоянном контроле. В муниципальных детских садах проводится мониторинг посещаемости детей, который показывает 60-70% наполняемости групп.

– Что изменилось в школьных и дошкольных учреждениях после внедрения системы аутсорсинга? Как вы оцениваете качество питания детей?

– В школах есть положительный опыт передачи организации питания на аутсорсинг. С 2001 года организация питания осуществляется операторами питания: МУП «Центр школьного и детского питания», МУП «Комбинат школьного и детского питания «Спектр», МАУ «Центр детского и диетического питания».

С апреля 2017 года организацию горячего питания в детских садах осуществляют операторы питания: МУП «Центр школьного и детского питания», МУП «Комбинат школьного и детского питания «Спектр», МАУ «Центр детского и диетического питания». По детским садам охват питанием воспитанников составляет 100%.

6e42756c8efe95694ac266cc1c2cb71a.jpg

Фото: proural.info

При передаче организации питания детских садов на аутсорсинг проведена необходимая организационная работа, в том числе разъяснительная работа с сотрудниками пищеблоков. В детских садах сохранены имеющиеся производственные кадры. 75% сотрудников пищеблоков, перешли в штат операторов питания, таким образом, в пищеблоках остались люди, которые отработали в детских садах уже много лет и знают специфику работы.

Оператор питания работает по согласованному с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по республике перспективному меню. Оно составлено с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания в детсадах. Приготовление пищи воспитанникам организовано в пищеблоке дошкольного образовательного учреждения и соответствует технологическим картам, в которых отражена рецептура и технология приготовления блюд.

Услуги по организации питания осуществляются на основании заключенных договоров между образовательными организациями и операторами питания. Помещения и технологическое оборудование пищеблоков переданы операторам питания в безвозмездное пользование на период действия договора на организацию питания.

– Может быть, стоит вернуть старую систему, когда обеды готовили в школьной столовой?

– Контроль качества приготовленной пищи, соблюдения технологических и санитарных норм в пищеблоке дошкольных и общеобразовательных учреждений осуществляет бракеражная комиссия. Выдача готовой пищи производится после проведения контроля бракеражной комиссией. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража готовой продукции. В течение года ревизионным отделом Управления образования администрации Уфы регулярно проводятся проверки организации питания в образовательных учреждениях.

На официальных сайтах учреждений созданы разделы по питанию. В разделах размещена нормативная документация: приказ по учреждению, постановления, информация об организации питания, ссылки на сайты операторов школьного питания, способы оплаты.

Вопросы по организации и повышению качества питания обсуждаются на совете и совещаниях с руководителями образовательных учреждений при участии руководства операторов питания. Обсуждается увеличение ассортимента блюд и кулинарных изделий, соблюдение нормативных требований к организации питания, температурного режима блюд. В целях повышения качества на официальном сайте Управления образования администрации работает горячая линия по вопросам организации питания.

– Уменьшилось ли количество часов башкирского языка после внесения поправок в закон о языках РФ? Как решается вопрос с преподавателями башкирского языка – сократились ли ставки, будет ли переквалификация, сохранились ли зарплаты?

– В школах города башкирский язык как государственный язык РБ изучается до 2 часов в неделю в части, формируемой участниками образовательных отношений. Работают 403 учителя башкирского языка и литературы (из них 40 находятся в декретном, 1 – в административном отпуске) и 64 учителя татарского языка и литературы.

В прошлом учебном году 74 учителя башкирского языка и литературы прошли курсы переквалификации по специальностям: учитель начальных классов, истории, русского языка и литературы, английского языка, информатики и т. д. Учителя имеют дополнительные нагрузки по специальности (начальные классы, русский язык, иностранный язык, ИКБ, краеведение, заместители директора по УВР, заместители директора по воспитательной работе и т. д.).

- Как обстоят дела с медобслуживанием детей в школах? 

- Медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях обеспечивается медицинским персоналом в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере здравоохранения. В общеобразовательных учреждениях Уфы медицинское обслуживание проводится на основании договоров о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию детей, заключенных между ОУ и Детскими поликлиниками. Медицинские работники школ состоят в штате медицинской организации. Помещения для их деятельности предоставляются школой на основании договора безвозмездного пользования имуществом (ссуды).

В предоставленных помещениях организуются кабинет врача-педиатра (фельдшера) и процедурный кабинет (мед.блок). 

Работа врачей и медицинских сестер организована по индивидуальным графикам, разрабатываемым и утверждаемым детскими поликлиниками. Таким образом, все школы Уфы имеют медицинские кабинеты и осуществляют медицинскую деятельность совместно с детскими поликлиниками.

– Какова потребность образовательных учреждений в школьных психологах? Решают ли они реальные проблемы детей?

– Во всех школах функционируют социально-психологические службы. Всего в образовательных учреждениях города работают 122 педагога-психолога. Министерством образования и науки РФ подготовлены проекты нормативов штатной численности педагогов-психологов в образовательных организациях – предполагается, что необходима 1 штатная единица психолога на 300 обучающихся. Управление образования администрации Уфы направило в министерство сведения о количестве работающих педагогов-психологов и потребности в дополнительных специалистах с учетом новых нормативов и дополнительных затрат муниципальных бюджетов на введение предлагаемых изменений.

Действующие в учебных заведениях социально­-психологические службы оказывают психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей к школе, а также создают социально-психологические условия для успешного обучения и психологического развития обучающихся. 

школьный психолог 742-3(1).jpg

Фото: psyh.ru

Педагогами-психологами проводятся консультации и индивидуальные беседы с обучающимися и родителями. С целью раннего выявления эмоционального, семейного, социального неблагополучия несовершеннолетних специалистами социально-психологических служб образовательных организаций проводятся индивидуальные и групповые обследования. По результатам проведенных обследований с обучающимися проводится профилактическая работа школьными педагогами-психологами, специалистами городских социально-психологических центров, специалистами Республиканского клинического психотерапевтического центра Минздрава РБ.

Образовательными учреждениями заключены договоры сотрудничества с центрами психолого-медико-социального сопровождения, на основании которых педагогами-психологами образовательных учреждений и психологами центров осуществляется совместная деятельность, направленная на организацию мероприятий по профилактике асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, поддержку детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении.

– Родители недовольны тем, как обеспечена безопасность детей в школах. Можно ли ее усилить? Какие меры предпринимаются? Что будет сделано?

– Для исключения возможности бесконтрольного доступа в 365 образовательных организациях установлены электронные системы контроля управления доступа в помещение, в 399 образовательных учреждениях установлены системы видеонаблюдения.

Услуги охраны в образовательных учреждениях оказывают специализированные охранные организации. Во всех учреждениях установлена беспроводная система передачи сигнала на пульт пожарной охраны, имеется автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения, первичные средства пожаротушения. Регулярно проводятся инструктажи и тренировки по отработке действий по эвакуации людей в случае возникновения пожара.

Все образовательные организации оснащены тревожными кнопками, обеспечивающими оперативную связь с УВД по районам Уфы. Дополнительно проводится работа по оснащению преподавательского состава персонифицированными средствами экстренного вызова наряда вневедомственной охраны или частной охранной организации.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное