пришлите новость

Программа развития Зауралья провалилась: погибшие предприятия и города-банкроты Сибай и Баймак

10:30, 12 февраля 2018

Как мы уже говорили, программа развития Зауралья не привела ни к промышленному буму, ни к аграрному. При этом цифры в отчетах по результатам программы достаточно неплохие. Что же в реальности?

Программа развития Зауралья провалилась: погибшие предприятия и города-банкроты Сибай и Баймак
Фото: chrontime.com

Из выступления Рустэма Хамитова на заседании Правительства РБ: «Должен быть сделан акцент на создание возможностей для самореализации людей. Нам нужны улучшения в социальной сфере, нужны новые рабочие места».

zaural_2.jpg

Куратором программы стал вице-премьер Илшат Тажитдинов, родом он из деревни 2-е Иткулово Баймакского района (Зауралье). Фото: zaural.novaufa.ru


Программа развития Зауралья

В планах было реструктуризировать сельское хозяйство, развить переработку сельхозпродукции. Развитие должны были получить лесопереработка, туризм, производство стройматериалов, машиностроение, транспортная инфраструктура, социальная сфера.

zaural_5.jpg

Фото: zaural.novaufa.ru

По данным сайта zaural.novaufa.ru, на реализацию мероприятий программы в период 2011–2015 годов было направлено более 32 млрд рублей. Бюджетные средства, вложенные в социальную и инженерную инфраструктуру, составили около 6 млрд рублей.

Было сделано:

zaural_18.jpg

Фото: zaural.novaufa.ru


Несмотря на эти цифры, граждане, проживающие в Зауралье, стремительно его покидают. Только за прошлый, 2017 год субрегион покинули 1 330 человек.

Migraciya.jpg

Таблица миграционной убыли населения (по данным Башстата)

Население Баймака и Сибая катастрофически уменьшается, а в Учалах пополняется лишь за счет того, что туда едут молодые люди из близлежащих деревень. Сами Учалы еще держатся на плаву благодаря ресурсному градообразующему предприятию УГОК и выгодному территориальному положению, привязывающему его к промышленным центрам Урала, в частности к предприятиям Челябинского района. Комбинат в Учалах приносит 70% бюджета всего района, а его оборот составляет 18 млрд рублей в год.

Город-банкрот Сибай

Сибай считается столицей Зауралья. И именно он принял на себя основной удар. Никакая программа развития не помогла остановить экономическое разрушение. За период с 2010 по 2017 год здесь закрылось много крупных предприятий, имеющих пятидесятилетнюю и более историю.

В 2013 году на республиканском уровне разразился скандал, связанный с банкротством Сибайского молочно-консервного комбината. С 1985 года этот уникальный завод выпускал большой ассортимент молочной продукции из местного зауральского молока. Это детское лечебное питание, питание для спортсменов, сухое цельное и обезжиренное молоко, сливочное масло, детские каши и многое другое. Продукция этого завода отличалась высоким качеством. Но, несмотря на все это, завод закрыли, а город потерял 220 рабочих мест.

Сибайский элеватор, открытый еще в 1953 году, из-за грозящего в 2013 году банкротства был перекуплен крупной магнитогорской фирмой «Ситно». Тогда чиновники сказали, что неважно, кто владеет заводом, главное, чтобы рабочие места сохранились.

В 2012 году закрылся Сибайский мясокомбинат, с 1975 года выпускающий мясные изделия и занимающийся переработкой мяса из Баймакского, Хайбуллинского, Абзелиловского, Зилаирского, Зианчуринского районов. Завод был закрыт, несмотря на программу, которая ратовала за развитие скотоводства в регионе. Город потерял еще 60 рабочих мест.

Надо сказать, что во всем субрегионе мясопереработка так и не смогла сделать рывок. Как говорят местные фермеры, теперь мясо уходит на переработку в Татарию.

Самим сибайцам, не нашедшим новую работу, приходится покидать город. Высокие показатели по миграционной убыли (таблица выше) свидетельствуют: каждый год город покидают несколько сотен человек, в основном молодежь. 

– Нет такой уж большой деловой активности в регионе – это факт, – свидетельствует Гарри Акопян, генеральный директор Сибайского завода буровых реагентов. – Ничего: ни рубля, никакой реальной поддержки. Каждый всплывает как может. По крайней мере, по нашему предприятию я так могу судить. Было время, когда нам помогали министерства, но только организационными вопросами. В правительстве хотят экономического развития, в частности этого хочет Илшат Тажитдинов. Но организационная, техническая и информационная поддержка не может дать того, что может дать долгосрочный кредитный ресурс.

Говорят, что на градообразующем предприятии УГМК (Уральская горно-металлургическая компания) имеются серьезные проблемы, однако их пока стараются не афишировать. Рентабельность предприятия снижается из-за обнищания ресурсов полезных ископаемых. Нужны новые месторождения, а их нет. Если УГМК обанкротится, в городе не останется ни одного крупного предприятия.

– У каждого предприятия своя история, а здесь их было много: и швейная фабрика, и трикотажная, и мясокомбинат, и молочно-консервный комбинат. Только одни развалины остались. Названия остались, но самих предприятий нет, – рассказывают местные жители.

Тем временем город все больше отрывается от Уфы. В 2016 году аэропорт «Сибай» отменил последний рейс. Здание опустело. Как выражаются интернет-пользователи, теперь там летают только птицы. Железнодорожное сообщение с Уфой тоже оказалось не таким уж важным. Поезд «Сибай – Уфа» сократили, теперь он ездит только по четным числам. Автобус ГУП «Башавтотранс» уходит из Сибая в 7:30, а в Уфу прибывает в 18:25, то есть в этот же день в Сибай не вернуться. Получается, что из города проще уехать навсегда.

Баймак уже ни на что не надеется

Эксперты считают, что программа развития Зауралья изначально была обречена на провал. Она вся состояла из набора разрозненных инвестиционных проектов, не связанных друг с другом. А ведь для того, чтобы решить проблему субрегиона, надо давать развиваться взаимосвязанным отраслям, а не строить точечные инвестпроекты, бросив их на произвол судьбы – авось сами выплывут.

Например, показательна построенная в деревне Культабан Баймакского района мегаферма, которая должна была продемонстрировать, что животноводство в регионе процветает. На ее создание с 2015 года уже было потрачено порядка 960 млн рублей. А теперь, чтобы начать окупать проект, требуется вложить еще миллион. А вот о том, где его взять, теперь должна думать сама ферма.

Одним из первых по программе развития Зауралья в Баймаке был открыт мясокомбинат ООО «Башкирские деликатесы». Но, несмотря на поддержку администрации, он не смог наладить производство. В 2014 году предприятие обанкротилось.

На Баймакском литейно-механическом заводе –  градообразующем предприятии, история которого насчитывает более 90 лет, – постоянно меняется руководство. Предприятие на грани банкротства, а работники жалуются на постоянные задержки и без того маленьких зарплат.

– Молодежь уезжает из Баймака, – говорит местный житель Фарид Зайнетдинов. – Кто куда: на север, в Хайбуллинский район, Магнитогорск. Семьями уезжают. В городе очень много объявлений о продаже квартир, вещи продают, мебель. Жилье очень подешевело. В Аскарово дом стоит 1,5 млн, а в самом Баймаке неплохой дом можно купить за 700 тысяч.

– По этой программе развития в Баймаке был открыт колбасный завод, но через пару лет его закрыли. Кроме этого, ничего не построено, никакой социальной сферы. Зато во 2-м Иткулово, а это глубинка Баймакского района, построен социально-культурный центр. Еще туда провели газ, построили хорошую дорогу. Это очень показательное отношение к нам, – говорит житель Баймака Гадель Хасанов.

Есть ли где-то улучшения?

Тем временем в селе 2-е Иткулово результаты программы развития Зауралья заметны. Во всех отчетах село значится как привлекательное. И это несмотря на невыгодное территориальное положение.

В селе был построен социальный комплекс, в том числе школа на 132 учащихся, новый детский сад на 60 мест, а также фельдшерско-акушерский пункт. Полностью была обновлена инфраструктура, проведена газификация, к каждому дому подведен водопровод. Построена новая асфальтированная дорога Бекешево – 2-е Иткулово.

В 2012–2013 годах в село даже должна была прийти ООО «Компания «ПромРегионЛес», чтобы запустить производство твердотопливных брикетов из низкосортной древесины. Объем предполагаемых инвестиций составлял 180 млн рублей.

Однако даже здесь, на родине самого Илшата Тажитдинова, план не сработал. В 2014 году, освоив более 30 млн рублей, компания-инвестор от проекта отказалась.

На днях по деревням начали ездить специальные группы, которые информируют население об итогах своей работы. Однако народ уже недоволен этим отчетом. На предварительных собраниях люди поднимают вопрос о том, что все цифры и показатели «сильно завышены». По их словам, «народ обманывают».

Dinamika.jpg


Читайте также


Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное