пришлите новость

Без взрывов и документов: как живут украинские беженцы в Уфе спустя два года?

15:42, 03 октября 2016

Прошло уже больше двух лет с момента трагедии на Донбассе. Тысячи беженцев хлынули в Россию, чтобы спастись от войны. Башкирия тоже не осталась в стороне: в города республики прибыли более пяти тысяч человек. О том, как сложилась их судьба, в материале ProUfu.ru.

Без взрывов и документов: как живут украинские беженцы в Уфе спустя два года?

Владимир Кречетов: «В Уфе я нашел свою любовь, здесь у меня родился сын». 

Владимир Кречетов, как и многие жители Донбасса, бежал от войны в 2014 году. Он понял, что на родине ему уже жизни не будет, поэтому, не раздумывая, поехал в Уфу. Владимир – вдовец, один воспитывает двоих дочерей.

На родине он был горнорабочим очистного забоя 6 разряда и имел орден «Шахтерская слава». В Уфе директор профилактория «Родник здоровья» Римма Еникеева предложила ему вакансию дворника – на тот момент было свободное место. Владимир, не раздумывая, согласился. Мужчина был готов взяться за любую работу, тем более, что условия его вполне устраивали: официальное трудоустройство, запись в трудовой книжке, зарплата и предоставление жилья. И за несколько месяцев он от дворника вырос до заместителя по хозяйственной части. Такую любовь начальника он заслужил своим добросовестным отношением к работе.

- Вот такими незаменимыми сотрудниками могут стать вынужденные переселенцы из Украины, - говорит Римма Еникеева.

Следующим членом семьи, перебравшимся в Уфу, стала младшая дочь Владимира, 17-летняя Наташа. Наташе в первое время пришлось очень тяжело: помимо потрясений, связанных с войной и переездом, ей с трудом давалась работа, так как дома ей трудиться не было нужды.

В профилакторий сначала ее взяли помощницей завсклада, затем она стала помогать в прачечной, а потом работала официанткой.

- Несмотря на все сложности и трудности, она проявила всю свою силу характера: работа у нее спорилась. Девушка с удовольствием подрабатывала даже в свои выходные дни. Сейчас Наташа  хочет стать медицинским работником. После окончания школы она исполнит свою мечту: будет поступать в Медицинское училище, - рассказала ProUfu.ru Римма Еникеева.

Чуть позже с семьей воссоединилась и старшая дочь, 21-летняя Елена. Дома она работала пекарем, но в Уфе решила сменить профессию. Елена в профилактории трудилась специалистом по работе с бытовым оздоровительным оборудованием.

- На нее не было ни одной жалобы – и это без опыта работы в этой сфере! – говорит Римма Еникеева.

Несмотря на предоставляемое жилье, Владимир снял дом в деревне неподалеку от работы. Арендодателю так понравилась хозяйственность Владимира, что он решил не брать с него платы, а лишь попросил присматривать за домом. Но Владимир и здесь решил не сидеть сложа руки: он принялся делать ремонт. Натура у него такая – облагораживать все, что находится рядом.

 - Здесь в Уфе я нашел свою любовь, мы женились, у нас родился сын, - говорит Владимир. – Я работаю не покладая рук: некогда сидеть, надо сына поднимать. На Украину не планирую возвращаться, да и жена не хочет. Кому захочется после Уфы в разрушенный Донбасс? (смеется).

Кстати, старшая дочь Владимира тоже нашла свою вторую половинку в Уфе.

 

Татьяна Двоеносова из Донецка: «Мне нелегко, но я стараюсь держаться»

ТАТЬЯНА.jpg

- Я уехала из Донецка в феврале 2015 года вместе с мамой-пенсионеркой и двумя детьми - Дмитрием и Львом. На тот момент им было 10 и 2,5 года. Здесь, в Башкирии, у моей мамы вся родня – живут в Татышлах - брат, сестра, ее мама (сейчас она умерла). С мужем мы разошлись. Он крымчанин, но где он сейчас живет, я даже не знаю.

Первое время было очень тяжело. В Уфе устроиться непросто, тем более с двумя детьми, поэтому я решила маму с сыночками пока оставить в Татышлах (это 250 км от Уфы), а сама сняла койко-место в общежитии и решила устроиться на работу. Каждые выходные я ездила к ним. 

Финансовой помощи ждать неоткуда. Местные жители Татышлов нам помогали чем могли: вещами для детей, школьными принадлежностями, даже денег три тысячи собрали. В Уфе я обращалась в консультационный центр для беженцев на Шафиева, он тогда работал, мне там помогли сделать страховой полис.

В Красном кресте на Карла Маркса, 53 один раз помогли с новыми вещами, дали куртку, два одеяла, продукты. Потом я тоже туда обращалась, давали б/у вещи.

С работой было очень тяжело, ведь у меня не было документов, делать их приходилось за свой счет, все это не быстро. Поэтому никто из работодателей не хотел со мной связываться. Я ходила подряд по всем магазинам и просила работу продавца (у меня был опыт). И вот одна женщина Ирина пошла мне навстречу и предложила вакансию менеджера по продажам в обувном магазине, где я и работаю до сих пор. Я ей очень благодарна!

Не так давно я сняла квартиру и перевезла сыновей. Старший Дмитрий закончил в Татышлах школу. Ему там пришлось несладко, деревенские детишки его всячески задирали и дразнили, смеялись над ним, обзывая «Порошенко», «укроп».

Здесь пришлось изрядно попотеть, чтобы их устроить в детский садик и школу. Все документы: ИНН, страховое, СНИЛС я делала за свой счет. У нас было временное убежище на год, теперь РВП (разрешение на временное проживание) до 2018 года.

В садике у нас скидка 50%, как малоимущим. А вот за питание в школьной столовой приходится платить полностью.

Мама лето провела в Татышлах – там хозяйство, огород. Теперь она приехала к нам.

Сейчас мы можем уже получить вид на жительство. На всех оформлять его очень дорого, поэтому хочу подать только на маму, чтобы она получала пенсию. На днях мой младший сын пошел в садик, до этого мама сидела с ним. Теперь, когда он привыкнет, она будет искать здесь тоже работу. Мне одной тяжело тянуть двоих детей, маму и квартиру. 

Я кручусь как могу – периодически подрабатываю наращиванием волос, но на это тоже нужно очень много времени и сил. Да и закупать все материалы – недешевое удовольствие.

Мы снимаем двушку за 15 тысяч, ремонт плохой, вся мебель старенькая. 

Мы не откажемся ни от какой помощи. Вещи для детей никогда не бывают лишними, моим мальчикам сейчас 11 и 3,5 года. 

В Донецке очень страшно, там еще воюют, многого не показывают по телевизору. Пока я решила пока остаться в Уфе. Но в будущем, когда  все закончится, я вернусь на свою родину, здесь мне очень тяжело.

Если Вы хотите чем-то помочь семье Татьяны, вот ее номер: 89371602305.

 

Раиса Хорошевская: «Я благодарна всем уфимцам, это потрясающие люди!»

C7063dHS9NY.jpg

- Я жила в городе Алчевск Луганской области. В 2011 году умер мой супруг, мы с сыном Никитой остались одни. Я работала массажистом. И вот как-то раз ко мне пришли супруги Николай и Альбина из Уфы – они приехали в гости к родственникам, это было в 2012 году. У Альбины были две опухоли головного мозга, я убрала их, Николаю просто делала массаж. В ходе наших сеансов супруги мне рассказывали об Уфе и Башкирии. Пробыв пару недель в Алчевске, они уехали. Перед отъездом мы обменялись контактами.

И вот в 2014 году, когда началась война, они нашли меня в интернете, написали и предложили помощь. Приезжайте, мол, в Уфу, к нам. И мы поехали. Дорога была нелегкая, нас ограбили в Харькове, украли деньги, я делала массаж проводникам, за нами взрывалась железная дорога, но мы все-таки добрались до Уфы.

Николай и Альбина нас встретили как родных, поселили нас с сыном в своей квартире, а сами на дачу съехали. Открываем холодильник – а он полон еды! Как я им благодарна! Они сделали нам прописку, регистрацию, помогали продуктами, деньгами. За квартиру я ничего не платила. Мы жили у них очень долго, но потом я сняла жилье и мы с сыном переехали. Никита закончил 9-ый класс и поступил в железнодорожный техникум, сейчас ему 17 лет.

Мне в Уфе встречались только хорошие и отзывчивые люди. Мне помогли с работой, я состою в ассоциации массажистов РБ, являюсь участником 5-ого чемпионата по массажу в Уфе. Поднимаю парализованных на ноги, работаю как остеопат. Вот недавно человека на ноги за месяц поставила, он до этого 9 месяцев лежал.

- Я хочу поблагодарить всех уфимцев, не знала, что здесь такие добрые и отзывчивые люди живут! Низкий им поклон и дай Бог здоровья крепкого!

В мае этого года я ездила на родину по делам, там попала под бомбежку, думала, не выберусь оттуда живой. Поэтому задержалась на два месяца. За сыном все это время присматривали мои хорошие знакомые.

А с Николаем и Альбиной мы до сих пор как родные – все праздники вместе проводим, год назад у них дочка родилась, скоро поеду их поздравлять с именинницей. Они так долго мечтали о ребенке, и вот их мечта сбылась. Я так рада за них!

Я мечтаю о собственном жилье, работе на постоянном месте, хотя меня и так все устраивает, но я всегда стремлюсь к большему. Сын тоже хочет реализовать себя в Уфе, ему здесь очень нравится.

 

Екатерина Волошина, переехала вместе с семьей из города Енакиево Донецкой области: «Уфа стала нам родным городом».

КАТЯ ВОЛОШИНА.jpg

- Мы, как и многие наши сограждане, убежали от войны. Добирались сюда мы очень трудно! Я с мужем, мамой и тремя детьми сначала приехали в Москву. Там мы обратились в ФМС, где нам предложили записаться на любую область из списка. МЧС обещали нас вывезти в течение трех дней, но, как оказалось,  это были просто обещания! После двух недель прожитых там практически без денег с тремя детками, мы снова приехали в ФМС, где нам сказали, что нам ничем помочь не смогут.

Мы с мужем поехали на вокзал и сдали последнее, что у нас было - этого золота хватило нам только на билеты до Уфы с сидячими местами. Двое суток мы ехали сюда, после чего обратились в пункт приёма беженцев на улице Шафиева, там за день мы нашли жильё. Спасибо замечательной и доброй женщине - Толстых Валентине Владимировне, которая нам его предоставила. Она же предложила нам работу, благодаря которой мы смогли выжить в столице. Очень тяжело было, конечно.

В консультационном центре нам помогли оформить свидетельство о временном убежище. Детей без проблем взяли в школу и садик, за это тоже огромное спасибо!

Прожив здесь почти уже два года, мы решили, что никуда из Уфы не поедем. Этот город стал нам родным. Дети с удовольствием занимаются спортом. Старший сын Мирослав (11 лет) и дочка  Валерия (7 лет) занимаются шорт-треком, конькобежным спортом, младшая дочь Вероника (3 года) ходит в садик.  Деткам очень нравится Уфа, здесь множество секций, кружков, детских центров, кинотеатров, театров, у них появилось много друзей.

Я сейчас работаю в магазине, муж – разнорабочим. Мама дома занимается с детьми. В Уфе нам тихо, хорошо и спокойно, здесь нет взрывов. На Донбассе у нас только бабушка осталась.

Не скрою, с деньгами бывает туго. Мы снимаем квартиру и растим троих детей. Чтобы стать гражданами России, нужно приложить немало усилий и средств. Сейчас начали оформлять РВП, но после его получения нужна прописка, где её делать, мы пока не знаем. Для получения документов нужно очень много денег. Никакие займы и ипотеки взять мы не имеем право.

 

Борис Кузьменко, переехал из поселка Тельманово Донецкой области вместе с беременной женой и сыном: «В Донбасс не вернусь – там делать нечего».

БОРИС.jpg

- 1 февраля 2015 года наш небольшой поселок Тельманово в Донецкой области сильно обстреляли и разбомбили. Наш дом и крышу побило осколками. Я с беременной женой Оксаной и 8-летним сыном Дмитрием прятался по подвалам. Но потом мы решили бежать в Россию, я очень боялся за жизнь моей семьи. В Уфу мы приехали 5 февраля. Я сразу же снял нам жилье и устроился на работу. Жене оформили страховой полис, и 20 мая у нас родился второй сын – Александр. Сейчас ему один год и четыре месяца. Мы оформили здесь временное убежище в ФМС.

Сейчас я тружусь на предприятии маляром, крашу стулья. Жена в декрете.  На детей нет никаких выплат, так как не оформлены справки. Я хочу делать РВП, подал документы, но мне отказали, объяснив это тем, что нет квот. Сказали приходить в конце сентября, вот собираюсь туда скоро.

Сына Дмитрия мы устроили в школу. Поначалу он скромничал, стеснялся, привыкал, все-таки новый город, новый коллектив. Но потом Дима освоился и обзавелся друзьями. У него есть товарищи и в классе, и во дворе. Недавно вот от школы их возили на экскурсию в Красноусольск. 

Тяжеловато, конечно, мне одному работать. Но думаю, когда жена выйдет из декрета, станет полегче.

Возвращаться обратно я не собираюсь – там делать нечего. Все бегут оттуда. Из 20-тысячного села Тельманово превратилось в 5-тысячное. Все дома разрушены, ничего не восстанавливают. Съездили мы туда недавно в отпуск – что там делается, и пятой части по телевизору не показывают!

Отметим, что в республике по-прежнему не работает программа по переселению соотечественников. По словам экс-начальника УФМС по РБ Бориса Гузаирова  из 5,2 тысяч прибывших украинцев уехали около 600. Однако в настоящее время точных данных пока нет.  Большинство из них отправились в другие регионы страны, где получить работу и вид на жительство, по их мнению, гораздо проще.

А вы что думаете по этому поводу?



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное