– Какие проблемы пассажирского транспорта вы можете выделить в Уфе?
– Если мы посмотрим на транспортно-логистическую схему Уфимского полуострова, то увидим, что существующая инфраструктура трамвайного и железнодорожного сообщения не может осуществлять эффективную перевозку пассажиров. Слабое использование внеуличного рельсового транспорта предопределена многими факторами.
Взять то же трамвайное сообщение. В городе отсутствует единая трамвайная сеть, соединяющая центры притяжения рабочей силы, образовательные учреждения, органы власти, торгово-развлекательные комплексы, общественные пространства с местами проживания населения. При этом трамвайное сообщение разорвано между северными и южными районами Уфимского полуострова.
Фото: saitufy.ru
– На ваш взгляд, трамваи могут быть более востребованными, чем маршрутки и автобусы?
– Провозная способность трамваев значительно выше, чем у автобусов, но в Уфе трамвайные маршруты расположены на второстепенных городских магистралях. Поэтому
заполняемость трамваев крайне низка, они убыточны. Каждый выезд трамвая на маршрут генерирует новые убытки. Износ подвижного состава превышает 90%.
Неудовлетворительное состояние трамвайных путей не обеспечивает востребованную пассажирами маршрутную скорость, так как не позволяет использовать современные скоростные трамваи.
Все это ограничивает возможности трамвайного сообщения.
– В каком состоянии находится железнодорожное сообщение на сегодняшний день?
– Хотя железная дорога проходит через весь город, железнодорожное сообщение не интегрировано в систему городского общественного транспорта. Вследствие этого в год перевозится около 150 тысяч пассажиров, что явно не соответствует существующему потенциалу.
– Насколько вообще востребованы электропоезда уфимцами?
– Есть несколько причин неэффективности этого вида транспорта. Во-первых, удаленность железнодорожных платформ от остановочных пунктов городского общественного транспорта.
Как правило, до ближайшей остановки необходимо идти 15-20 минут, зачастую по неблагоустроенной территории.
Поэтому электропоездами пользуются в основном граждане, проживающие в шаговой доступности от железнодорожной платформы.
Во-вторых, нельзя забывать и про низкую тактовую частоту и неоптимальное расписание движения электропоездов. К тому же люди мало информированы о расположении железнодорожных линий, остановочных пунктов, расписании.
В-третьих, отсутствует система мультимодальных перевозок, что удорожает стоимость поездок.
Ну и конечно, остановочные пункты находятся в неудовлетворительном состоянии, а сам подвижной состав изношен.
Фото: allufa.ru
– В чем преимущество электропоездов перед привычными автобусами?
– Время в пути при следовании на электропоезде из Демы в Центр составляет 5 минут, в Черниковку – 20 минут, время в пути по маршруту «Центр – Черниковка» – 15 минут. Автобусное сообщение не может обеспечить указанную скорость, поэтому в случае интеграции железнодорожного пассажирского сообщения в систему городского общественного транспорта электропоезда смогут перевозить до 15-20 млн пассажиров в год.
– На ваш взгляд, что стало причиной транспортного коллапса?
– Эволюционное развитие уфимского транспорта уже исчерпало свои возможности. Постоянно возникающие транспортные коллапсы – это следствие отказа от осуществления структурных изменений.
Эффективное развитие транспортно-логистического пространства Уфы возможно только при проведении ряда изменений.
Для начала нужно интегрировать пригородный и междугородний транспорт в сеть городского общественного транспорта. Для этого необходимо сформировать систему «Сетевой вокзал», когда функции автовокзалов будут выполнять несколько железнодорожных транспортно-пересадочных узлов. При этом важно организовать между ними пассажирские перевозки, чтобы пассажиры могли быстро и комфортно добираться до любого из указанных узлов. Таким образом, городской общественный транспорт, междугороднее автобусное сообщение, авиа‑ и железнодорожные перевозки будут гармонизированы.
Необходимо создать автостанции в следующих транспортно-пересадочных узлах:
-
«Аэропорт» – пересадочный узел, расположенный в районе международного аэропорта «Уфа», обслуживающего автобусы, прибывающие в Уфу из Зауралья и южного направления республики;
-
«Дема» (ж/д станция Дема) – пересадочный узел, обслуживающий маршруты, соединяющие Уфу с населенными пунктами, расположенными к западу от города по трассе М-5;
-
«Правая Белая» (ж/д платформа Правая Белая) – пересадочный узел, обслуживающий автобусы, прибывающие в Уфу по трассе М-7, а также следующие через Пугачевский и Бельский мосты;
-
«Парковая» (ж/д платформа Парковая) – пересадочный узел, обслуживающий маршруты, соединяющие Уфу с населенными пунктами, расположенными к востоку от города по трассе М-5, а также прибывающие по Бирскому тракту.
– Система «Сетевой вокзал» предполагает строительство в районе аэропорта однопутной железнодорожной ветки протяженностью 3,5 км.
Эта дорога перегружена, около 15% транспортного потока на этом участке дороги – это транспортные средства, осуществляющие движение в аэропорт и обратно. Организация железнодорожного движения Аэропорт – Уфа обеспечит для пассажиров комфортное время в пути: Аэропорт – Дема – 20 минут, Аэропорт – Центр – 25 минут, Аэропорт – Черниковка – 40 минут. То есть «Аэроэкспресс» позволит снизить транспортный поток до 2-6% на дороге Уфа – Аэропорт.
ТПУ «Аэропорт»
Автовокзал для междугородних автобусов и сообщения Уфы с югом республики и Зауральем снизит транспортную нагрузку на дорогу Уфа – Аэропорт. Ежегодно по этим направлениям ездит 5-6 млн человек. Продажи единого билета на автобусы и электропоезда повысят привлекательность этого сообщения. Кроме того, высокая скорость железнодорожного сообщения увеличит мобильность пассажиров и скорость передвижения внутри города.
Перехватывающая парковка для личного автотранспорта перераспределит пассажиропоток с перегруженной автодороги на внеуличный железнодорожный транспорт. Создание ТПУ «Аэропорт» увеличит ежегодный пассажиропоток железнодорожного сообщения по направлению Аэропорт – Уфа до 6-6,5 млн человек.
– Что дадут городу автостанции на ТПУ «Дема», «Правая Белая», «Парковая»?
– Создание в составе этих железнодорожных ТПУ автовокзалов для автобусов, осуществляющих межмуниципальные перевозки, значительно повысит мобильность пассажиров Уфимской агломерации, так как позволит эффективно использовать конкурентные преимущества внеуличного транспорта.
– Предполагает ли эта система создание новых трамвайных маршрутов?
– Целесообразно организовать трамвайное сообщение по проспекту Октября, по маршрутам Железнодорожный вокзал – Черниковка, Черниковка – Центр (ул. Гафури). Кроме того, необходимо создание трамвайного маршрута Черниковка – Сипайлово – Зеленая Роща (ул. Рабкоров). В результате
трамваи будут перевозить до 70% пассажиров, осуществляющих движение по проспекту Октября, улицам Жукова, Менделеева.
Железнодорожное сообщение возьмет на себя до 15-20 млн пассажиров в год, что увеличит долю внеуличного транспорта в общем объеме пассажирских перевозок до 40-50%.
Перспективная транспортно-логистическая система Уфы
– Как впишутся в эту систему уже существующие трамвайные пути?
– С учетом строительства новых трамвайных линий по проспекту Октября, улицам К. Маркса, Ленина, Рабкоров, Менделеева необходимо одновременное строительство запланированной генеральным планом автомагистрали вдоль железной дороги от улицы Правая Белая до Интернациональной, а также мостовых переходов через железную дорогу по улицам Победы и Ульяновых.
Кроме того, демонтаж трамвайных путей на улице Р. Зорге, Сунь Ят-Сена, Мингажева, Большая Гражданская, Р. Зорге, бульвар Ибрагимова позволит расширить проезжую часть этих улиц.
– Жители Демы ежедневно сталкиваются с пробками. Как новая система поможет решить эту проблему?
– Поэтому особенно важно построить мост, соединяющий Дему с Уфимским полуостровом в районе железнодорожного моста.
На транспортную систему Уфимской агломерации очень сильно влияет ускоренное развитие Иглино и Демы. Население Демы увеличилось до 75 тысяч человек, при этом в ближайшее десятилетие оно вырастет до 120 тысяч человек.
Сегодня около 20 тысяч человек, проживающих в Деме, ездят на работу и учебу на Уфимский полуостров. Через десять лет их количество увеличится до 40 тысяч.
Такая же ситуация с Иглино: на Уфимский полуостров ежедневно ездят около 10 тысяч человек, в ближайшее время это количество увеличится вдвое.
Строительство дороги, соединяющей Дему с Уфимским полуостровом, и нового моста обеспечит связность района с городским центром. К тому же это снизит транспортную нагрузку на дороге Аэропорт – Уфа, на участке мостового перехода в районе ул. Воровского, на 20-25%.
– Что будет с движением в центре города?
– Целесообразно организовать одностороннее движение и выделить полосу встречного движения общественного транспорта по Цурюпы (от улицы Пушкина до автомагистрали Заки Валиди в направлении улицы Тукаева) и по Заки Валиди (в направлении к монументу Дружбы от улицы Цурюпы до проспекта Салавата Юлаева). А также одностороннее движение по мосту через проспект Салавата Юлаева к монументу Дружбы до пересечения с улицей Октябрьской Революции.
Это позволит расширить дорогу на городских автомагистралях Цурюпы и Заки Валиди в сторону выезда из города. А это особо актуально в точках пересечения транспортных потоков Пушкина – Цурюпы и Заки Валиди – Цурюпы. А по улице Октябрьской Революции целесообразно организовать встречное одностороннее бессветофорное движение от монумента Дружбы до улицы Цурюпы в сторону улицы Ленина.
Фото: utv.ru
– Почему именно бессветофорное?
– Бессветофорное движение за счет повышения скорости и непрерывного движения автомобилей в 1,5 раза повысит пропускную способность автомагистрали.
Для успешной реализации этого предложения необходимо построить три подземных (или надземных) пешеходных перехода на Новомостовой и около остановок «Ул. Воровского» и «Горный завод». Также необходимо организовать дополнительные съезды на проспект Салавата Юлаева. За счет этих изменений значительно повысится пропускная способность ключевого транспортного узла Уфы.
– Кто, по вашему мнению, должен взять на себя финансирование этого проекта?
– Нужно создать условия для участия частных инвесторов в строительстве железнодорожных транспортно-пересадочных узлов и создания единого трамвайного сообщения. После проведения необходимых исследований и предпроектных работ это
обеспечит развитие внеуличного транспорта на условиях муниципально-частного партнерства и привлечет до 12-15 млрд рублей частных инвестиций.
Одна из главных проблем развития пассажирского железнодорожного сообщения в Уфимской агломерации («Уфимский экспресс») – это отсутствие координации органов республиканской власти, администрации Уфы и ОАО «РЖД».
Для генерации идей по осуществлению тех или иных мероприятий по реализации проекта «Уфимский экспресс» нужно создать проектный офис. Нужно также разработать «Дорожную карту» проекта, провести необходимые исследования.
– Какие исследования нужно провести перед разработкой проекта?
– Во-первых, нужно исследовать существующие пассажиропотоки и их прогнозируемые изменения. Нужно также учесть распределение потока по видам пассажирского транспорта.
Во-вторых, нужно оценить возможности по размещению транспортно-пересадочных узлов (Парковая, Правая Белая, Дема, Аэропорт), определить и обосновать варианты.
В-третьих, необходимы маркетинговые исследования и анализ рынка в торговой, офисной и гостиничной недвижимости. Уже после этого подготовить обоснованные предложения для возможного коммерческого использования территории и объектов в составе ТПУ.
Стоимость указанных работ составит 4,5-6 млн рублей.
Поэтому для формирования эффективной транспортно-логистической системы Уфимской агломерации необходимо принять решение о финансировании в объеме 10-15 млн рублей для подготовки привлекательных инвестиционных проектов. Это поможет наладить взаимодействие с бизнес-структурами.