-12°C
Курс ЦБ РФ

$1 = 74.43

€1 = 88.93

«Гром» как эхо Куштау. «Кармаскалинское дело» стало камнем преткновения для силовиков, власти и запрещенного «Башкорта»

20:42, 20 января 2021

| c20457

В этой статье рассуждаем, что произошло 7 ноября в Кармаскалах, почему некоторые общественники считают, что это была подставная акция, чтобы дискредитировать активно настроенную молодежь

«Гром» как эхо Куштау. «Кармаскалинское дело» стало камнем преткновения для силовиков, власти и запрещенного «Башкорта»

Башкортостан – сложный регион. Исторически сложилось так, что самосознание народа башкир, их сплоченность и общность, любовь к земле так или иначе до сих пор проявляют себя при том или ином событии.

В мае 2020 года была запрещена организация «Башкорт» (запрещенная по решению суда в РФ), объединяющая башкирских активистов. В лозунгах организации зафиксировали призывы к сепаратизму и экстремизму. В правоохранительных органах стали говорить о существовании боевого крыла «Башкорта», однако сами представители бывшей организации такое деление отрицают.

«Башкорт» вырос из достаточно одиозной организации «Кук буре», после ее раскола и распада в 2014 году. Активисты «Башкорта» участвовали в организации защиты башкирского языка, стояли «на передовой» на Куштау, Крыктытау. Когда главой региона был Рустэм Хамитов, по словам источника, был создан альянс с башкирскими властями, чтобы противостоять давлению БСК и защитить Торатау. В пользу этой версии говорит тот факт, что раньше в организованных «Башкортом» мероприятиях активно принимала участие и депутат Курултая от партии «Зеленые» Руфина Шагапова. Однако в последнее время она перестала это делать.

Если подумать, кармаскалинский бытовой конфликт не вписывался в принципы общественной борьбы «Башкорта».

В этой статье рассуждаем, что произошло 7 ноября в Кармаскалах, почему некоторые общественники считают, что это была подставная акция, чтобы дискредитировать активно настроенную молодежь. Специально обращаем внимание любителей искать в материалах ProUfu иные смыслы: статья публикуется не с целью разжигания розни и споров, а является попыткой разобраться в противоречивых версиях «кармаскалинского дела».

Что произошло в Кармаскалах?

7 ноября примерно в 18:00 в селе Кармаскалы состоялось жесткое задержание 37 молодых людей со всей Башкирии. Их останавливали, вытаскивали из автомобилей, выбивали стекла. Молодых людей с применением насилия увезли в местное РОВД. 15 парням вменили административное правонарушение по статье 19.3 КоАП «Неповиновение сотрудникам правоохранительных органов».

Всего в село прибыло приблизительно 100 человек, часть успели сбежать по полям, часть развернулись и уехали, узнав о задержании. По версии самих ребят, они получили сообщение от местного парня-башкира и его мамы, что к ним в дом ворвались армяне и ударили пожилую женщину. В Кармаскалы они приехали на разборки с обидчиками.

Версий со стороны властей звучало много и они противоречили друг другу. Государственное информагентство «Башинформ» 8 ноября утром опубликовало новость о том, что в село прибыли сторонники запрещенной организации «Башкорт», чтобы «отжать бизнес» у армян. Но Альфир Сабиров, глава Кармаскалинского района, в соцсетях сначала заявил, что это был бытовой спор и никакого межнационального конфликта в селе нет, однако потом для ИА "Башинформ" дал комментарий, где согласился, что парни ехали к каким-то бизнесменам в Кармаскалы. Из его последнего ответа можно утрированно сделать вывод, что целью приезда ребят в село было отжать бизнес, которого нет.

Альфир.png

Армянская диаспора 8 ноября также опровергла факт конфликта с местными жителями в Кармаскалах, заявив, что это провокация. В этот же день в соцсетях появились участники конфликта, те самые «армяне», которые на самом деле оказались не армянами. Позже другой участник конфликта, башкир, рассказал, что его друг во время бытового конфликта вскользь бросил фразу: «Я подключу армян», с чего, возможно, и началась вся эта нелепая для многонациональной страны история.

Многие СМИ, в том числе ProUfu, проводили собственное расследование. Общественники и активисты также побывали 8 ноября в Кармаскалах. Снова возвращаемся к тем событиям, чтобы посмотреть на произошедшее их глазами, а также выяснить причины приезда. И самое интересное – как они нашли основного участника конфликта – Айтугана Бикташева.

 

Хронология

Общественник из Хайбуллинского района Буранбай Аскаров оказался в Кармаскалах утром 8 ноября. Как он сам говорит, поехал, чтобы выяснить, что произошло там накануне: были ли действительно склоки между армянами и башкирами, где находится обиженная башкирская женщина, которая призывала всех приехать и защитить ее от армян, нужна ли ей помощь, нужна ли помощь задержанным. Что произошло на самом деле, никто не понимал. Выстраиваем цепочку из рассказа активистов.

Из рассказа Буранбая Аскарова (общественник из Хайбуллинского района):

В 7 вечера в субботу мне на WhatsApp пришло сообщение, где говорилось, что в Кармаскалах якобы произошел какой-то межнациональный конфликт, и ребят задержали. Я начал звонить знакомым из бывшего «Башкорт» (запрещенная в РФ организация). Никто не знал, что происходит. Уже утром я позвонил другу Фаизу и он сказал, что готов туда выехать, есть машина.

Фаиз – бывший майор полиции, как он говорит, никакого отношения к полиции уже не имеет, активист, был на Куштау.

Из рассказа Фаиза Шайхисламова:

- Я узнал о жестких задержаниях парней спецназом «Гром» в Кармаскалах из публикаций в социальных сетях вечером 7 ноября. А уже утром прочел в «Башинформе», что парни якобы поехали отжимать бизнес у армянской диаспоры. Понимая, что такого быть не могло, собрался туда – узнать, что случилось на самом деле. С Буранбаем мы приехали в Кармаскалы утром, сразу в РОВД – там начальник нам сказал, сколько человек было задержано, сколько отпущено, как будут выдаваться машины. Мы должны были установить, что произошло, поэтому поехали искать того Айтугана, который призывал на видео помочь его матери. Само видео в соцсетях появилось в обед, мы его не видели раньше, но уже тогда были сообщения, что конфликт начался именно с просьбы парня, и ударили какую-то башкирскую бабушку. Как я понял, некоторые люди получили эти сообщения ранее – мы их не получали, возможно, в них фигурировало это видео. Как я понял, снято оно было до задержания ребят, когда в квартиру Айтугана и его мамы пытались ворваться другие парни. Я думаю, видео было снято для отдельных лиц – для молодежи, чтобы ребята приехали.

На этом видео Айтуган и его мама обращаются к неизвестным людям

Буранбай: Мы установили, что бытовой конфликт в доме Айтугана произошел с 3 на 4 ноября: к нему вломились парни из-за долга в 60 тысяч, которые сами же не хотели отдавать. В драку попала и мама Айтугана, на нее кинули швабру, она получила ушибы. Был звонок в РОВД от потерпевшей. Но дело не было возбуждено, так как Айтуган сам отказался. Но он снял видео. Я не думаю, что кто-то подстрекал Айтугана к этому. Но первый вопрос, который у многих возникает, почему он не обратился в полицию, а обратился к друзьям? Второй вопрос: почему Кармаскалинское РОВД не открыло уголовное дело по факту обращения, хотя должно было.

Фаиз: Я, как бывший сотрудник полиции, считаю, что это было разбойное нападение, то есть грубое нарушение конституционных прав, нарушение неприкосновенности жилища: вломились в дом ночью с угрозами, швырянием швабры. Разве это не статья? Мы хотели помочь людям это понять.

Буранбай: Мы хотели узнать, как произошел этот случай, где Айтуган? Был ли конфликт с армянами? Мы нашли маму Айтугана – Айгуль – через ее родственников. Она показала фотографии и рассказала, как произошло нападение на ее дом. Мы предложили ей написать заявление о разбое и получении телесных повреждений. Она пошла в РОВД, но там что-то пошло не так.

Ремарка. В этот момент возле РОВД с мамой Айтугана Айгуль были журналисты ProUfu – Нурия Фатхуллина и Марина Каримова. При них она зашла в отделение, а вышла через полчаса. 

Нурия Фатхуллина, журналист: Когда мама Айтугана вышла из РОВД, она сказала, что написала заявление, но ей не дали квиток. Потом сослалась на плохое самочувствие и ушла домой. Примерно через час прислала сообщение, в котором объяснила, что не стала писать заявление, потому что боится за сына, якобы его могут привлечь за организацию массовых беспорядков. На этом дело закончилось.

Из рассказа Ралифа, бывшего сотрудника полиции, понятно, что версии произошедшего в Кармаскалах противоречат друг другу:

- В РОВД заранее знали о предстоящем конфликте в Кармаскалах. На аудиозаписи (имеется в редакции, предоставлена Айтуганом) оперативник говорит Айтугану, мол, идите воюйте в Булгаково, в другом районе, у меня не надо. Думаю, что сам Айтуган вряд ли собирал в Кармаскалы молодежь, это сделали другие – неизвестные подстрекатели. Кто они? Мы не знаем. Айтуган лишь озвучил факт того, что произошло у него дома. Кто-то отреагировал на это его сообщение и стал подстрекать других – приехать на разборки. О межнациональном конфликте тут речи нет – начальник РОВД нам это подтвердил. Зачем был вброс о конфликте армян и башкир? Думаю, идет стравливание, другого варианта у меня нет. У нас главе Хабирову ставят в укор якобы крышевание армян – а это на воде вилами писано, и все это знают. Но зачем-то кто-то стравливает башкир и армян, и «Башинформ» подогревает эту версию? Если бы опровержений национального конфликта не было, если бы Айтагун не написал, пусть и с опозданием, заявление о бытовом конфликте, думаю, уголовные дела были бы уже 9 ноября за бандитизм и организацию массовых беспорядков. А теперь они шьют только хранение оружия и еще непонятно что. Считаю, что мы пешки в чьих-то руках, а случившееся – подстава главы республики.

Марина Каримова, журналист: Я сама из Кармаскалов и там нет кафе армян… Это была очень странная версия на уровне фантастики.




Решать проблемы надо по закону, а не по понятиям

В 19:00 того же дня была встреча в столовой Кармаскалов, напротив РОВД. Туда активисты зашли после того, как мама Айтугана отправилась в РОВД писать заявление.

Фаиз: В столовой находились друзья и родственники задержанных, которые прибыли из разных районов помочь забрать автомобили, узнать о судьбе своих близких. Мы сидели, ели и общались за столом. В этот момент в кафе зашел Фаиль Алсынов (бывший лидер БОО «Башкорт»). При виде меня, Буранбая, Ралифа он сразу развернулся и ушел, а когда я вышел на улицу, он куда-то уехал.

Буранбай: Примерно в это же время мы собрались ехать в Уфу. По пути я позвонил Айтугану, порекомендовав ему написать заявление о том, как все произошло, объяснить весь расклад: кому он дал деньги в долг, к кому обращался, чтобы «купить права», назвать все фамилии и даты. Считаю, нужно действовать по закону, а не «по понятиям», как некоторые привыкли. Он согласился, а потом перезвонил и сказал, что не знает, как писать заявление, попросил помочь. Я удивился, пытался объяснить по телефону, но это было непросто. Пришлось возвращаться. Мама Айтугана сказала, что лучше пусть он поедет с нами в город, мы забрали его с собой, и уже в Уфе за компьютером напечатали обращения под его диктовку. В 4 ночи заявления были отправлены в электронном варианте по трем разным адресам – прокурору республики, Чернятьеву в Следком и министру МВД республики Дееву.


Был ли Айтуган в розыске?

Фаиз: Нет, не был. Более того, Айтугана я насильно не увозил, не заставлял писать заявления, как пытаются это сейчас представить. Напротив, он сам просил о помощи и огласке в СМИ, чтобы его позиция была услышана публично. На следующий день с другом Азатом он поехал в редакцию ProUfu, где рассказал свою версию. Статья вышла 10 ноября. Далее он несколько дней в Уфе снимал квартиру с другом. Что они там делали, я не знаю.

Буранбай: Заявления подействовали. На следующее утро, 9 ноября, Кармаскалинское РОВД отправило машину за мамой Айтугана, чтобы взять заявление по разбойному нападению – то, которое она побоялась написать накануне. Маме Айтугана позвонили из прокуратуры и просили предупредить, если сотрудники будут противодействовать.

Фаиз: Сейчас среди бывших членов «Башкорт» – грызня. После ситуации в Кармаскалах среди башкирской общественности даже мы подверглись порицанию: мол, я, бывший сотрудник полиции, мой друг Ралиф и Буранбай надавили каким-то образом на Айтугана и он написал заявление в Следком о нападении на жилье со стороны своих должников. Мол, мы противодействовали «Башкорту», не по понятиям вопрос решили, «заставив» Айтугана написать заявление о бытовом конфликте. Якобы это неправильно, и что Айтуган не должен был писать это заявление. Потому что это будто бы стало причиной задержаний 13 января.



Буранбай: То, что мы сделали в Кармаскалах, было очень важно – мы пришли потушить назревающий конфликт. Это был единственный правильный путь. Ребят обвинили бы в «межнационалке», всех бы подвели под экстремизм. Я так считаю. Кроме того, ситуация будоражила общественность, на следующий день туда могло приехать много людей со всей республики. Как на Куштау. Что было бы дальше – трудно представить. Получается, сами бы себя скомпрометировали на пустом месте.


Подстава?

Фаиз: Считаю, что идет цепочка подстав. В Кармаскалы ехали простые деревенские парни, за справедливостью.

Единственный путь был найти истину – показания самого Айтугана, в которых прямо говорилось, что это был бытовой конфликт. Показания противоречили версии межнационального конфликта. Ведь нельзя по одному событию трактовать две версии. Как оказалось, армян там нет, и они не имеют прямого или даже косвенного отношения к делу. Здесь были местные пацаны, которые между собой что-то не поделили, пытались ворваться в чужой дом. Из этого раздулся большой конфликт на всю республику.

Буранбай: Шел информационный вброс – якобы нас, башкир, обижают, приходите, разберитесь. Но это было не так. Изначально Айтуган должен был обратиться в полицию, когда ему не вернули долг. Когда люди видят, что закон не работает, как положено, по-другому начинают искать справедливость. Но надо отказываться от принципов жизни «по понятиям» и переходить к правовым отношениям.

У нас есть правоохранительные органы, которые непосредственно должны защищать таких, как Айтуган, от таких действий. Но даже если он живет «по понятиям», то и тут не складывается. «По понятиям» – значит собрать своих друзей и пойти на разборку самому. Зачем кто-то отправил туда толпу парней со всей республики?

Фаиз: По моему мнению, ситуация могла быть искусственно создана для выявления активных: придумали на пустом месте межнациональную разборку и бросили в этот котел доверчивую молодежь, которая едет защищать ущемленного и попадает в мышеловку. Хотелось бы обратиться к бывшим лидерам «Башкорт»: «Ребята, не подставляйте молодежь под удар!»

У меня возникла идея. Я вижу, что назрела необходимость в появлении народного старшины – это должен быть мудрый ата-башкорт, который будет направлять в нужное русло молодежь. Ата-башкорт должен созглавить Совет старейшин – совещательный орган, который займется повышением национального самосознания молодежи, будет прививать уважение и любовь к своей земле, объяснять, что хорошо, а что плохо. Ориентиром для молодежи должны быть другие лидеры, не те, что скомпрометировали себя.

Буранбай: У нас экономика сырьевая, ресурсы и дальше будут добываться. Власть и олигархи не заинтересованы в том, чтобы активные люди защищали эти природные ресурсы. Я тоже думаю, что кармаскалинская провокация была организована, чтобы выявить самых активных молодых людей и устранить их, чтобы в дальнейшем они не шли защищать природные объекты.

Фаиз: Кармаскалы – это показательный пример запугивания активной молодежи. Это можно считать эхом Куштау. Потому что часть этой молодежи защищала шихан. И она будет защищать любой природный объект от разработки, например, Крыктытау. Куштау и Крыктытау очевидно показали, что молодежь в регионе очень сильна и может противодействовать властям. Она поверила в себя и будет и дальше защищать свою землю.


А какова версия полиции?

15 января четверо членов запрещенной организации «Башкорт» по решению Орджоникидзевского суда Уфы арестованы на два месяца в рамках уголовного дела, возбужденного по ст. 213 и 222 УК РФ. У них якобы изъяты самодельный пистолет, два обреза и банка с порохом. В день задержаний в Кармаскалы были направлены сотрудники Центра противодействия экстремизму, которые располагали сведениями о том, что в селе запланирован массовый сбор членов запрещенной БОО «Башкорт», с целью устрашения местных армян. Из-за этого, мол, и были проведены массовые чрезмерно жёсткие задержания. Оправданны ли они были?

Ралиф: Вы едете, вам бьют машину, задерживают, составляют протоколы по статье за неповиновение полиции. Для всего этого нужно основание. Бытовой конфликт – это не основание бить машину. Человек выйдет и напишет заявление о порче имущества. Сейчас задержали тех людей, которые написали заявление. Если я полицейский и вы на меня пишете заявление, что я должен делать? Я должен максимально себя защитить и доказать, что виноваты вы. Сейчас парней задерживают, якобы фиксируют у них обрезы, а ребята говорят, что в глаза их не видели ранее.

И надо учитывать, что во время задержания 7 ноября в Кармаскалах были изъяты телефоны. Конечно, там была скопирована переписка, в которой очевидно участвовал и Айтуган. Каким-то образом он доводил информацию до других, что там конфликт. Никто не приехал бы, если бы сказали, что подрались два башкира, или башкир с татарином. А тут армяне. Айтуган опосредованно участвовал в этой ситуации. Я, как бывший следователь, полагаю, что «шить» на него нечего. Но если он заберет или уже забрал заявление о бытовом конфликте с бывшим другом, то уже да – можно спокойно «шить» организацию массовых беспорядков, бандитизм, экстремизм.

Фаиз: Я тоже считаю, что МВД применило жесткое задержание, чрезмерно жесткое. Поэтому возникла необходимость обосновать эти действия, так как есть риск получить иск о повреждении имущества, заявления о применении насилия и силы в отношении граждан. Чтобы оправдать несоразмерность применения силы противодействию со стороны граждан, думаю, дела будут возбуждены, с целью прикрытия в МВД самих себя.


Вместо итога 

Мнение журналиста Рамиля Рахматова

Возбуждение уголовного дела в отношении экс-активистов запрещенного БОО «Башкорт» – это, безусловно, продолжение и нарастание репрессивного тренда башкирских властей.

Однако тут очевидны и ошибки самих лидеров организации. Первая системная ошибка «Башкорта» перекочевала в организацию вместе с лидерами из «Кук буре». Это отсутствие какого-либо системного и концептуального развития. Как следствие этого, вторая ошибка: лидеры и актив приблизились к 40 годам, но организация продолжает восприниматься как молодежная и пацанская. А вот дальше следует уже целый ряд ошибок: необдуманные высказывания в Баймаке после событий в Темясово, мутные истории в Сибае с кафе и в Белорецке. После того как организация была признана запрещенной, и особенно после событий на Куштау, лидеры БОО прекрасно понимали, что находятся под плотным колпаком. Но целая толпа вдруг оказалась в Кармаскалах. Искренне жаль простых парней, которые сейчас становятся крайними, а к лидерам возникают вопросы. Не слишком ли много ошибок, чтобы они перестали казаться ошибками, а стали похожи на что-то другое?     

ПОДЕЛИТЬСЯ



Обсудить:








Загрузка...

Последние новости



Новости Уфы и республики Башкортостан
© Права защищены. 2008-2020