пришлите новость

Новый музей рядом с пещерой Шульган-Таш – угроза или удача для Бурзянского района Башкирии?

12:25, 18 июля 2018

В прошлом году в Каповой пещере ученые обнаружили наскальное изображение верблюда. Сенсационная находка стала причиной скандала между археологами и проводившим очистку Научно-производственным центром по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан (НПЦ РБ). Тогда ученые говорили, в частности, о варварском методе очистки и халатном отношении к древней живописи.

Новый музей рядом с пещерой Шульган-Таш  –  угроза или удача для Бурзянского района Башкирии?
Фото: Институт археологии РАН

Напомним, что после обнаружения на стенах пещеры Шульган-Таш уникальной наскальной живописи правительство республики решило включить пещеру в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также было решено построить в трех километрах от пещеры огромный музейный комплекс.

Это решение вызвало много споров в прошлом году: ученые выступили резко против и заявляли, что новый объект разрушит наследие Шульган-Таша. Стороны обменивались колкостями в социальных сетях и давали острые комментарии в СМИ. Тогда об этом писали местные средства массовой информации, сегодня об этом заговорили уже на федеральном уровне.

«Верблюд возрастом в несколько тысяч лет уверенно вел башкирских чиновников к полумиллиарду рублей. Но тут на их пути встали археологи», – 

именно так на днях описал ситуацию с Шульган-Ташем федеральный информационный портал «Такие Дела».

Новый музей защитит пещеру от туристов-вандалов?

О строительстве огромного музейного комплекса рядом с Каповой пещерой заговорили еще в 2017 году. Сметная стоимость оценивалась в 350 млн рублей. Финансирование – из бюджета республики. Огромное здание площадью 4 000 кв. м будет состоять из трех зон:

  • экспозиционной,

  • научно-развлекательной,

  • административно-научной.

По словам руководителя НПЦ РБ Данира Гайнуллина, здесь будут проводиться культурные фестивали, научные симпозиумы и другие мероприятия. 

gallery_promo21229013.jpg

Фото: strana.ru

Инициаторы проекта заявили, что это значительно увеличит туристический поток в Бурзянский район – до 300 тысяч человек ежегодно. Сейчас заповедник «Шульган-Таш» принимает 36 тысяч туристов в год.

Помимо туристического и финансового потоков, которые появятся с открытием музейного комплекса, заявленная цель проекта – сохранение уникальной наскальной живописи на стенах Каповой пещеры. Внутри музея будут в точности переданы факсимиле наскальных рисунков из четырех залов пещеры. 

То есть туристы смогут ознакомиться с наскальным искусством древних людей в музее, не заходя в саму пещеру. Это позволит снизить антропогенное разрушительное воздействие на древние рисунки.

– Сейчас пещера открыта для туристов. С билетом за 350 рублей можно пройти в первый портал, где нет настоящих рисунков. Но есть еще отдельная услуга от заповедника – за 5 000 рублей пускают к наскальным древним рисункам, – рассказывает нам Данир Гайнуллин. – Но наш научный центр против таких походов. Мы несколько лет проводим реставрацию рисунков, очищаем их. Результаты нас тревожат: в прошлом году мы очистили рисунки от глины и грязи, а в этом году опять туристы загрязнили. Нет нужной степени защиты и охраны рисунков.

«Лошади» и «верблюды» Шульган-Таша: с чего все началось

Первые наскальные изображения нашли в пещере еще в 1959 году. Зоолог Александр Рюмин обнаружил первые изображения, сделанные древними людьми. Возраст рисунков – от 13 до 26 тысяч лет, но некоторые ученые называют и более раннюю датировку – до 37 тысяч лет.

2-1000x646.jpg

Александр Рюмин (второй справа) со свердловскими туристами после спуска к Подземному Шульгану. Фото: shulgan-tash.ru.

Это стало революционным открытием: на тот момент пещерную живопись находили только на севере Франции и юге Испании.

В прошлом году в Каповой пещере ученые обнаружили наскальный рисунок – изображение двугорбого верблюда. Возраст рисунка – не менее 14 тысяч лет.

Сегодня самые известные древние наскальные рисунки в России находятся именно внутри Каповой пещеры.

После этих находок Правительство Башкортостана и решило включить пещеру в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но для начала требовалось очистить стены пещеры от многочисленных любительских граффити, оставленных туристами. Пригласили европейского эксперта в области сохранения наскального искусства Эдаля Гийамета, который обучил сотрудников НПЦ РБ.

wx1080 (1).jpg

Граффити, оставленные туристами в пещере. Фото: ufa.kp.ru

Вместе с найденными наскальными рисунками обнаружилась проблема: древние изображения спрятаны под толстыми слоями натеков, большая их часть – в критическом состоянии. Каким-то образом проект по удалению любительских граффити превратился в очистку древних рисунков. Понадобилось 22 дня, и скалы были очищены от слоя кальцита. В результате проявилось изображение верблюда, которое стал частью композиции, известной как «Лошади и знаки».

Ученые против нового музея

В ноябре прошлого года НПЦ РБ собрал пресс-конференцию, на которой впервые сообщил об удивительной находке. Тогда разразился скандал: за несколько часов до официального сообщения НПЦ РБ руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, кандидат исторических наук Владислав Житенев опубликовал фотографии, сделанные карстологом пещеры и членом мониторинговой группы Ольгой Червяцовой. В социальных сетях разразился скандал: руководитель НПЦ Данир Гайнуллин обвинил их в воровстве фотографий.

Житенев, в свою очередь, ответил, что команда НПЦ РБ «варварски расцарапала (другого слова не подобрать!) изображение верблюда и сотворила таким способом сенсацию».

 

В начале декабря прошлого года в заповеднике прошло заседание научно-технического совета с участием замглавы Бурзянского района, ученых и представителей НПЦ. На заседании подчеркнули, что реставрировать такие древние изображения могут только специалисты с лицензией на реставрацию монументальной живописи. Руководство заповедника никаких лицензий не видело.

003_td_BRAV1222-1280x853.jpg

Ольга Червяцова у изображения верблюда. Фото: takiedela.ru

– Изначально все было в порядке. Там не нужна лицензия, а нужен установленный Министерством культуры РФ открытый лист (разрешение – прим. ред.). Открытый лист является основанием для проведения работ, он был на руках специалистов и в прошлом году, и в этом, – объяснил нам Данир Гайнуллин. – В России нет специалистов по наскальным рисункам. Никто этими технологиями и методиками не владеет. Сегодня мы сами готовим трех специалистов в Уфе. Каждый год в июне и ноябре-декабре приезжает специалист Эдаль Гийамет. Он с ними работает в пещере, проводит семинары по технологиям очистки граффити и реставрации наскальных рисунков. 

– Верблюда расчистили, не уведомив нас, без особенных обсуждений, – рассказывает директор заповедника «Шульган-Таш» Михаил Косарев информационному порталу. – Я был в отпуске, пришло письмо про очистку от граффити посетителей, а потом я внезапно узнаю про расчистку верблюда. Они использовали определенную методику, расчищали зубоврачебной фрезой. Житенев считает, что это неправильно, потому что фреза дает долбящий элемент. 

Я не специалист, но, если есть хоть какие-то вопросы, почему нельзя подождать? Почему мы должны рисковать памятником мирового значения?

Владислав Житенев и карстолог пещеры Ольга Червяцова столь спешную расчистку рисунка связали с планами строительства музейного комплекса рядом с пещерой.  Дело в том, что новый музей внесен в список объектов к столетию Республики Башкортостан. Столетие республики отмечается в 2019 году, а значит, времени осталось мало. Вот люди и торопятся, даже если это ставит под угрозу сохранность древнего искусства. 

rfffff.jpg

Расчистка изображения верблюда. Фото: Институт археологии РАН

Изображение верблюда, по мнению ученых, как и другие наскальные рисунки, находится под угрозой исчезновения: стекающая по стенам вода потихоньку размывает их. Эксперты считают, что расчищать стену было поспешным решением, ведь пока нет понимания, как его сохранить. Над рисунком верблюда установили козырьки, но они уже покрыты плесенью из-за повышенной влажности внутри пещеры.

Сотрудники заповедника «Шульган-Таш» и Владислав Житенев проверяли качество очистки рисунка и выявили нарушения слоя, защищающего «верблюда». А это может привести к быстрому вымыванию рисунка.

Данир Гайнуллин в разговоре с нами подчеркнул, что никакой угрозы для рисунков нет: «Мы сейчас опробовали консервационные методики, привезли новые материалы, будем пробовать. Впереди еще большая работа»

Удача или угроза для Бурзянского района?

– Я единственный не подписал согласие на эту стройку, так как считаю, что вопрос требует большого обсуждения и дискуссий, открытых и закрытых, в экспертных кругах. В рекомендации ЮНЕСКО также указано, что необходимо обсуждать такие вопросы и с местным населением. Я вижу несогласие, сопротивление местных и как не считаются с их мнением.

Ситуация перезрела. Конфликт уже перерастает в конфронтацию, – рассказывал нам еще в прошлом году Владислав Житенев. – Верю, что те, кто хочет продвигать данный проект, делают это от души. Но странно, что все обсуждается в узком кругу, и ежегодно этот круг сужается еще больше. А ведь через два года комплекс хотят передать району, а значит, в первую очередь нужно учитывать мнение сельских сходов.

20171127_03.jpg

Панно «Лошади и знаки» до расчистки в 2017 году. Фото: В. Житенев

– В этом году на симпозиум мы пригласили местных краеведов, учителей истории. Они выслушали наши доклады и очень рады тому, что Шульган-Таш приобретает такой цивилизованный вид. Сказать, что сейчас там все хорошо, нельзя, все очень стихийно, – возражает Данир Гайнуллин.

Владимир Житенев уже озвучивал свои опасения по поводу сохранности наследия пещеры и говорил, что «пещера намного важнее сиюминутных целей», «карьеры отдельных ученых и даже, не побоюсь это сказать, важнее, чем новый музей и список ЮНЕСКО». По его словам, работы ведутся с огромным количеством нарушений: «Самое парадоксальное, что нарушают именно те, кто, по идее, должен пещеру защищать».

978227db2760265bc67bda73334f2f35.jpg

Фото: shulgan-tash.ru

Действительно, не нарушит ли многомиллионное строительство и без того хрупкую природу республики? Нам говорят о более чем 300 тысячах туристов ежегодно, приезжающих к Шульган-Ташу. Все мы знаем, какие горы мусора и какие разрушения оставляют после себя отдыхающие. 

Общественник и политолог Азамат Галин, который сам родом из Бурзянского района, уже высказывал свое мнение об этой ситуации: «Многое из того, что помню, уже уничтожено. И если мы построим еще что-то, разрушим еще больше. Есть вещи, которые мы обязаны сохранить. Это не простое место для многих, особенно для башкир. В любом случае нужен грамотный экологический подход. 

«И руководству района, и руководству республики, и тем более главе региона Рустэму Хамитову надо серьезно подумать, стоит ли возводить себе очередной монумент ненависти, которых ему и без того хватает».

По мнению же руководителя НПЦ РБ, Бурзянский район от строительства только выиграет.

– К 2019 году закончится строительство самого здания музея, а открытие состоится в 2020 году. Этот проект поможет развитию Бурзянского района. Сейчас прокладывается асфальтная дорога, а к 2020 году проведут газ. В прошлом году провели хороший интернет и сотовую связь, – комментирует Данир Гайнуллин.

1112_oooo.plus.pngДанир Гайнуллин, руководитель НПЦ РБ:

 – Все риски для пещеры оцениваются. Мы не сами по себе это делаем, а тесно работаем с французскими коллегами, проводили анализ нашей пещеры, туристического потенциала, изучали опыт европейских музеев. Наоборот, строительство музея только уменьшит антропологическую нагрузку на саму пещеру. Везде в мире музеи строятся для того, чтобы уменьшить посещаемость самой пещеры. 

По включению в список ЮНЕСКО процесс идет. Мы уже подготовили все материалы и в сентябре направим пакет в Министерство культуры РФ. И решение по строительству музейного комплекса уже принято. Все экспертизы пройдены и получены положительные заключения. 

Противостояния с заповедником сейчас нет. Мы все – за сохранение рисунков и этого наследия. 

Здесь очень много научных кругов работают: это и археологи РАН, и специалисты Курчатовского института, и много других специалистов. Пещера ведь очень сложная.

Директор заповедника «Шульган-Таш» Михаил Косарев еще недавно открыто высказывался против строительства музея:

 – С музеем на попятный уже никто не пойдет. Сейчас они в землю эти полмиллиарда закопают, а мы будем смотреть на это и смеяться или грустить. Мне кажется, больше придется грустить. В Башкирии особо денег нет, на сельские дороги не хватает.

Сегодня комментировать ситуацию Косарев отказывается. Смирился? 

 


Читайте также


Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное