В Чишминском районном суде началось рассмотрение резонансного для Башкирии уголовного дела в отношении Радика Мухамедзянова, прозванного в народе «чишминским мстителем». Он обвиняется в разбое, незаконном хранении оружия, лишении свободы глав администраций района и села – братьев Уразметовых.
За полгода следствия в деле Радика Мухамедзянова сменилось несколько адвокатов, которые в неофициальном порядке признавались, что «их настойчиво просили» отказаться от участия в процессе. В итоге в судебный процесс заявилась правозащитница Альмира Жукова.
Неизменным осталось лишь огромное число нарушений и несправедливость: начиная с отказа предоставить уролога Радику и заканчивая недопущением журналистов на заседание по существу и запретом фотографировать не только в зале, где рассматривалось дело, но даже в коридоре.
Требуя запретить съемки, братья Уразметовы заявляли: «Мы люди публичные». Судья Бондарь с ними согласилась: «Я не хочу стать звездой интернета», – сказала она.
Напомним господам Уразметовым и судье, что публичность как раз подразумевает, что их могут снимать, а их действия становится гласными.
Публичный и конфликтный
Первое судебное заседание по существу оказалось насыщенным и интересным. Свою позицию озвучивало гособвинение. Понятно, что это лишь позиция одной из сторон, но из фабулы обвинения и свидетельских показаний можно реконструировать события того злополучного дня, когда чишминский мститель захватил главу района и его брата.
В качестве свидетеля обвинения выступила и жена чишминского мстителя Эльвира Нуриахметова, хотя она могла не свидетельствовать против мужа. Было видно, что ее участие обусловлено желанием побыть рядом с супругом. Они часто переглядывались, в коридоре Эльвира даже смогла дотронуться до Радика. За все время следствия у них не было ни одного свидания, даже передачи у женщины принимали не всегда.
Что касается братьев Уразметовых, то они производили противоречивое впечатление. Ильгиз, младший брат, казался спокойным и немногословным. Он в основном молчал и повторял все за братом. Флюр Уразметов, напротив, вел себя довольно резко, в том числе в с правозащитницей Альмирой Жуковой:
– Он угрожает мне на татарском, – заявила во время судебного заседания Жукова. – Кроме того, мы услышали что-то вроде слова «Мразь». В целом Флюр произвел впечатление мужчины вспыльчивого, резкого. Даже когда на стороне обвинения выступал таксист Привалов, довозивший до сельсовета Радика, Флюр резко взглянул на свидетеля и намекнул, что хорошо запоминает всех в лицо.
Не исключено, что такие выпады лишь результат пережитого стресса. Но обо всем по порядку.
Таксист
Привалов – друг Радика и невольный свидетель обвинения. Выступая на стороне обвинения, он рассказал, что все произошло 17 ноября 2017 года, в День сельского работника.По его словам, Радик позвонил ему утром и заказал такси. Они выпили кофе, а после сели в его автомобиль и «бесцельно» катались между сельским поселением Чишмы и поселком Чишмы. В руках Радик держал тряпочную сумку.
По спутанному объяснению Привалова стало понятно, что Радик выжидал, когда Ильгиз, глава сельского поселения Чишмы, появится на рабочем месте.
Примерно в 16:30 Радик и Ильгиз встретились.Напомним, Флюр и Ильгиз Уразметовы в один голос утверждали, что Радика ранее не видели. Однако позже Ильгиз вспомнил, как к нему несколько дней назад подходил человек по имени Юрий Таранов и предлагал показать необычный паровоз.
Ильгиз Уразметов
По показаниям Ильгиза, он решил съездить в гараж к Радику, чтобы посмотреть этот паровоз и заодно проверить состояние дороги. Когда они зашли в гараж, Радик закрыл дверь, наставил оружие на Ильгиза, заставил встать на колени, надел на него ошейник из металлической проволоки и привязал к нему сумку с якобы взрывным устройством.
Альмира Жукова уточнила у Ильгиза Уразметова: «Как именно он надевал ошейник?».
На это судья ответила: «Может, на вас показать? Я этот вопрос снимаю!».
По словам Уразметова, Радик сказал ему следующее: «Ты пожалеешь, что родился на свет. Будешь проклинать этот день. Где 6 миллионов, которые тебе дали на дорогу?».
– Еще он сказал мне, что ты особой ценности не представляешь, – рассказывал Ильгиз.– Но тебя можно оставить, а того ликвидировать (Флюра – прим. ред.).
К слову, Радик записывал задержание на камеру. Во время так называемого допроса Радик заставил Ильгиза подписать заявление, в котором он «сознался» в том, что украл народные деньги, и в «ерунде всякой».
После этого мужчины поехали в администрацию сельского поселения, чтобы поставить печать. В кабинете были три женщины, но Ильгиз не сказал им об устройстве, которое на него надели, так как не был уверен, что оно не представляет угрозы.
Затем они поехали домой к Ильгизу, где он забрал паспорт и военный билет, и вернулись в гараж.
Флюр Уразметов
– Я пришел с работы в восемь вечера, а где-то в девять мне позвонил мой брат и сказал, что едет ко мне, - рассказал уже старший брат Флюр.
Наспех одевшись, Флюр вышел к воротам. Там уже стояли Ильгиз и Радик. Последний тут же приставил к его груди оружие. «Твой брат заминирован, твой дом тоже – все взлетит на воздух», – сказал Радик.
– Да, у меня были сомнения в том, что взрывпакет настоящий,– рассказывал на суде Флюр. – Но оружие-то настоящее. Мы смотрим фильмы и знаем, как надо поступать в таких ситуациях – беспрекословно выполнять требования. Такие люди могут запросто нажать на курок.
По словам Флюра, он поначалу растерялся, но, собравшись, предложил пройти в баню и поговорить. Там мужчины провели около двух часов.
– У нас в каждом районе по сотруднику СМЕРШа, – сказал им Радик. – У нас задание – ликвидировать холуев Путина. Мое задание – ликвидировать вас.
Радик даже показал братьям удостоверение СМЕРШа и назвал свой номер. Еще добавил, что у него мало времени и братья должны выплатить ему 6 миллионов рублей, однако Флюру удалось снизить сумму до 3 миллионов. После этого обвиняемый приставил оружие к его лбу.
Флюр позвонил своему знакомому Гимранову и попросил у него 3 миллиона, однако тот смог одолжить лишь чуть больше миллиона. Все трое поехали к дому Гимранова. Когда же Флюр забирал деньги, он намекнул другу, что «брат в заложниках, но ничего не надо делать».На суде Гимранов эти слова подтвердил.
Радик, Флюр и Ильгиз провели ночь в гараже. Утром они отправились в банк, чтобы снять оставшуюся сумму – 1,7 миллиона рублей.
А через четыре дня Радик был арестован ФСБ.
Послесловие
Судебный процесс получился нервным, конфликтным, с выпадами противоположных сторон. Свидетелей защиты оказалось немного. По существу им нечего было сказать, только то, что Радик не способен на такое. Судья нервно выслушивала теплые слова о Радике. Не обошлось без конфликта, в котором участвовала сама судья.
Причиной этого стал вопрос свидетелю от прокурора: «Как думаете, что заставило Радика совершить такой поступок?»
– Когда Флюр Уразметов стал главой, мы ожидали от него многого, но нет, – начал свидетель, а затем резко повернулся к Радику, – Юра, меня многие просили передать… низкий поклон тебе!
– За что вы ему кланяетесь? – прервала его судья. – Его что, заставили совершить этот поступок?
– Это для того, чтобы он терпел…
– Вас позвали не для того, чтобы ставить ему оценки! Все живут тяжело! Что, теперь с косами пойдут на дорогу!?
Следующее заседание резонансного дела состоится уже скоро. По словам Альмиры Жуковой, судья торопит дело и очень взвинчена.
Читайте также