пришлите новость

Феминистки Башкортостана: «Мы готовы к тому, что нас будут осуждать»

13:12, 13 декабря 2016

Феминистки Башкортостана: «Мы готовы к тому, что нас будут осуждать»
Во время акции феминисток в Санкт-Петербурге летом этого года. Фото из личного профиля Т. Буракаевой Вконтакте.

Рядовые жители России, как и Башкирии, к такому женскому течению, как феминизм, относятся скорее негативно, чем положительно. Этих смелых, даже дерзких женщин обвиняют в мужененавистничестве. Тем не менее, течение развивается, набирает обороты по всему миру.

В 2013 году  Тансулпан Буракаева создала группу в соцсетях под названием «Феминизм в Башкортостане», где постепенно собирались единомышленницы. Оказалось, что феминисток в Уфе достаточно много.

Первое большое мероприятие, которое они провели, - общественная лекция в музее Ленина, посвященная Международному женскому дню. Эта лекция вызвала большой общественный резонанс.  Одновременно с этим Виктория Левина начала колоссальную работу по созданию кризисного центра.


Знакомьтесь, башкирские феминистки: режиссер кино Тансулпан Буракаева, организатор клуба «Подруга» Виктория Левина, школьницы Айгуль Хамидуллина и Ирина Арская, журналистки Кристина Абрамичева и Нурия Мухаметдинова.


«Либо закрывать глаза, либо сопротивляться»


- Как вы поняли, что хотите защищать права женщин? Что на это подтолкнуло?

Кристина Абрамичева

- С детства все указывало на то, что хотя в стране Советов все равны, но почему-то у девочек меньше возможностей. Первый конфликт с обществом случился в школе, когда меня хотели сделать командиром пионерского отряда, но учительница сказала, что им будет Вадим, потому что командиром может быть только мальчик, хотя мы оба достойные кандидаты. 

Это изначальное неравенство, которое ты не можешь преодолеть, несмотря на свои способности, меня поразило до глубины души. Этот и другие эпизоды из детства, казалось бы, незначительны и их никто и не заметил, но анализируя свою жизнь, понимаешь, что именно из них складывалось твое мировоззрение.

Внутренний протест вызывала и с детства навязываемая обществом роль хорошей девочки-отличницы (хотя я никогда не училась на «отлично»), как и постоянные рассуждения незнакомых людей о моем гипотетическом будущем: «будущая мама, скоро замуж, будешь хорошей невестой, учись готовить, как скажет твой муж, вот пойдут дети…». 

Мне вовсе не казалось, что весь этот обязательный набор такой уж обязательный – как будто в 18 меня неизбежно продадут в рабство. Да и откуда бы незнакомым людям знать о моих планах и целях в жизни? Достаточно рано я поняла, что меньше всего в этой жизни меня привлекает роль домохозяйки. К счастью, хотя бы в семье в этом плане на меня никогда не давили (бабушкины мечты не в счет). Уже в сознательном возрасте я стала понимать, что в конце 20 - начале 21 века выбор у женщин, как построить свою жизнь, все-таки есть – но это только благодаря завоеваниям феминисток прошлого!

Тансулпан Буракаева

Тансулпан Буракаева

Тансулпан Буракаева

- И я с детства ощущала несправедливость нынешнего положения женщины. Когда училась на художника, часто слышала мнение, что женщины не могут стать настоящими мастерами. В нынешней сфере деятельности с сексизмом также сталкиваюсь постоянно, например, некоторые мои коллеги-мужчины высказываются, что женщинам не стоит становиться режиссерами, хотя и я, и мои коллеги по всему миру прекрасно доказывают обратное. Тут есть только два пути: либо закрывать на это глаза, либо сопротивляться. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в определенный момент я поняла, что являюсь феминисткой. Этот торжественный момент состоялся пять лет назад, когда после несправедливых выборов в Госдуму по России прокатилась волна протестов, и именно тогда послышались и голоса феминисток.

Айгуль Хамидуллина

- Больше всего такому выбору поспособствовала школа: различные "смешные" шутки от одноклассников, странные высказывания от учителей (например, однажды учительница по истории сказала, что все войны случились по вине женщин). 

Помню, как в 8 классе пришла домой из школы и рассказала матери о том, как мне надоело слышать отвратительные вещи, звучащие в адрес женщин. После откровенного разговора она воскликнула: "Ты говоришь как феминистка!". Я задумалась и поняла, что это действительно так. Уже позже, примерно в начале 9 класса, я начала больше читать и узнавать о феминизме, в том числе и через различные сообщества в соцсетях.

Ира Арская

- Я начну со своего возраста. Мне 17 и в 14 я стала феминисткой. Чтобы правильно понять мой выбор, нужно, прежде всего, понять, что для меня быть феминисткой. Всегда чьи-то права ущемлены, таков наш мир. Я состою в социальной группе женщин, поэтому отстаиваю женские права. Кто-то идентифицирует себя как чернокожую женщину, кто-то как представительницу среднего класса. Но я, прежде всего, женщина, поэтому мне не все равно на свои права. 

- Феминизм в Башкортостане - явление новое, как и впрочем, в России. Как на вас реагируют ваши друзья, близкие, коллеги, когда узнают о ваших взглядах?

Тансулпан Буракаева

- Феминизм ни для России, ни для Башкортостана не является новым явлением. Избирательного права женщины добились в нашей стране еще в 1917 году, а это на три года раньше, чем в США. 

Феминизм вырос из суфражистского движения, но охватывает все сферы жизни женщины. Первой башкирской феминисткой можно назвать Рабигу Кушаеву, которая еще в 1917 году выступила за предоставление женщинам всех политических и гражданских прав: права голоса, права на образование, права на развод, запрет многоженства и ранних браков. То есть суфражистское движение среди башкирок действовало в тот же период, что и в западных странах.

Что касается реакции окружающих, негативно реагируют только те, кто не понимает сути феминистского движения, отождествляет его с мужененавистничеством. Таким людям я рекомендую сначала ознакомиться с термином «феминизм», затем уже вести разговоры на эту тему. А родные меня поддерживают, моя мать и сестры разделяют мои взгляды.

Кристина Абрамичева К сожалению, в России для многих слово «феминизм» - это такая красная тряпка, от которой у людей рождаются такие ассоциации, как «ненавидит мужчин», «да у нее просто мужика нет», «сексуально не удовлетворена» и прочие такие стереотипы, которые достаточно сложно преодолевать. Следующий уровень - это рассуждения в стиле: «да кто вас, баб, дискриминирует?», «а мужчины в защите не нуждаются разве?», «а вот если женщина мужчину бьет, что тогда?» Здесь уже можно вести какие-то дискуссии. А в целом, отношение к феминизму остается как к чему-то смешному и постыдному. Возможно, российские лидеры феминизма не смогли создать нужный имидж, или просто большинство женщин, которое от феминизма открещивается, как от чумы, не осознает, какой бы незавидной была их роль, если бы не достижения суфражисток. Вообще, как ни парадоксально звучит, женщины – первейшие враги феминизма. Ведь вести паразитический образ жизни гораздо легче и приятнее!

Нурия Мухаметдинова

- Когда признаешься, что ты феминистка — будь готова к тому, что будут осуждать. Но если начать разбираться, то оказывается, что многие из нас придерживаются феминистических взглядов.

Нурия Мухаметдинова

Нурия Мухаметдинова


«Ответственность мы несем сами, но и прав нет»


- Какие именно проблемы есть у женщин в Башкирии? Ведь у нас нет таких случаев, во всяком случае, массовых, как на Кавказе, когда девушек грозят убить за неповиновение мужу или брату?

Виктория Левина

- В Башкирии, как и по всей не столичной части России, распространенное явление - домашние насилие. И особенно – в глубинке.

Недавно я лежала в больнице, где познакомилась с женщиной. Мы с ней разговорились, и она рассказала об отношениях с мужем. Над ней совершался неглект (игнорирование потребностей), физическое насилие, но она это все оправдывала тем, что «не умеет вовремя замолчать». Рассказывая о пощечине от мужа, сказала: «И это помогло! Я тут же заткнулась!»


Комментарий из социальных сетей

Мне очень горько видеть такое. Многие даже не понимают, что ничем не заслужили пренебрежения и тем более физической агрессии в свой адрес. 
Чтобы хоть как-то повысить культуру экологичного общения в семье, мы хотим выступать с лекциями перед самыми обычными женщинами о том, что такое, к примеру, абьюз (понятие, включающее различные виды насилия - психологическое, физическое, сексуальное, в том числе инцест. – прим.ред.).

Статистика пострадавших от насилия женщин есть, но она косвенная и неполная. Я воспринимаю эти цифры как верхушку айсберга. Ведь только треть жертв хотя бы упоминают о партнерском насилии. И еще меньшая цифра доходит до правоохранительных органов.


Инфографика "ProUfu.ru". Данные МВД РБ.

Кристина Абрамичева

- Также очень тревожат периодические призывы к многоженству и уже принятое понижение возрастного ценза на брак. Вот это как раз приближает нас к кавказским республикам, традициям Востока. Еще немного – и начнут производить женское обрезание. Ну и сексизм, пусть и на уровне взглядов, никто не отменял. Где теория, там и практика. Вот недавно один писака опубликовал в местном издании статью о том, что журналистика как ремесло сильно понизилась в качестве, как только туда пришли женщины, которые не только не умеют писать, но и согласны делать это за копейки. Многие журналистки почувствовали себя оскорбленными, о чем написали в комментариях, но некоторые не увидели в его словах «ничего оскорбительного» и вот это пугает больше всего.

Нурия Мухаметдинова

- Есть две модели построения общества, назовем их условно «западной» и «восточной». В первой модели равенство полов обеспечивается законом. Если вас кто-то хлопнул по заднице, изнасиловал или не платит алименты, вы можете подать на него в суд, чтобы справедливость восторжествовала. Если все то же самое с вами случилось в патриархальном обществе — вас должен защитить муж или родственники. В западной модели вы имеете равные права и равные обязанности, сами несете ответственность за свои поступки. На условном востоке — прав у вас нет, а ответственность за все ваши поступки несет отец, брат или муж. У нас в стране все хитро: ответственность мы несем сами, закон нас не защищает, но и прав нет, мы взяли минусы от обеих моделей и пытаемся лавировать между полюсами в меру своих сил.

Тансулпан Буракаева

- Сложно сказать, что играет большую роль – религиозные корни или национальные, возможно, второе даже больше. Нас с детства учат, что мы должны возложить свою репродуктивную систему на алтарь служения народу, должны рожать как можно больше, и очень сложно затем отделить себя и свои истинные стремления от внушенного долга, понять, что мы ценны сами по себе, а не как «будущие матери». Но как только ты осознаешь себя как отдельную независимую личность, состоится ее настоящее рождение.

Ирина Арская

- Ну, вопрос весьма ироничный. Если не убивают, то можно жить и не жаловаться? В Башкортостане, как и во всем мире есть система угнетения женщин. Регулярно вводят законопроекты о том, чтобы вывести аборты из ОМС. Три смены женщин: работа, работа по дому и уход за собой повсеместны во всем мире. 

Виктория Левина

Виктория Левина


Перестать относиться к мужчинам как к зверям


- Каждый день видим, как страдают женщины разных возрастов от домашнего насилия. В большинстве случаев даже не физическое, а моральное насилие. Как быть в таких случаях женщинам, как с этим бороться, как противостоять сексизму?

Тансулпан Буракаева

- Домашнее насилие по отношению к женщинам, как и другие проявления дискриминации, является частью системы патриархата. Формальное уравнение прав сто лет назад не привело к фактическому их соблюдению, ведь права женщин не ограничиваются только правом голоса. Это и ответ на вопрос, почему феминизм так необходим сегодня. До сих пор велика разница в заработной плате мужчин и женщин, есть так называемый «стеклянный потолок» в карьере, когда женщин не поднимают выше определенной должности, поэтому так мало женщин на руководящих должностях.

Часто в упрек феминизму ставится то, что женщины, мол, завоевали все права, из-за этого вынуждены работать в две смены – на работе и затем дома – выполнять домашние обязанности. Но это и есть та область, в которой равенство еще не достигнуто. Именно феминизм борется за то, чтобы считать неоплачиваемый домашний труд таким же полноценным трудом, и если оба супруга работают, то и домашние обязанности должны делить поровну. То же самое касается и защиты родительства, ведь это отдельная огромная работа, и если женщина сидит дома с ребенком, то она не «отдыхает в декрете», а занимается репродуктивным трудом.

Что мы можем сделать прямо сегодня? Открыть глаза. Для начала – хотя бы перестать пропускать мимо ушей сексистские шутки, например, о женщинах за рулем. Перестать обвинять жертв изнасилования, ведь в насилии всегда виноват только насильник, вне зависимости от того, как была одета жертва, была она пьяна или нет. Пора перестать относиться к мужчинам как к неким зверям, которые не в силах проконтролировать свои инстинкты и взваливать всю ответственность на жертв.


Из статьи, опубликованной ранее в "ProUfu.ru"

Айгуль Хамидуллина

- Вообще многих девочек воспитывают так, что они считают сексизм нормальным явлением. Лишь единицы "прозревают". Не думаю, что можно как-то бороться с моральным насилием, пока находишься в финансовой зависимости от родителей. Это люди со сформировавшимися взглядами, на которые повлиять довольно сложно. С родственниками тоже разговаривать бесполезно, я говорю это по собственному опыту. Изменить точку зрения человека возможно только в том случае, если он сам заинтересован в этом.

- В России время от времени хотят запретить женщинам делать аборты. Каково ваше отношение к этому вопросу?

Тансулпан Буракаева

- На днях появилась новость о том, что Минздрав выступил против выведения абортов из системы ОМС (обязательного медицинского страхования). Я рада, что в нашей стране на уровне руководства пока сохраняется здравомыслие.

Запрет абортов – это перекладывание ответственности на женщину. Эдакое наказание за то, что случился незащищенный половой акт. За одну ошибку женщина должна расплачиваться всю жизнь – опасными для жизни последствиями подпольных абортов либо рождением нежеланного ребенка, его воспитанием либо пополнением детских домов, либо, что еще хуже, убийством новорожденного. А ведь это ошибка не только ее, но и мужчины, который тоже в этом участвовал. Самое страшное, что выведение абортов из системы ОМС опять-таки ударило бы по незащищенным слоям населения, ведь именно у них нет денег, чтобы оплатить аборты в частных клиниках.

Кристина Абрамичева

Кристина Абрамичева

«Борьба за права не бывает без перегибов»


- Тренд бодипозитивизма - все эти небритые подмышки, ноги, женщины без лифчиков и все тому подобное немного смущает даже самих представителей женского пола. Это не перегиб? Как вы думаете по поводу таких явлений феминизма?


Нурия Мухаметдинова

- Представьте себе маятник, который долгое время удерживался в одном из крайних положений. Это положение - общественный контроль за телом женщины: за кого выходить замуж, когда и сколько детей рожать, с кем заниматься сексом, что носить, как себя вести. 

Буквально сто лет назад женщины в некоторых странах не могли самостоятельно передвигаться по улицам без сопровождения мужчин. Посмотрите, как изменилась ситуация за несколько поколений! Сейчас внимание направлено на другой вид насилия: женщинам указывают, как нужно одеваться и как выглядеть.

Когда пятнадцатилетняя девочка лечится от анорексии, это ужасно. Со страниц журналов на нас смотрят идеальные тела, приблизиться к которым, хотя бы примерно (будем честны!), нам никогда не удастся. Вспомните тот маятник, он качнулся и ушел в противофазу — это бодипозитивизм. 

Чтобы прийти в норму, эта фаза необходима. Нужно признать, что на женском теле растут волосы (это правда! Я как врач говорю!), на нем может быть животик (это специфический тип жировых отложений, посмотрите на картины Ренуара и Ботичелли), у женщин есть грудь и есть те, кому удобнее ходить без лифчика.

От того, что мы будем засовывать тело в корсеты и заниматься яростной депиляцией, природа не изменится. На данном этапе развития общества бодипозитивизм необходим, он позволяет нам примириться с собственным несовершенством, принять его и полюбить. Вместо того, чтобы страдать, что ты не Барби и жить в ненависти к себе, можно прожить свою жизнь, пусть с животиком, волосатыми руками и в кедах, но зато - счастливую и радостную.

Кристина Абрамичева

- А борьба за права никогда не бывает без перегибов. По крайней мере, на первоначальном этапе. Потому что тысячелетние традиции укутывать женщин то в паранджу, то высчитывать длину юбки – к другому результату привести не могли. Да и сейчас не лучше: я о навязываемых стандартах красоты, о жертвах пластических операций. Лично меня больше пугает женщина с накаченными на пол-лица губами утки, чем небритые подмышки, которых по большей части и не видно.

Бодипозитив – это всего лишь отстаивание женщин своего права на индивидуальность, на свой телесный образ. У моей подруги, например, 7-й размер груди и она всерьез собирается делать операцию по ее уменьшению. Отчасти из-за излишней нагрузки на позвоночник, но отчасти и потому, что регулярно слышит оскорбительные замечания от продавщиц одежды и работниц ателье. 

Вместо того чтобы сшить или подобрать ей подходящую одежду, они отпускают замечания о ее «неправильности», «нестандартности», которая становится чем-то вроде врожденного уродства. И это большая проблема – если у женщины размер больше 48-го, то подобрать красивую одежду очень сложно – многие вынуждены носить что-то мешковатое и довольствоваться этим. «Мы не заказываем колготки больше 3-го размера», - такой ответ можно услышать запросто. А почему? Судя по женщинам на улицах, спроса на большие размеры не меньше. Вот зачем нужен на данном этапе бодипозитив.

rV_WNITY-PM.jpg

Во время лекции в музее Ленина

- И напоследок, хотелось бы узнать, существуют ли в Башкирии службы поддержки женщин, которые столкнулись с насилием?

Виктория Левина

Пока нет. Нет ничего профильного. Мы пытаемся создать такую службу, дело идет не быстро, к сожалению. Клуб «Подруга» (https://vk.com/podruga_gsn) - это место, где женщины, столкнувшиеся с насилием, уже сейчас могут получить юридическую и психологическую поддержку, а в будущем планируется создание кризисного центра и горячей линии. Также есть центры помощи женщинам с детьми, социальная гостиница, направленная на профилактику социального сиротства. Есть психологические центры, где можно получить бесплатную консультацию специалиста. Но все это – разрозненная информация и в большинстве случаев помощь получить довольно трудно. Кроме того, именно такая постановка проблемы – женщина, пострадавшая от насилия – никого не интересует.Вот женщина как мать и хранительница очага, семейных ценностей – это уже хоть как-то обществом переваривается.


Как вы относитесь к феминизму?




Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное