пришлите новость

Республиканский перинатальный центр «растащили» на медцентры

10:35, 12 апреля 2018

Недавно отстроенный на федеральные деньги Республиканский перинатальный центр (РПЦ) «растащили» на частные медцентры, где будут оказываться платные услуги. Об этом журналистам ProUfu.ru в течение нескольких дней сообщали разные источники. По нашим сведениям, «тайными» руководителями этих центров стали самые высшие чиновники республики. Огня добавил и Рустэм Хамитов. На выступлении в Минздраве РФ он пообещал всеобщую генетическую паспортизацию жителей республики. Разбираемся, есть ли повод для паники, и какими медцентрами «разродился» некогда хваленый РПЦ.

Республиканский перинатальный центр «растащили» на медцентры
Фото: Марина Каримова

Всеобщая генетическая помощь

Первое здание РПЦ, расположенное на улице Гафури, было построено в 2003 году для беременных со сложными патологиями. Тогда РПЦ получил в свое распоряжение самое современное оборудование. В его составе успешно заработали медико-генетический центр, консультативно-диагностическое отделение, отделение вспомогательных репродуктивных технологий, клинико-диагностическая лаборатория.

В прошлом году открылся новый корпус, расположенный на улице Авроры. Почти сразу появилось инициированное Рустэмом Хамитовым распоряжение правительства РБ о том, что Республиканский медико-генетический центр (РМГЦ), работавший до этого в составе РПЦ, необходимо перевести в отдельное юридическое лицо. Вместе с ним из подчинения перинатального центра ушло не только здание на Гафури, но и все вышеперечисленные отделения.

Цель, как сообщает сайт Минздрава, благая. Генетическая помощь должна стать всеобщей, чтобы каждый житель республики мог пройти тестирование и выявить индивидуальную чувствительность к лекарствам, химио- и лучевой терапии, а также определить предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых, аллергических, кожных и других заболеваний.

Минздрав России предусматривает такую возможность - отдельную работу РПЦ и РМГЦ. Однако во всех регионах России медико-генетические центры успешно работают лишь при главных перинатальных центрах. Там же, где это не так, – высокие показатели младенческой смертности. Например, по данным портала Kartoteka.ru, в Дагестане медико-генетический центр отделен от перинатального центра. Результаты неутешительны – Дагестан оказался в лидерах по уровню младенческой смертности. За январь 2018 года показатель - 11,2 смертей на 1000 родившихся живыми. В Башкирии этот показатель – 8,3. При том, что в целом по России – 5,3.

Сегодня мы занимаем «почетное» 70-е место по уровню младенческой смертности. В некоторых районах республики показатель достигает 42,5 случаев смертей на 1000 родившихся живыми.

Все эти цифры – в целом по республике. Но весомо выросли показатели младенческой смертности и в самом РПЦ. Только за январь в «обделенном» РПЦ погибли 12 детей. А за весь прошлый год – 37. Путем нехитрых подсчетов видно, что рост младенческой смертности составил 75 процентов.

Источники в перинатальном центре уверяют, что вместе с младенческой смертностью в РПЦ растет и количество кесаревых сечений. В конце года цифра может достичь 70 процентов кесаревых сечений, хотя норма - не более 30.

Зачем чиновникам понадобилось дробить на отдельные структуры слаженно работающий перинатальный центр? Ведь генетическая лаборатория как воздух нужна РПЦ – проводить ранний неонатальный скрининг, выявляющий уродства, болезни, обследовать генетику плода и т.д.

Бывший и.о. главврача первого перинатального центра Алексей Фролов утверждает, что видел проект распоряжения и был возмущен 5-м пунктом этого документа, в котором говорилось, что РПЦ сам просит изъять у него корпус на Гафури.

be9afc352ec5532d1acd9b32f70752d5.jpg

Республиканский перинатальный центр поначалу был здесь. Теперь в этом здании на улице Гафури расположился Республиканский медико-генетический центр. А еще консультативно-диагностическое отделение, отделение вспомогательных репродуктивных технологий, клинико-диагностическая лаборатория - все то, что должно было поначалу принадлежать РПЦ.

Фото: Рамиль РАХМАТОВ

Одно название

На днях, выступая перед Минздравом РФ, Рустэм Хамитов рассказывал о достижениях республиканской медицины. Одно из них – создание медико-генетического центра.

- У нас очень высокие компетенции в этой части, - рассказывал глава республики перед федеральными чиновниками. - Работает замечательный коллектив генетиков. Мы создали этот центр – 5 тыс. кв. м, оборудование на 300 млн рублей, в том числе самые последние секвенаторы, которые позволяют проводить эти исследования на потоке. У нас развивается медицинская наука, внедряются новые технологии. С этого года начал работать Республиканский медико-генетический центр, в котором будет проводиться ранняя ДНК-диагностика. Также мы будем выходить на всеобщую генетическую паспортизацию населения.

Иными словами, поводов для паники нет. Даже слова о всеобщей генетической паспортизации населения не вызвали никакого беспокойства.

Тем не менее, по словам руководителя РМГЦ Салии Мурзабаевой, всеобщая генетическая паспортизация населения нигде в мире еще не проводится.

- Я, конечно, не слышала слова Рустэма Хамитова, комментировать сложно, - говорит Салия Мурзабаева. - Но полностью расшифровать генотип каждого человека - это очень затратно и нецелесообразно. На сегодня это нереализуемо. Для этого нужны и деньги, и кадры. Нигде это не делается массово, только индивидуально, с учетом разных факторов: предрасположенности к определению заболевания, с учетом семейного анамнеза (наследственной предрасположенности) и в случае, если генетик подозревает наличие наследственного заболевания или наследственной предрасположенности – только тогда можно искать этот ген.

Получается, что глава республики просто немного заговорился. Или это очередная его ошибка, которую он потом признает?

По словам Салии Мурзабаевой, «возможно, в планах Минздрава и правительства РБ было внедрение новых современных инновационных технологий, в частности, создание молекулярно-генетической лаборатории». В оказании услуг по молекулярной генетике планируется даже выйти за пределы республики, а после и оказывать платные услуги, сообщили в РМГЦ. Однако это пока лишь планы.

Какие бы планы у Минздрава не были, РПЦ остался без своих хваленых лабораторий. Нигде не обсуждалась вероятность, что из состава РПЦ внезапно уйдут консультативно-диагностическое отделение, отделение вспомогательных репродуктивных технологий, клинико-диагностическая лаборатория. В проекте первоначального распоряжения этого всего не было.

Ныне РПЦ представляет собой жалкое зрелище. Без ценных кадров, без собственных лабораторий, консультативного центра и иных важных отделений, РПЦ теперь всего лишь обычная больница, а от некогда крупного центра осталось только одно название.

Уйти, чтобы вернуться?

В самом РМГЦ, получившем новейшее здание и все оборудование, предназначенное для РПЦ, повода для паники не видят. По словам Салии Мурзабаевой, решение о реорганизации уже принято, поэтому обсуждать его бессмысленно. Теперь надо уделять больше внимания организационно-методической работе. Ведь РМГЦ испытывает проблемы с координацией работы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Кроме того, требуется дооснастить центр оборудованием. А еще остро стоит проблема с кадрами.

То, что республике нужен медико-генетический центр, никто не спорит. Однако возникает вопрос: как теперь должен работать сам РПЦ?

- Когда все это планировалось, все вопросы должны были быть четко аргументированы. Но все делалось быстро, на скорую руку, - говорит Фиргат Байрамгулов, первый главврач РПЦ. - Они должны были, если уж на то пошло, создать медико-генетическую консультацию для оказания помощи по генетическим направлениям. То есть должна была быть отдельная поликлиника, где они принимают амбулаторно больных, где сидят генетики. У них должна была быть лаборатория. Все эти вопросы должны были решаться не за счет РПЦ.

Сегодня Республиканский перинатальный центр возглавляет Назир Мингазов, который до этого работал первым замминистра здравоохранения республики. Ранее Мингазов сам выступал за выделение генетического центра в отдельную структуру, однако сейчас в кулуарах правительства признается, что «так работать нельзя».

Возможно, с этим связана информация о том, что РМГЦ снова хотят вернуть в состав РПЦ. В последнее время у генетического центра, как назло, возникают сложности с госзаказами для проведения определенных квот.

Мы направили запрос на имя Назира Мингазова о результатах деятельности РПЦ, объединенного с 4-м роддомом. Однако ответить на наши вопросы он оказался не готов.
cc0fde1330276333a76d19728730db2c.jpg

Это здание РПЦ, объединенного с 4-м роддомом



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное