История 40-летней Елены из Уфы, которую она поведала корреспонденту ProUfu, показательна в плане того, как ковид не обходит стороной беременных. Она забеременела в начале пандемии, а в роддом попала с поражением легких в 15%. Теперь ее сыну два месяца, Елена называет себя счастливой мамой, но о периоде беременности вспоминает с содроганием.
Справочно. По официальным данным Минздрава Башкирии, на середину ноября выявлено около 438 случаев COVID-19 у беременных женщин. Случаев смертности женщин во время беременности и родов не зарегистрировано. За период пандемии умерло два ребенка (данные на середину ноября), родившихся от матерей, перенесших COVID-19. В декабре зарегистрирован еще один ребенок. Правда, эти цифры не учитывают смерти детей от матерей с пневмониями и другими неуточненными вирусными заболеваниями, которые маскируются под коронавирус.
Забеременела в Гоа
40-летняя Елена узнала о беременности, когда отдыхала с супругом в индийском штате Гоа, это было в январе 2020 года. В тот момент началась пандемия новой инфекции COVID-19 в Китае, закрывались границы. Молодые люди успели вернуться в Россию.
– Конечно, в то время мы не верили в ковид, тем более никто из знакомых не болел, – вспоминает Елена. – Но все равно все меры мы соблюдали, – маски, перчатки, все, как положено. Как приехали, сразу ушли на самоизоляцию.
Елена встала на учет в 43-ю женскую консультацию Уфы, когда беременность была всего четыре недели. Все протекало хорошо, она ходила к врачу, отмечалась, сдавала анализы. Но в целом делала все это с опозданием, потому что боялась заразиться. К тому же не все специалисты были на местах. Хотя сама консультация не закрывалась на карантин, зато закрывались другие больницы, а это влияло на своевременное получение медпомощи.
– Я берегла себя, боялась ходить по врачам, - признается Елена. – Заразиться можно было и от них, поэтому никогда не вызывала врача на дом. Первый обходной был заполнен на 20-й неделе беременности, это довольно поздно.
В июле начали заболевать друзья и родственники
Коронавирус сначала подкрался к друзьям и родственникам. Елена говорит, что в июле они семьями ездили на Павловку. А там она контактировала с девушкой, у которой вскоре был обнаружен коронавирус.
– Подруга рассказала, что у нее была высокая температура, пропал запах и вкус. Она самоизолировалась, отправила детей к бабушке, муж уехал к родителям.
Тогда-то Елена и перепугалась. К тому времени ковидом вдруг стали болеть и родственники. Ее родную тетю положили в клинику БГМУ с поражением легких в 60% – к счастью, она вылечилась.
«У вас ковид»
В сентябре дочь Елены, старшеклассница, заболела ОРВИ, из симптомов – только насморк без температуры. Лечили, как обычно, промыванием. Вслед за ней, будучи на последнем месяце беременности, заболела и Елена.
– В один прекрасный момент, когда начала убираться, поняла, что не чувствую запаха. Это было так дико для меня. Сказала мужу об этом: «Даже при сильном насморке у меня такого не было». Он ответил: «Ну, при насморке это нормально. Не накручивай себя, не переживай».
Елена говорит, что после слов мужа немного успокоилась.
– Я не могла представить себе, что это мог быть коронавирус, – говорит она. – Но понимала, что это был не простой насморк, у меня была сильная заложенность носа, одышка, вдобавок, я подкашливала. Но ведь у беременных бывает одышка и заложенность. Дышать и ходить с большим животом и так тяжело.
Вскоре Елене нужно было рожать, а она не знала, как выяснить, болеет она или нет. Она дважды сдавала анализы на ковид, и те ничего не показали. Так как сданный перед родами анализ тоже оказался отрицательным, у нее был выбор – рожать в перинатальном центре или в 8-м роддоме. Врачи в женской консультации говорили: «У вас заложенность носа, мы сомневаемся насчет вас, надо бы вам еще раз сдать тест».
Но сомнения разрешил врач из ковид-зоны.
– Я поговорила со знакомым врачом, и он сказал: «Елена Александровна, вы наш клиент, у вас ковид». Я сказала: «Но у меня три отрицательных теста, какой еще ковид». На что он ответил: «Тесты могут обманывать, а признаки ковида у вас все».
24-го сентября у супруга Елены поднялась температура до 38 градусов. А 25-го сентября она собрала вещи, вызвала скорую и уехала в Демский роддом.
Демский роддом Уфы еще с весны перепрофилирован на период пандемии коронавирусной инфекции в обсервационное родильное отделение. Он рассчитан на прием беременных, у которых есть подозрение на коронавирус, и тех, у кого он подтвержден.
Ребенка показали издали и сразу унесли
– Утром 25 сентября мне сделали КТ, – вспоминает Елена. – Вопрос стоял в том, есть ли поражение легких. Я очень боялась процедуры. Заведующая меня успокоила, сказала, что это важно: если будет поражение, мы вас подлечим. Если нет – в тот же день сделаем кесарево сечение. Процедура КТ прошла быстро, в той же больнице, я даже не сидела ни в каких очередях. Меня закрыли спецфартуком и сделали снимок.
