Указом Екатерины II от 22 сентября 1788 года в Уфе было учреждено Уфимское магометанского закона собрание — организация, впоследствии Центральным духовным управлением мусульман России и европейских стран СНГ.
Первый проект здания для духовного управления мусульман был составлен губернским архитектором А. А. Гопиусом в 1846 году, и годом позже утвержден. Как следует из источников, решение о строительстве здания для Магометанского духовного собрания в Уфе было принято по предложению оренбургского и самарского генерал-губернатора.Увы, постройка здания по составленному проекту оказалась не по карману духовенству, и муфтий предложил уменьшить размеры строения. Проект переделали, утвердили, нашли деньги для строительства, как вдруг он снова оказался плох — выяснилось, что в проекте здания для духовенства не было предусмотрено комнаты для муфтия. В конце концов был утвержден проект двухэтажного дома — на втором этаже могли разместится все необходимые помещения.
22 мая 1861 года Авдеев приступил к работе.
При рассмотрении утвержденного проекта оказалось, что в нем нет каретника, конюшни и погреба для флигеля, предназначенного имаму и кадиям, а также отсутствуют баня и ограда для заднего двора. По этой причине были составлены и утверждены дополнительные сметы. 22 сентября 1864 года поверенный инженер-капитана Авдеева секретарь Н.В. Поляков направил в Оренбургскую строительную и дорожную комиссию рапорт: «Имею честь предъявить, что здание Магометанского духовного собрания постройкою кончено, вследствие чего имею честь покорнейше просить сделать распоряжение о принятии от меня означенного здания и учинении со мною окончательного расчета с выдачей залогов». Освидетельствование зданий производил «архитекторный» помощник Фон Гросс, который сделал некоторые замечания по неточному выполнению и качеству работ, а в основном все было выполнено по проекту.
Но даже после постройки судьба многострадального здания не была разрешена. Духовное собрание сочло, что не имея никаких удостоверенных строительной комиссией сведений о прочности всех зданий, оно не может его принять его в свое распоряжение. К тому же, у собрания не имелось денег на отопление дома, найма сторожей и страховки от огня, а также разрешения министра внутренних дел.
Собрание просило сообщить: может ли оно до получения разрешения от министра принять здание в свое ведение. Наконец 29 июля 1865 года оренбургский и самарский генерал-губернатор предложил Магометанскому духовному собранию принять в свое ведение отстроенный для него дом.
Читайте также