пришлите новость

Как государство «охраняет» каменную архитектуру Уфы и почему случаются пожары?

15:45, 07 июля 2017

Как государство «охраняет» каменную архитектуру Уфы и почему случаются пожары?
Фото: Артур Салимов

В прессе то и дело всплывает информация о снесенных, разрушенных, подожженных старинных архитектурных памятниках столицы Башкирии. Накануне мы писали о деревянных зданиях конца XIX – начала XX века, которым грозит опасность. Сегодня с помощью координаторов общественного движения «Архзащита Уфы» Павла Егорова и Владимира Захарова расскажем о каменном наследии города.

Сносить нельзя реставрировать

В 1828 году в Уфе была открыта мужская гимназия. Вскоре встал вопрос, где размещать учеников из бедных семей? И в 1830 году был построен пансион, который носил имя своего благодетеля – Полежаевского. Поступление в пансион возможно было только при засвидетельствовании бедности детей несколькими, не менее трех, лицами, заслуживавшими общее доверие.

В начале 1889–1890 учебного года Полежаевский пансион был закрыт. Здание заняла богадельня. Позднее дом, в котором когда-то размещалось детское учреждение, еще долго сдавалось в аренду под частные квартиры.

С 2009 года дом Полежаевского, расположенный на улице Карла Маркса, 8, заколочен. Памятник истории и архитектуры брошен на произвол судьбы.


Полежаевский пансион сегодня

– Один из немногих домов начала XIX века – Полежаевский пансион, построенный в стиле сухого николаевского классицизма. Если бы был открыт фасад, мы бы увидели ризалит, над которым треугольный пологий портик. Восточная часть пансиона была «откушена» при строительстве здания Верховного суда. Сейчас пансион выглядит маленьким, но в свое время он был больше в два раза и имел г-образную форму, – рассказывает об этом объекте Павел Захаров.


Павел Егоров  историк, старший научный сотрудник Научного центра охраны памятников при Минкультуры РБ

Долгое время за Полежаевским пансионом находился котлован, в котором накапливалась зловонная вода. В самом здании собирались бомжи и наркоманы. Теперь на месте котлована растет новое здание Верховного суда Башкирии, но с самим историческим памятником ничего не произошло. Пансион все еще находится в плачевном состоянии.

– Его укрыли полотном перед саммитами ШОС и БРИКС, но даже эта тряпочка, на которой на самом деле нарисован Веденеевский дом, говорит, что властям нет дела до него. Уже 15 лет обещают отреставрировать. Но, как видите, ничего не меняется. Видимо, ждут, что памятник со временем сам разрушится, – сетуют наши собеседники.

«Дом за тряпочкой»

Веденеевский дом расположен на нечетной стороне бывшей улицы Александровского (ныне Карла Маркса), напротив здания Уфимского государственного авиационного университета. Он имеет форму горки: края – двухэтажные, центр – трехэтажный, а посередине возвышается башенка с флюгером.

Веденеевский дом уфимцам знаком под презрительным прозвищем «Дом за тряпочкой». Здание – пример негативной государственной охраны, вследствие чего один из самых известных памятников Уфы разрушается под воздействием времени.


Веденеевский дом сегодня обрастает деревьями и кустами

– Еще в начале нулевых жителей этого дома расселили. Какая корыстная голова сочла его ветхим, хотя он таковым не являлся, теперь неизвестно. С 2003 года здание пребывает вот в таком удручающем состоянии. За это время в зияющих провалах верхних этажей успели прорасти кусты и деревья, – показывает с горечью Павел Егоров.

Между тем дом имеет интересную историю. Фотографы царских времен любили делать снимки этого здания, и оно превратилось в своеобразную визитную карточку столицы Уфимской губернии. Дом был доходным, то есть приносил прибыль хозяевам: помещения и фешенебельные квартиры сдавались в аренду организациям и частным лицам. До 1991 года в парке Аксакова стоял деревянный театр, также построенный пивоваром Веденеевым.


Веденеевский доходный дом до революции

Пожары не случайны?

На улице Чернышевского сформировался целый историко-архитектурный комплекс из старинных кирпичных домов. Один из них – дом купца 2-й гильдии Михаила Степанова-Зорина – уже отреставрирован.


Главная усадьба Степанова-Зорина

Бывший кондитер и каменнопромышленник рядом с собственным главным домом построил усадьбу для своих многочисленных отпрысков – их  у него было 22. И этот дом, расположенный ныне на улице Чернышевского, 49, сейчас находится под угрозой сноса, несмотря на статус выявленного архитектурного памятника.



Усадьба детей Степанова-Зорина не раз поджигалась

Старинное здание не один раз поджигали и каждый раз вину вешали на бомжей. Последний раз пожар произошел месяц назад. Наши собеседники предполагают, что зачинщики пожара, скорее всего, недобросовестные предприниматели, которые давно хотят прибрать постройку и землю под ним к своим рукам. Напомним, развитием этой территории занимается компания, принадлежащая депутату Горсовета Уфы Андрею НосковуВ прошлом году на участке застройки был разрушен другой памятник архитектуры – Дом Кочкина на улице Аксакова, 81.


Герб Степанова-Зорина  голубь, несущий оливковую ветвь

– Как ни странно, пожары всегда начинаются с труднодоступного чердака. А бомжи, как правило, живут либо на первом, либо на втором этаже, – резонно замечает Павел Егоров.

Добросовестные застройщики существуют

Несмотря на то, что большинство исторических зданий разрушается, есть примеры, когда застройщики добросовестно подходили к восстановлению старинных домов на том участке, где они строили многоэтажки. Один из них, дом купца Сергея Шамина, находится по адресу Чернышевского, 71.

– Компания-застройщик не хитрила, не пыталась вывести из реестра, а просто выполняет свое обещание. Кирпичик за кирпичиком аккуратно реставрируют. Дом Вавиловых уже восстановлен таким образом, – радуются наши собеседники.


Реставрация дома Шамина доказывает, что добросовестные застройщики существуют


– Мы говорим сейчас не столько о состоянии памятников, а, скорее, о том, насколько удалось найти общий язык нашим строительным компаниям и структурам государства, сохраняющим памятники. Если подойти с формальной стороны, то многие здания с юридической точки зрения могут быть вычеркнуты из списка памятников. В то же время всегда есть возможность сохранить дом, – рассказывает Владимир Захаров.

В процессе наших экскурсий по заброшенным архитектурным памятникам к нам присоединилась случайная прохожая, которая также с удовольствием слушала истории краеведов. Эльмира Баишева признается, что во время прогулок любит разглядывать старинные дома. Ее очень беспокоит, что таких зданий в Уфе с каждым годом становится все меньше и меньше.

– Власти с историческим центром города поступают варварски. На пересечении улиц Гафури и Коммунистической снесли прекрасный дом – усадьбу Кузнецовых. А там были такие старинные ворота, с крышечками, не знаю, как этот декор обозначается профессиональным термином у архитекторов. Суть в том, что они мне безумно нравились, – говорит Эльмира. – К сожалению, наблюдается и такая печальная тенденция – в историческом квартале строятся дома, которые выбиваются из общего строя. Одно из таких зданий построили возле музея Нестерова. Такой подход к культурному наследию расцениваю как смачный плевок обществу.

Столица Башкортостана входит в число 125 исторических городов России. Однако в отличие от других городов в Уфе от зданий-памятников предпочитают избавляться, нежели вкладывать деньги в их реконструкцию. За последние 20 лет было разрушено 108 зданий-памятников, как состоящих на государственной охране, так и вновь выявленных. 



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное