пришлите новость

«Нужно любить хирургию в себе, а не себя в хирургии». В память о первооткрывателе башкирской кардиохирургии

22:38, 16 сентября 2018

Были времена, когда по всей стране строились крупнейшие больницы, монументальные – они и сейчас стоят. Появлялись звезды в разных областях, зарождалась сильная хирургия в Башкирии.

«Нужно любить хирургию в себе, а не себя в хирургии». В память о первооткрывателе башкирской кардиохирургии
Главный кардиохирург РБ Владимир Плечев в своем кабинете / Фото: Марина Каримова

В Башкирии тоже было много славных имен. Одно из них – Наиль Гатауллин, основоположник кардиохирургии в Башкирии, проведший здесь первую операцию на сердце и установивший первый кардиостимулятор. Все сложнейшие операции поначалу проходили под его руководством.

Каким он был? В чем его особенность, внутренняя сила и почему именно он повел за собой других хирургов в Башкирии, мы узнали у его ученика и преемника Владимира Плечева, главного кардиохирурга Башкирии.

В кабинете, ранее принадлежащем мэтру башкирской хирургии, стоит его огромный портрет.

Без имени-1.jpg

– Он никогда не ругался, – говорит Владимир Плечев, глядя на его портрет. – Я не помню, чтобы он ругался, он просто жестко, внимательно смотрел, даже не скажешь, что исподлобья, просто жесткий взгляд. Мы, все ученики, взгляд его достаточно хорошо изучили.

– Почему именно вас Наиль Гайнатович выбрал своим преемником? 

– С моей стороны нескромно говорить об этом, но ко мне он всю жизнь был очень требователен. Он старался все самые тяжелые операции поручать именно мне. Это сейчас задней мыслью я думаю, что он своего рода устраивал мне психологические испытания.

Да, были такие люди, которых Наиль Гайнатович испытывал на дух, если не на боксерский, то на хирургический. А это практически одно и то же. У меня была полоса, когда он давал мне больных только 80 лет и старше. Потому что хирург – это как боец, единоборец, миксфайтер.

Ведь если ты вышел с настроением лишь бы отстоять, лишь бы не упасть – это одно, а когда ты вышел с настроением победить, только победить – это совсем другое. Он сам был таким, он шел на самые тяжелые операции и побеждал.

Мы, хирурги, такие же живые люди. Нам также бывает очень страшно, когда мы идем на операцию. Наиль Гайнатович любил повторять крылатую фразу его учителя, профессора Александра Вишневского: «Как только хирург перестал бояться, волноваться, креститься перед операцией, в ближайшее время он перестанет быть хирургом или рост его остановится».

То же самое, если выйти на ринг с плохим настроем: не победить, а просто выстоять. Такой человек не боец, он не становится профессионалом. Это показывает жизнь и десятки–сотни примеров этому. Конечно, риск – благородное дело, но работа хирурга заставляет обдумывать каждую мелочь, каждое движение руки, движение сердца, сосудов, органов. Это обязывает ко многому.

6598.jpg

Владимир Плечев – заведующий кафедрой и клиникой госпитальной хирургии БГМУ, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный врач РБ и РФ, член-корреспондент АН РБ, главный кардиохирург РБ, лауреат Государственной премии РБ, доктор медицинских наук, профессор / Фото: ahrb.ru

Владимир Плечев был учеником и преемником Наиля Гатауллина, прошел три войны – был госпитальным хирургом, создал вместе с мэтром хирургии Российский Федеральный Центр пластической абдоминальной хирургии, Башкирский республиканский центр по лечению и реабилитации больных спаечной болезнью брюшины.

Как все это было?

– Наиль Гайнатович был сторонником так называемой фундаментальной науки, – продолжает свой рассказ Владимир Плечев. – У него докторская была, где испытана не одна сотня кроликов, у которых он сначала вызывал спаечную болезнь, а потом ее успешно лечил. Именно ту болезнь, от которой все отвернулись. Даже главный хирург СССР, Михаил Ильич Кузин, академик, сказал, когда мы приехали за рецензией с докладом:

«А что вы там можете делать? Спаечная болезнь – это как загнанная лошадь, легче достать пистолет и выстрелить в ухо». – вот какое отношение даже среди именитых маститых хирургов. Но Наиль Гайнатович не остановился, он создал свою классификацию, создал центр, а дальше уже мы вместе создали Всероссийский центр. Это было 24 мая 1996 года. Каждый год мы оперировали порядка 50 человек из Москвы, Московской области и других городов с хорошим результатом.

Плечев_Владимир_Вячеславович_и_Гатауллин_Наиль_Гайнатович.jpg

Наиль Гатауллин и Владимир Плечев справа

– Когда говорят «семь раз отмерь, один раз отрежь», это про него.  Наиль Гайнатович, видимо, впитал это с молоком матери. Или он получил этот опыт от его великих учителей, таких как профессор Вишневский, профессор Гранов, Краковский. Тем более что аспирантуру он проходил в Москве, в институте Вишневского.

То, что мы сейчас делаем, еще в те годы Наиль Гайнатович предугадывал, он задавал направления. Вообще, он окружил себя очень серьезными людьми. Среди них Григорий Павлович Корнилаев, отвечавший за учебу молодых хирургов. Он основоположник школы герниологии, то есть учения о грыжах. И сейчас его сын – профессор, у него лучший результат по огромным грыжам в России. Ну и, наверное, в мире, потому что к Павлу Григорьевичу Корнилаеву многие приезжают оперироваться из других стран. Еще среди учеников Гатауллина –Ринат Закирович Латыпов – его книги о функциональном состоянии толстой кишки стали всероссийским руководством.

02 копия.jpg

В БГМУ испытывают американскую, японскую и т.д. аппаратуру и применяют к больным в том или ином направлении

– Наиль Гайнатович очень уважительно относился к больным людям. Причем такого сейчас нет, а должно быть – независимо от происхождения. Если Наиль Гайнатович брал к себе хирурга, то он никогда не спрашивал, кто его родитель. Он видел: вот способный парень, который ночует здесь, на кушетке, рвется в хирургию. У него не было отношения: депутатский это ребенок, директора завода или простого работяги. Он смотрел именно на способности.

К больным он всегда относился с особой теплотой: «Каждый человек достоин внимания и уважения, ибо в большом или малом, но в чем-то он всегда превосходит вас. Примеров масса. Хоть сантехник, хоть лесник».

Но еще он был большой психолог, наблюдал за каждым сотрудником, кто во сколько приходит. Не для того, чтобы укорить, а чтобы в своей душе сделать вывод об этом человеке. Сам он приходил в клинику в 7 утра и смотрел на больных, которых оперировал, которые лежали в реанимации. Если другой врач находил тысячу причин: то ли колесо спустило, то ли пробка – и приходил за три минуты до проведения утренней конференции, такие врачи не работали у него. Потому что дезорганизованных, неорганизованных хирургия не терпит.

Его великая фраза, которая прошла через всех нас: «Человек должен любить хирургию в себе, а не себя в хирургии». Многие идут в профессию ради халата, престижа называться сердечно-сосудистым хирургом. Такого в наше время не было, и мы стараемся воспитывать наших студентов в том духе, в котором я о нем рассказал.

Наставление учителя

Памяти Гатауллина Наиля Гайнатовича

Вы выбрали нелегкий путь,

Но путь ваш самый благородный –

Выращивать насущный хлеб

В земле не очень плодородной,

Где горняков не перечесть,

Где неустойчива погода,

Где постоянно рядом честь

И совесть, независимо от рода.

А гены Ваши – состраданья

В духовном мире прорастут.

И орошайте их стараньем,

Тогда они плоды дадут

И беззаветность, и терпенье.

Ну а потом и мастерство,

И этот рук твоих творенье,

И это свыше все дано,

Ведь врач не ремесло – призванье

С недугом вечным воевать.

Учителей народное признание

Прошу я Вас не забывать!!!

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное