Элеонора Саунина с детства была мастерицей на все руки – рисовала, рукодельничала. Но учиться на художника не стала, а поступила в авиационный университет на факультет электрооборудования летательных аппаратов, который окончила с отличием. После этого больше 10 лет проработала в банковском страховании.
Перелом в жизни случился, как и у многих женщин, в декрете, когда появилось время переосмыслить жизненные ценности. Несколько лет проб и ошибок привели Элеонору к высокому мастерству в области фьюзинга. Теперь время замирает в стекле, превращаясь в волшебный мир.
Конек сделан из стекла
– Нам важно именно соединить разные виды стекол, – делится секретом Элеонора. – И самое критическое в этом – скорость остывания. В зависимости от химического состава и производителя, слои стекол застывают с разной скоростью. То есть, если использовать стекла с разными коэффициентами, изделие треснет. Может, и не сразу, но в нем сохранятся напряжения, которые можно не увидеть, а через полгода изделие просто растрескается.
С таких разноцветных стекол начинается любое изделие. Сами стекла Элеонора заказывает через интернет – старается брать у лучших производителей. Стоимость колеблется от 4 до 6 тысяч за квадратный метр, причем брать необходимо партиями. Как правило, в одной партии несколько стекол разного цвета.
Технологический процесс
Все начинается с идеи. Затем необходимо нарисовать шаблон.
Элеонора берет желтое стекло и обводит по шаблону капельку.
Далее нужно сделать надрез стеклорезом.
Потом в дело идет инструмент «ломатель». Он отламывает ненужные кусочки.
Прежде чем приступить к шлифовке стекла, надо надеть очки.
Белая и желтая капельки, оказывается, совсем скоро будут ангелочком.
А наше внимание привлекает необычное блестящее стекло фирмы «Спектрум». Разнообразные цвета – от перламутра до бирюзового – смотрится просто потрясающе. Невозможно оторвать взгляд. Такое стекло называется дихроическим и как нельзя лучше подходит для создания женских украшений.
– Это не покраска, – объясняет мастер, показывая на блестящую поверхность. – Такое специальное нанонапыление из редких и ценных металлов на поверхности стекла.
Как раз из перламутрового стекла в этот день Элеонора делала кулончики.
Температура печи порядка 800-900 °C. Время одного спекания – 12 часов. Печь практически всегда работает.
Кулончики лежат на толстом слое гипса.
Вот такие получаются изделия.
Это уже готовые кулоны и серьги, на продажу. Один такой кулон стоит порядка 1 500 рублей. Превосходная работа, и это не реклама!
Почему американское лучше?
Фьюзинг зародился в 90-х годах в Германии, как раз тогда, когда в России на многих заводах остановились стекольные печи. Элеонора говорит, что печь останавливать нельзя ни в коем случае, иначе она испортится.
– Я использую только качественное стекло, поэтому выбираю американское, – рассказывает мастер. На вопрос, а что не так с нашим, Элеонора лишь грустно улыбается. Отечественное стекло, к сожалению, гораздо хуже по качеству.
В Башкирии тоже нет такого стекольного производства. Элеонора говорит, что когда-то слышала, что медицинское стекло у нас было качественным. Но это было давно. Для производства фьюзинговых стекол, которые она покупает за границей, нужны современные технологии. Таких у нас, увы, нет.
Например, это редкое и дорогое стекло уже снято с производства в США. Но Элеонора узнала, что завод просто переехал в Мексику из-за экологических требований, а значит, совсем скоро она закажет такое же там.
Новый вид техники, который только будет осваивать Элеонора, – лэмпворк.
Бизнес на стекле
Интерес к фьюзингу у Элеоноры Сауниной появился пять лет назад. Но сначала она присматривалась, полгода изучала форумы. И, может быть, никогда не решилась бы, если бы случайно не познакомилась с девушкой, которая продавала в Уфе печь и остатки стекол.
Элеонора купила печь. Бизнесом она заниматься не собиралась. Но постепенно, через год, вышла на окупаемость.
– Траты, конечно, безумные, – делится мастер. – Закупка стекла – это еще не все. Нужно приобрести инструменты: лобзик, кусачки – все стоит денег. На начальном этапе меня очень поддерживал супруг. А далее начались мелкие заказы, потом немного крупнее. Через год я вышла на окупаемость.Есть люди, которые зарабатывают на стекле много денег. Но для меня это не главная цель. Мне только раз удалось получить полугодовой заказ от администрации президента и хорошо заработать. Да, бывают хорошие времена. Но можно ведь и вообще ничего не заработать за месяц.
Элеонора Саунина рассказала, что много думала, бизнес ли это, а потом пришла к выводу:
– Если воспринимать фьюзинг как бизнес, то самому нужно заниматься только организационной работой. То есть я должна организовать мастерскую, набрать людей, обучить их, закупить материалы, инструменты и контролировать их работу. Только так. Если фьюзинг – это бизнес, то это бизнес с достаточно большими материальными затратами – на творчество уже не останется времени. Для меня это было важно.
Вопрос в том, что нужно очень любить это занятие.
Готовые изделия
Читайте также