пришлите новость

Экология транспорта и человека в Уфе. Как власти избавятся от пробок?

17:50, 20 ноября 2018

Улицы Уфы каждый день сковывают многокилометровые пробки, люди буквально задыхаются из-за загазованности воздуха. Но без автомобиля в нашей жизни уже никуда. Какую экологическую опасность для окружающих несет автотранспорт?

Экология транспорта и человека в Уфе. Как власти избавятся от пробок?
Фото: Кирилл Пенкин

В Башкирии идет транспортная война. Ей предшествовал и приход новой власти, которая решила навести порядок в сфере пассажирских перевозок, и массовые ДТП с участием автобусов.

Кроме того, в последнее время активнее звучат экологические лозунги. Вредные выбросы от «ГАЗелек» и «ПАЗиков» действительно ухудшают экологическую ситуацию в городе. Настолько ли бессмысленны призывы пересесть всем на электротранспорт, чтобы воздух стал чище?

Почему мы выбираем авто?

По данным на начало января 2018 года, в автопарке Башкирии 1,5 млн всевозможных транспортных средств. Треть его сосредоточена в Уфе. В столице Башкирии проживают 1,1 млн человек, и количество личного автотранспорта стремительно приближается к половине от этой цифры – около 500 тысяч.

Город утопает в ежедневных пробках, но, по мнению демографа Рустэма Шайахметова, количество транспорта будет расти, хотя оно уже приблизилось к общемировым значениям.

– Это совершенно нормально, что человек стремится к комфорту и удобству. Наличие семьи часто требует и наличия автомобиля. И городской администрации не нужно противиться этому и создавать ограничения. Это нормально, что городскому человеку нужна мобильность, которую дает личный автомобиль, – считает демограф.

4605784.png

Фото: Михаил Джапаридзе / tass.ru/ekonomika

Но вместо того, чтобы развивать дорожную сеть, городские власти реагируют на рост числа автомобилей в основном репрессивными мерами и очень часто ссылаются именно на экологию. Мол, в большом количестве автотранспорт «вреден» городу.

Так, в начале года в мэрии сообщили, что количество городского транспорта выросло на 20 тысяч единиц.

Такое количество автомобилей создает нагрузку не только на дорожно-транспортную инфраструктуру, это существенная нагрузка и на экологию, – говорил экс-мэр Ирек Ялалов, обозначая начало работы над транспортной стратегией, которая, в частности, подразумевала платный въезд в центр.

Насколько все плохо?

Согласно данным Минэкологии РБ, в Уфе высокий уровень загрязненности воздуха, что неблагоприятно для здоровья. Но только в те дни, когда этому способствует роза ветров, упомянуто в официальном докладе.

В Уфе, как и в Стерлитамаке, Салавате, Туймазах и Благовещенске, за год насчитывается 101 неблагоприятный день. Причем считается, что концентрация вредных веществ от выхлопов автомобилей наибольшая на перекрестках и в час пик. В остальные же дни погода ветреная и способствует рассеиванию вредных веществ.

Доцент кафедры экологии, географии и природопользования БГПУ им. Акмуллы Азат Кутлиахметов считает, что официальные данные далеки от реальности. Рассеиванию в городе давно мешает точечная застройка, а час пик у нас ежечасно, а не только утром и вечером.

По данным ОНФ (Общероссийский народный фронт – прим. ред.), загрязнение атмосферного воздуха от нестационарных источников, то есть от автотранспорта в Уфе, составляет 70% от всех выбросов в атмосферу. Однако в докладе Минэкологии говорится лишь о 36%-м объеме выбросов от автотранспорта.

Эксперты советуют не верить докладам и говорят, что на самом деле выбросы от автотранспорта уже давно превысили цифру в 70%.

По данным исследований, выхлопы содержат более 200 химических веществ: оксиды азота и углерода, альдегиды (в том числе акролены, формальдегид), неразложившиеся углеводороды топлива (гексен, пентен) и другие. Часть углеводородов превращается в сажу, содержащую смолистые вещества. Большая часть сажи и смол образуется в результате форсирования работы двигателя. Выхлоп усиливается во время старта и торможения.

Даже из официального доклада Минэкологии мы видим, что максимальные концентрации веществ в атмосферном воздухе Уфы превышают ПДК (предельно допустимая концентрация – прим. ред.). Максимальные разовые концентрации диоксида азота превышают 1,5 ПДК, диоксида серы – ниже 1 ПДК, но взвешенных веществ (частиц пыли) – 4,6 ПДК, оксид углерода – 3,4 ПДК; максимальная концентрация бенз(а)пирена – 2,9 ПДК. 

Максимальные разовые концентрации хлорида водорода – 2,4 ПДК; сероводорода – 9,5 ПДК; бензола – 1,6 ПДК; этилбензола – 9,5 ПДК; ксилолов – 4,0 ПДК; фенола - 2,6 ПДК; толуола – 3,5 ПДК, остальных примесей – ниже допустимых норм, в том числе формальдегида, – 1,0 ПДК (с учетом старых нормативов – 1,5 ПДК). Загрязнение воздуха тяжелыми металлами незначительное.

4-car-pollution-70166.pngФото: agscenter.ru

Выбросы от стационарных источников (то есть предприятий) отличаются от нестационарных (транспортных) тем, что у первых есть 150-метровые трубы, которые способствуют большему рассеиванию вредных веществ в атмосфере. С выхлопами от автотранспорта все сложнее.

– Концентрация вредных веществ автомобильных выбросов находится на уровне вдыхаемого воздуха, – говорит Азат Кутлиахметов. – То есть на высоте 1-1,2 метра. Больше всего от этого страдают дети дошкольного возраста.То есть ваш ребенок всегда получит больше дозу, чем вы. Это одно. Другой вопрос в том, что ваш иммунитет уже сформировался, а у детей он на стадии формирования. Любой медик скажет, что иммунная система с ростом усиливается и только к 20 годам устанавливается.  

Мнение врача

Автомобиль может способствовать ухудшению здоровья человека. О том, как именно это происходит, нам рассказал врач, кандидат медицинских наук, член штаба ОНФ в РБ Эдуард Гаптракипов.

PdKQSiTNQWY_пнг.png

Эдуард Гаптракипов. Фото: vk.com

Корр.: Как Вы оцениваете ситуацию с экологией в Уфе, в частности с автотранспортом как основным источником выбросов?

– Да, это актуальный вопрос, но двоякий. Городские жители обеспокоены экологией, выбросами, но зачастую называют этим словом все выбросы в городскую атмосферу, в том числе от котельных, заводов и других промышленных предприятий. На самом деле, этим термином правильно называть только транспортные выбросы, которые появляются в результате переработки топлива.

Все автомобили выбрасывают в воздух канцерогены и токсичные для человека вещества. Состав выхлопных газов автомобиля меняется в зависимости от типа двигателя, бензиновый или дизельный. Однако основной набор остается прежним. Выхлопные газы автомобиля могут нанести вред здоровью, и достаточно серьезный. И тут ситуация двоякая и сложная. Ведь мы сами способствуем увеличению транспорта в городе. Население мегаполиса растет ежегодно, обновляется, и количество транспорта в нем, выхлопами которого потом дышит, увеличивается вслед за ним.

– Как действует тот или иной элемент на наш организм?

– Здесь, если разделять действие каждого элемента на организм человека, видна иерархия. Прежде всего это оксид углерода, или угарный газ. Он не имеет вкуса и запаха, но при высокой концентрации вызывает головокружение, головную боль, тошноту, может приводить к обморокам.

Далее сернистое дизтопливо и создаваемый им диоксид серы – мы ощущаем его как сильный запах выхлопных газов. Дело в том, что молекулы диоксида серы ощутимо воздействуют на обонятельные рецепторы, поэтому этот запах чувствуется даже при невысокой концентрации, а более концентрированный «аромат» перекрывает все остальные запахи, что может подтвердить каждый, кто зажигал в доме спички.

Раньше, когда использовался этилированный бензин, выхлопы обогащали воздух свинцом. Количество таких выхлопных газов и вред здоровью, который они наносят, сделали свинец одним из самых известных отравляющих компонентов в атмосфере. В настоящее время такой бензин в качестве топлива для автомобилей уже не используется, но довольно долго его пары наполняли все крупные города.

Углеводороды в выбросах автомобилей окисляются при воздействии солнечных лучей и образуют токсичные соединения с резким запахом, которые особенно сильно сказываются на работе верхних дыхательных путей и приводят к обострениям хронических заболеваний дыхательной системы.

– Насколько я понимаю, защититься от выхлопов в городе просто невозможно?

– Наибольший вред от выхлопных газов мы получаем в пробках, где от автомобильных выбросов просто некуда бежать. Либо на остановках в ожидании автотранспорта, где тоже деваться некуда.В такой ситуации, если под рукой нет респиратора или противогаза, вдыхать выхлопы все же придется, однако можно закрыть нос и рот платком или шарфом. Полностью от выхлопов это не защитит, но хотя бы несколько сгладит ситуацию. При постоянном воздействии выхлопов стоит разнообразить свое меню антиоксидантами, которые содержатся в ягодах, фруктах, зеленых овощах и зеленом чае, а также в семечках, и пить больше воды, так как она способствует детоксикации.

– А какие еще угрозы несет автотранспорт. Например, гиподинамия…

– Если говорить о гиподинамии, то это самый злой враг уже для водителей транспортных средств. Так как именно она способствует различным заболеваниям малого таза, простаты, прямой кишки. В данном случае, конечно, необходимо проводить различные профилактические меры, в частности вести активный образ жизни и посещать профильных врачей.

Уфа в разрезе транспортной проблемы

С высоты птичьего полета Уфа – зеленый город и по праву считается «зеленой столицей». Действительно, в городе обилие лесопосадок, парков, скверов, аллей. Все то, что осталось нам со времен начала строительства города. Мы помним, как с приходом Ялалова на центральных улицах вырубались деревья, как дороги «съедали» газоны и максимально приближались к тротуарам, которые, в свою очередь, теснились к домам. На какое-то время это решило острую проблему с пробками, но на сегодня этот запас исчерпан.

Уфа однозначно достигла своего часа пик – большего количества автомобилей она пропустить уже не может. Несколько лет назад Москва начала борьбу с автотранспортом в центре города, ввела платные парковки и немного вздохнула с облегчением. Теперь люди стоят в пробках не двое суток, как раньше, а всего лишь несколько часов.

Проблема в Москве еще далека от решения, но путь намечен там один – «нет автомобиля – нет проблем». Однако следует признать, что все меры по ограничению использования индивидуального транспорта для повседневного передвижения по Москве проводятся одновременно с развитием комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры. Но что ждет Уфу?

1550_oooo.plus.pngРустэм Шайахметов, доцент УГНТУ, экономист, председатель региональной ОО «Содружество многодетных семей Башкортостана»: 

– Известно, что проблема с теми же выбросами выше там, где низкая скорость движения. В этом виноваты не люди, а городские власти, которые допускают пробки.

Решение именно экологической проблемы, вызванной автотранспортом, заключается не в том, чтобы ограничивать людей в покупке этого самого автотранспорта, а в том, чтобы строить новые дороги, мосты, развязки, чего у нас, конечно, нет.

А ведь у нас очень плохо связаны районы города друг с другом. Особенно центр с Зеленой Рощей, с Сипайлово, даже с Демой. Вопрос в том, что прямые транспортные нити могли бы проходить ко всем частям города, и тогда движение было бы быстрее, а значит, меньше и загазованность.

прпрпепапа.png

Концепция дорожного полотна города, предложенная Рустэмом Шайахметовым

689_oooo.plus.pngЭдуард Гаптракипов, кандидат медицинских наук, член штаба ОНФ в РБ:

– В последние годы ведется активная разработка биологических видов топлива, электромобилей и возможных модификаций двигателя, что позволит отказаться от углеводородного «корма» автомобилей и сократит количество вредных выхлопных газов.

Однако пока это все вопрос скорее ближайшего будущего, а не настоящего, поэтому сейчас лучше защищаться от выбросов и усиливать масштабы озеленения в городах и пригородах, тем самым сократится влияние выбросов на детей и взрослых.

Более того, в Уфе просто необходимо проводить разгрузочные дни для города, разгружать его путем перехода в летние дни на день здорового водителя с переманиванием на один день на велосипеды и другие средства передвижения. Данные мероприятия в несколько раз повысят внимание к своему здоровью и создадут возможность улучшить экологическую обстановку в городе.

1797_oooo.plus.pngЛилия Чанышева, координатор штаба Навального в Уфе, экс-кандидат на должность мэра Уфы:

– Большинство новых спальных микрорайонов в Уфе застраиваются без социальной инфраструктуры, в том числе парков и пространств для занятий спортом и активного отдыха. Во время расширения дорог срубили много деревьев, которые являются живым щитом от пыли и шума.

Администрация Уфы не решает проблему грязи на дорогах. Часто велосипед использовать просто некомфортно, поэтому люди вынуждены добираться до места назначения на общественном транспорте. А поскольку организация работы общественного транспорта, а также сам автобусный парк в городе оставляют желать лучшего, то все больше людей принимают решение приобретать личный автомобиль. Это приводит к пробкам и все большему числу выбросов выхлопных газов.

Таким образом, политика местных властей ведет к ухудшению экологической обстановки, здоровья граждан и комфорта проживания в нашем городе.

Как вы думаете, есть ли решение транспортной проблемы в Уфе?

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное