пришлите новость

Рассказавший об избиениях в колонии уфимец утверждает, что сел в тюрьму из-за угроз полицейских

15:02, 06 августа 2018

Булат Фаррахов, чей рассказ о порядках в уфимской колонии мы опубликовали на минувшей неделе, утверждает, что попал в ИК-9, будучи невиновным. Он говорит, что уфимские полицейские заставили его подписать признательные показания, давя и угрожая подбросить наркотики.

Рассказавший об избиениях в колонии уфимец утверждает, что сел в тюрьму из-за угроз полицейских
Булат Фаррахов. Фото: Кирилл Пенкин

55-летний мужчина рассказал, как в уфимской колонии строгого режима с одобрения надзирателей заключенных избивают другие осужденные, что начальник отдела безопасности бьет палкой за нарушения и что получить УДО можно, только купив дорогой подарок.

Редакции известно, что на следующий день после выхода публикации с проверкой в колонию приехали представители прокуратуры и Следственного комитета. Глава Общественно-наблюдательной комиссии Олег Галин отчитался о внеплановом визите в ИК-9. «…всем осужденным задавались вопросы об известных им фактах нарушения прав человека, избиения осужденных, пытках, унижениях человеческого достоинства <…> Опрошено 215 осужденных граждан. Подтверждения данных фактов от осужденных граждан не поступило», – говорится в отчете.

На фотографиях, опубликованных ОНК, видно, что во время опроса сотрудник администрации колонии стоит максимально близко к осужденному и внимательно слушает, что тот говорит.

ик-9.jpg

Члены ОНК разговаривают с осужденным в ИК-9. Фото: onkrb.ru

Федеральный розыск за оскорбление полицейского

Журналисты предупредили Булата Фаррахова о возможных последствиях, которые могут наступить для него в случае публикации истории под его настоящим именем. Однако он заявил, что не боится говорить правду, и захотел рассказать все неанонимно.

В день выхода статьи глава ОНК Олег Галин пригласил Булата Фаррахова и меня, как журналиста, записавшего рассказ, на личный прием. После визита к Галину мы с Булатом Фарраховым сели в такси и доехали до Гостиного двора, где попрощались и пошли в разные стороны. Примерно через 50 минут мне позвонила его жена и сообщила, что Булата Фаррахова задержали по дороге домой. 

фаррахов лицо.jpg

Булат Фаррахов. Фото: Кирилл Пенкин

Как рассказал впоследствии сам Фаррахов, как только он перешел улицу, к нему подошли сотрудники МВД и заявили, что он находится в федеральном розыске. Полицейские знали, что он был на приеме у главы ОНК, а также сказали что-то вроде: «Общайся-общайся дальше с этой журналисткой…».

Во время задержания Фаррахова оскорбляли нецензурными словами и запретили звонить кому-либо. В Советском РОВД, куда его привезли, он пробыл до утра 3 августа. Его посетили члены ОНК, убедившиеся, что физическая сила не применялась и не было угроз. Утром его увезли в мировой суд, где выяснилось, что он подозревается в совершении уголовного преступления: якобы в феврале, выйдя на свободу из ИК-9, Фаррахов оскорбил полицейского.

В постановлении мирового суда от 19 апреля 2018 года говорится, что Фаррахов был оповещен о заседании, но не явился на него. Впоследствии судебный пристав пытался доставить того в суд, но обнаружил, что по указанному в протоколе адресу находится приют для лиц без определенного места жительства, где Фаррахов уже не проживает. Суд решил, что житель Уфы скрывается и объявил его в федеральный розыск.

Сам Фаррахов утверждает, что не знал о деле и не получал повесток. Мировой судья участка № 7, утром 3 августа рассматривавший это дело, учел слова Фаррахова, что он был в неведении, и перенес заседание на 13 августа.

Вряд ли можно согласиться с тем, что Булат Фаррахов скрывался от правоохранительных органов. Месяц назад он восстановил потерянные документы. Паспорт выдают в управлении по миграции МВД. Получается, что за все время, пока Фаррахов восстанавливал основной документ, у полицейских не возникло к нему никаких вопросов. Кроме того, вряд ли человек, скрывающийся от суда, пришел бы к журналистам и предложил опубликовать материал под своим настоящим именем.

Учитывая важность происходящего, редакция ProUfu.ru считает нужным рассказать об обстоятельствах уголовного дела, из-за которого Булат Фаррахов попал в колонию.

Срок на выбор

11 месяцев в ИК-9 стали для него третьим за жизнь сроком. До этого он отбывал наказание за незаконное приобретение и хранение наркотиков, а затем за вымогательство.

Примечание. Все подробности Фаррахов рассказал не только мне – он также изложил их в неоднократных обращениях к уполномоченному по правам человека республики Риму Каюмову, депутату Госдумы Зугуре Рахматуллиной и ведущему программы «Человек и закон» Алексею Пиманову.

В 2016 году Булат Фаррахов снимал комнату на улице Цюрупы у некоего Бориса Валеева, инвалида. В какой-то момент он узнал, что арендную плату за комнату хозяин квартиры перечисляет по доверенности другу из соседнего дома Марселю Сафину. У «друга», как выяснилось, были все документы Валеева, включая бумаги на квартиру. 

Вскоре Фаррахов познакомился с Марселем Сафиным. Мужчина поинтересовался у гостя, по какому праву тот получает деньги, и в ответ услышал только грубости. Через некоторое время в квартиру зашла соседка и стала угрожать «разделаться» с Фарраховым. Уходя она добавила, что работала секретарем у бывшего министра внутренних дел РБ Диваева. Фаррахов выслушал и заявил, что обратится к полицейским и вернет Борису Валееву документы. 

На следующий день после ссоры Булат Фаррахов не смог попасть домой. На звонок дверь открыл не хозяин, а его друг, который заявил, что вход в квартиру теперь только с участковым. В этот момент Фаррахов услышал, как открывается дверь позади него, повернулся и получил удар палкой по голове. У него пошла кровь, она «залила глаза». «Плохо ориентируясь», он вышел из дома и оказался в кафе, где официантки вызвали ему скорую помощь. В больнице Фаррахову сделали укол и отпустили домой. 

Он пошел к участковому и увидел у него в кабинете сломанную пополам палку со следами крови, упакованную в прозрачный пакет. Мужчина предположил, что это та самая палка, которой его ударили, и написал заявление о побоях. Участковый сказал: «В квартиру не ходи», и добавил, что у него уже есть заявление от Марселя Сафина, который сообщил, что Фаррахов угрожал ему и кидался с кулаками.

фаррахов рука.jpg

Булат Фаррахов. Фото: Кирилл Пенкин

Через три месяца после произошедшего к Фаррахову, стоявшему на улице с другом, подошли сотрудники полиции и попросили показать документы. Так мужчина узнал, что находится в розыске по статье 119 УК РФ («Угроза убийством»). Его увезли в отделение, где, если верить словам Фаррахова, начали происходить противозаконные вещи.

Сотрудники ОП № 9 предложили мужчине признаться в краже двух аккумуляторов, пообещав, что ему дадут полгода колонии или даже условный срок. Фаррахов говорит, что ему принесли водку и стали поить со словами: 

«Соглашайся, тогда 119-ю («угроза убийством» – прим. ред) мы уберем».

Булат Фаррахов рассказывает об уголовном деле. Видео: Кирилл Пенкин

Затем в помещение вошел начальник отделения и сказал: «У меня есть друг, бывший замначальника Кировского отделения, сейчас работает начальником Караидельского ОВД. Поедешь к нему поработать, отдохнешь, отлежишься». Через несколько дней в отделение приехал тот самый начальник Караидельского ОВД. Он предложил Фаррахову сознаться в еще одной краже. 

«Если попытаешься нас обмануть… у меня там озеро хорошее есть, рыбки тоже кушать хотят, так что имей в виду», – якобы сказал он. 

После этого разговора Фаррахова несколько дней возили из одного отделения в другое и поили водкой. В итоге он подписал признание.

На вопрос, почему Фаррахов согласился признаться в краже, которую не совершал, он отвечает, что полицейские не просто уговаривали его, а еще и угрожали:

 «Они положили передо мной на стол наркотики и сказали: "Можешь погулять полгода, мы все равно их тебе подбросим, и у тебя срок будет 20 лет. Лучше соглашайся на год". 

«Я знаю, на что они способны, – говорит Фаррахов. – Я выбрал год, а не 20 лет».

Булат Фаррахов рассказывает об уголовном деле. Видео: Кирилл Пенкин

На третий-четвертый день некие «ребята» привезли ему вещи, чтобы переодеться, и дали денег на автобус до Караиделя. Фаррахов доехал до автовокзала, помылся в душе и позвонил другу. Тот забрал его на машине и, услышав всю историю, посоветовал обратиться в приемную кандидата в депутаты от «Единой России» Зугуре Рахматуллиной.

В приемной на улице Менделеева Фаррахов рассказал, что полицейские давили на него, требуя признаться в краже. Сотрудники предвыборного штаба помогли составить заявление на имя башкирского омбудсмена Рима Каюмова.

Булат Фаррахов утверждает, что уполномоченный по правам человека знает его с детства: они учились в одном классе. В день, когда Фаррахову удалось сбежать от полицейских, омбудсмена на месте не оказалось. Работница его аппарата помогла составить заявления в прокуратуру и управление собственной безопасности МВД. 

Прокуратура провела проверку и пришла к выводу, что никакого давления не было, подписанные Фарраховым признательные показания исчезли.

Примечание. Российские правозащитники и осужденные часто рассказывают похожие истории. Полицейские, чья зарплата зависит от количества раскрытых преступлений, нередко принуждают невиновных людей признаться в том, чего они не совершали.

Чаще всего жертвами полицейских становятся уже судимые люди, которым сотрудники полиции или убедительно угрожают, или обещают какие-то блага за признание.

Ситуация с подбросом наркотиков – типичная для России. Полицейские часто используют этот прием или в качестве манипуляции, или на самом деле, чтобы отправить за решетку неугодного человека.
После обращения в разные инстанции Фаррахову позвонил участковый и сказал, что дело по угрозе убийством закрыто. Через некоторое время Фаррахов оказался в больнице, поскользнувшись на улице и ударившись головой. 17 марта 2017 года в палату зашли оперативники и заявили, что он находится в розыске по 119 статье. Фаррахова снова увезли в отделение, где он признался в угрозе убийством, боясь, что ему подбросят наркотики. 

фаррахов и я.jpg

           Булат Фаррахов. Фото: Кирилл Пенкин

Суд проходил в особом порядке и длился 20 минут, потерпевшие не пришли. Все обвинение было построено на признании и показаниях двух человек: друга хозяина квартиры Марселя Сафина и соседки. В материалах дела говорится, что Фаррахов, стоя на лестничной клетке, выхватил откуда-то палку и начал ею угрожать со словами: «Я тебя убью! Прикончу!». Ни следователь, ни судья не задаются вопросом, откуда в руках у Фаррахова появилась палка? Никто из рассматривавших дело не описал палку, не объяснил, из какого она материала.

Пробыв в ИК-9 11 месяцев, Фаррахов вышел на свободу и продолжил искать справедливость: он так же пишет письма уполномоченному по правам человека, хочет добиться пересмотра приговора и реабилитации.

Бывший осужденный надеется, что надзиратели из колонии понесут наказание за превышение должностных полномочий. Пока известно, что Следственный комитет начал проверку, а в ИК-9, вероятно, сильно обеспокоились возможными последствиями. В субботу Фаррахова вызывали на прием к следователю. Он утверждает, что тот задал ему странный вопрос – приезжала ли администрация ИК-9 в отделение полиции, где бывший осужденный провел ночь после задержания 2 августа. Следователь якобы удивился, услышав отрицательный ответ, и пояснил, что руководство колонии хотело о чем-то поговорить с Фарраховым.

Булат Фаррахов переживает за свою безопасность, собирается написать заявление о предоставлении ему госохраны, но, по его словам, намерен идти до конца.


Читайте также


Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное