вчера в 10:10 c3784 e0

Политика



Трудовое воспитание, уроки религии и астрономия. Чем еще запомнилась экс-министр образования Ольга Васильева?

11:19 21 Мая 2018 | 2833
Автор: Нурия ФАТХУЛЛИНА
Все материалы автора

На днях Владимир Путин подписал указ о преобразовании Министерства образования и науки РФ в Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. ProUfu.ru вспомнил все, чего удалось достичь бывшему министру образования РФ Ольге Васильевой за года работы. 

Трудовое воспитание, уроки религии и астрономия. Чем еще запомнилась экс-министр образования Ольга Васильева?
Фото: kommersant.ru

Новое министерство – чего ждать?

Министерство просвещения будет отвечать за сферу общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Также ведомство будет решать вопросы воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и защиты обучающихся.

Министерство науки и высшего образования будет заниматься развитием вузов и науки, а также нанотехнологиями. В компетенцию министерства войдет контроль работы научных учреждений и университетов. Кроме того, ведомство будет отвечать за «деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности».

После указа эксперты начали обсуждать, насколько эффективно эти два ведомства будут работать. Некоторые посчитали, что теперь школьному образованию будет уделяться больше внимания и это поможет решить многие задачи. Например, вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов считает, что подобное решение оправдано и необходимо для реализации «технологического прорыва страны». Кстати, некоторые эксперты акцентируют внимание на том, что разделение не так важно, как руководитель ведомства. 

– Другое дело, что в нашей стране подобные преобразования нередко призваны не улучшить управление, а достичь каких-то иных целей. Недаром во времена хрущевских административных преобразований шутили, что Министерство путей сообщения разделят на «Министерство туда» и «Министерства сюда». В нашей системе госуправления важнее не само разделение, а персоналии, которые возглавят эти министерства, – высказался замдиректора Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд.


Реформы Васильевой 

После инаугурации президента все правительство, включая министра образования Ольгу Васильеву, ушло в отставку. На днях премьер-министр Дмитрий Медведев назвал новый состав правительства. Министром науки и высшего образования стал Михаил Котюков, а Васильева перешла на должность министра просвещения.

В связи с новым назначением министра мы вспоминаем основные изменения, которых ей удалось достичь в сфере образования за два года.

8b5781b94234a7c6e613c4f27161f18f.jpg

Фото: verelq.am

Образовательные стандарты

В 2016 году Ольга Васильева заявила о необходимости обновить федеральные образовательные стандарты. То есть создать стандарт по каждому предмету, сократив  учебники до трех линеек, а именно: основная, базовая и углубленные предметы. В итоге в марте 2018 года на закрытом заседании Совета Минобрнауки России новые образовательные стандарты приняли для начальной школы. ФГОСы для средней школы вызвали много вопросов, поэтому их решили отправить на доработку.

Позже на одном из заседаний комитета Госдумы по образованию и науке Ольга Васильева представила реформу, цель которой – передача школ от муниципальных властей региональным. По ее мнению, изменения помогут привести образовательные программы во всей стране к единому федеральному стандарту.

– Я позволю себе такой термин произнести – «государственные школы». То есть возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы, –говорила тогда министр.

Масштабную реформу было решено начать с пилотного проекта, в котором будут участвовать 16 регионов. В Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге реформа уже началась.

5231daa5-03c4-45af-9c98-0157576e2335.jpg

Фото: volga.news

Новые школьные предметы

В сентябре 2016 года Ольга Васильева предложила вернуть астрономию в школьную программу в качестве отдельного предмета. Сначала она говорила, что часы на астрономию возьмут из второго иностранного языка: «У нас есть 250 часов на второй иностранный язык. Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай бог, чтобы у нас один иностранный хорошо преподавали. Так что я смело два часа заберу: один в 10-м классе, другой час – в 11-м».

Но в итоге дополнительные часы не стали выделять, астрономия стала преподаваться лишь как курс физики. Первопроходцами данного законопроекта стали ученики 10 и 11 классов 2017/18 учебного года.

Летом 2017 года Ольга Васильева предложила ввести в школах бесплатные занятия по шахматам, которые должны были проходить во внеурочное время. Но потом она высказалась, что в ближайшие два года шахматы станут обязательным предметом в начальной школе и будут преподаваться один раз в неделю. В рамках программы в марте 2018 года даже был разработан школьный курс: шахматы либо вместо третьего урока физкультуры, либо как внеурочная деятельность.

По словам министра, программа построена таким образом, что учитель любого возраста может сам, используя методические рекомендации, научить ребенка играть в шахматы. Поэтому сегодня учителя проходят переподготовку, чтобы преподавать шахматы.

RIAN_02992615.HR.ru-pic905-895x505-24911.jpg

Фото: gazeta.ru

Целевое обучение и аспирантура

В 2013 году в России ввели модель целевого обучения, по которой между студентом и работодателем заключается двусторонний договор, регламентирующий права и обязанности сторон. Но Ольге Васильевой показалось, что в данной модели недостаточно четко прописаны условия взаимодействия между участниками программы. Чтобы повысить эффективность целевого приема, она предложила ввести трехсторонний договор между вузом, работодателем и абитуриентом. По этому договору, после окончания вуза студент обязан как минимум три года работать в организации, которая оплатила его учебу.

Для студентов Васильева преподнесла еще один подарок, увеличив бюджетные места по специальности «теология». В 2018–2019 годах бюджетников на этой специальности станет в два раза больше.

754984716724478.jpg

Фото: rbc.ru

– В этом году мы выделили на бакалавриат 279 мест, на магистратуру – 180, 16 – на аспирантуру. В 2018-2019 годах – уже 632 места. Этот процесс будет развиваться и дальше, – прокомментировала министр.

Что касается аспирантов, то они впредь в обязательном порядке должны защищать диссертацию при выпуске из аспирантуры.


Невыполненные обещания

Несбывшихся обещаний Ольги Васильевой оказалось тоже достаточно. В 2016 году она заявила, что будет наказывать руководство школ и региональное начальство, если они будут натаскивать детей в погоне за хорошими баллами на ЕГЭ. При этом Васильева не пояснила, каким образом будут определять, учит педагог или натаскивает. Все же на практике никаких наказаний от министра не было.

В сентябре 2016 года Васильева заявила о желании ввести в ЕГЭ по русскому языку устную часть, если ее апробация в 9 классе пройдет успешно. Но по непонятным причинам этот план отложился на неопределенный срок. Также она не исключала, что к 2020 году история, а к 2022 году иностранный язык станут обязательными предметами единого госэкзамена. Заявления Васильева сделала год назад, но официального решения о расширении списка обязательных ЕГЭ нет было.

Не прошли дальше обещаний и программы по увеличению количества часов предмета «Основы религиозных культур и светской этики», уроков трудового воспитания в школе и установлении предельного уровня нагрузки учителей. 


Как вы считаете, какие проекты Васильевой должны/не должны были быть утверждены? 

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте нас в


Новости партнеров


Загрузка...


Спецпроекты


Тесты




Газета BONUS


Карточки



Афиша




Газета BONUS



Опрос




Происшествия




Сексуальная пятница