КТ показало 15% поражения легких. Елену стали интенсивно лечить. С 25 по 29 сентября ей делали уколы, давали таблетки, в основном антибиотики и препараты разжижения крови. Температуры у нее уже не было. Но в палате были женщины, у которых был сильный кашель и высокая температура – как они родили и их дальнейшую судьбу она не знает.
28-го Елена почувствовала запах мыла, вечером у нее начались схватки, она не спала всю ночь. 29-го ей сделали КТГ (кардиотокография – ультразвуковое исследование плода), после чего было принято решение делать кесарево сечение.
Врачи принимали роды в СИЗах.
– Все прошло быстро и благополучно, – говорит Елена. – В 12:09 появился мой долгожданный сын. Мне ребенка показали издали, – вспоминает она. – Его измерили и сразу унесли в чистую зону. Пять дней я не контактировала с ним.
Через два часа после операции и наркоза Елена почувствовала ноги. К вечеру уже встала и ходила по коридору.
«Нам отправляли фото детей на телефоны»
Определили Елену в послеродовую палату, где были еще две женщины, из Белорецка и Бурзянского района. То есть рожали здесь со всей Башкирии.
– Неонатологи отправляли фото, видео детишек нам на Ватсап. То есть не было никаких переживаний, что ребенок находится один. Пока женщина в палате, за детьми постоянно смотрят, я была уверена, что все будет хорошо, – говорит Елена.
В первое время дети находились на искусственном вскармливании. А потом их было рекомендовано кормить грудью, чтобы у ребенка появились антитела. Елена говорит, что у нее с ребенком все было хорошо, анализы отрицательные – поэтому их на пятые сутки выписали.
– Я хочу сказать, что врачи там, в роддоме, настоящие герои, – не могла не поделиться Елена. – Эти люди работают на передовой, хотя войны у нас нет. Они практически все время находятся на работе, не видят семьи, живут по две недели в общежитиях. Они делают свою работу замечательно, и им нужно поставить памятник при жизни. Потому что они там круглые сутки – с нами, они даже находят силы успокаивать рожениц, которые поступают к ним со всей Башкирии с таким непростым диагнозом. И есть там заведующая Дина Фархатовна, огромное ей спасибо за ее внимание к роженицам.
А в это время дома муж болел ковид
А тем временем дома у Елены болел супруг. Поэтому забрать ее из роддома он не смог.
– У него все тяжело проходило, – рассказывает Елена. – Температура поднималась до 39. В больницу лечь он тоже не мог, потому что 10-летняя дочь находилась с ним, а ее уже никуда нельзя было определить, поскольку контактная.
Лечился, по ее словам, супруг сам, по советам знакомого врача. Продукты и лекарства домой привозили родственники, врачи к нему так и не пришли, несмотря на то, что он звонил им.
– Уколы он тоже делал сам. Самолечением занимался, получается. К ребенку приходили, взяли мазок и все. Больше врачей не было. Как он лечится, никого, видимо не интересовало. Это было самое страшное для меня в тот момент. И такая же ситуация была с детской поликлиникой. Ко мне должны были прийти врачи, чтобы посмотреть ребенка. Но не пришли.
По словам Елены, две недели она была на самоизоляции с ребенком, ей дважды звонили из детской поликлиники, но так и не пришли – ни медсестра, ни врач.
– Все обследования и медосмотр мы проходили в платной больнице. Я никогда не осуждала врачей, но сейчас я удивлена тем отношением, что проявили к нам в детской и взрослой поликлинике, - заключает Елена.
Вместо вывода
В Башкирии в период коронавируса по данным Росстата за январь – ноябрь (данные за декабрь еще не обнародованы) родились 37 522 ребенка, в 2019 году было – 38 690, что на 1168 детей меньше, чем было в прошлом году.
По словам замминистра по родовспоможению Игоря Засядкина, COVID-19 оказывает неопосредованное влияние на течение беременности и состояние плода. Так, у беременных, перенесших новую коронавирусную инфекцию, наблюдается повышенная частота преждевременных родов, плацентарных нарушений, задержки роста и внутриутробной гибели плода. Беременность чаще осложняется гестозом, растет риск тромбоэмболических осложнений. Дети, родившиеся от матерей, перенесших новую коронавирусную инфекцию, чаще других рождаются маловесными. В то же время, внутриутробное инфицирование плода от матери при COVID-19 в Республике Башкортостан не зарегистрировано.
Официальные данные по смертности и младенческой смертности все еще вызывают сомнения, поэтому выводы о влиянии коронавируса на рост младенческой смертности делать еще рано.
Однако, как говорят эксперты-демографы, коронавирус в любом случае повлияет на рождаемость, так как в такой социально-экономической ситуации, к которой привел ковид, люди подумают лишний раз, прежде чем детей делать.
Читайте также
- «Мамам шлют фото малыша по WhatsApp». Как работает роддом Уфы для женщин с подозрением на COVID-19- «Я думаю, Татарстан вас обогнал»: экс-советник Росстата о численности населения в Башкортостане