18+
Политика

Мансур Аюпов: Сейчас много куштанов во власти

13:33 08 Декабря 2016 | 17507
Автор: Рамиль РАХМАТОВ
Все материалы автора


Мансур Аюпов: Сейчас много куштанов во власти

О предстоящем юбилее в республике, национальной идее и многом другом ProUfu.ru побеседовал с членом-корреспондентом АН РБ, доктором политических наук Мансуром Аюповым. 

Дата юбилея верна


- Мансур Анварович, кроме научной деятельности вы занимали не последнее место в идеологии республики. Поэтому вам, вероятно, понятны споры, которые сейчас развернулись вокруг предстоящего юбилея республики в 2019 году?

- Вопрос отнюдь не праздный. Анализируя социально-экономическую и политическую суть истории Башкортостана, я пришел к выводу, что после февральской революции можно выделить 6 свойств нашей республики или этапов истории края. Первая - «валидовская» республика от 1917 года до марта 1919 года. Она была буржуазно-демократической национальной республикой. На базе Соглашения от 20 марта 1919 года, юбилей которого и будет отмечаться, была сделана попытка создания советской республики на принципах Конституции Республики РСФСР 1918г. Эту республику можно назвать второй, национально-советской.

После того как республику покинул Заки Валиди, с лета 1920 года наступил следующий этап. У руля встали твердые большевики – представители центра. Они пытались из буржуазно-демократической «Малой Башкирии» создать пролетарскую республику. Не получилось. Это был кровавый период, когда пресекалось всякое национальное как мелкобуржуазное.

Был такой интересный пример. В городе Оренбург приехал Михаил Калинин. Местный партийный актив попытался обвинить центр в потворстве националистам-автономистам. Но Калинин уже в д.Серменово во второй приезд объяснял, что нельзя устанавливать советскую власть без помощи центра окраинам, просвещения башкирского населения, без национальных кадров во всех сферах. Поэтому в этот период началась коренизация аппарата и одновременно просвещение башкирских масс. При этом был соблюден некий национальный баланс.

В 1925 году был подготовлен проект Конституции БАССР. Возникли споры вокруг формулировок «федерирования» республики через РСФСР в СССР. Ст.1-я, закрепившая, «что башкиры являются автономной республикой, свободно входящей в состав РСФСР и через нее объединяющейся в СССР, свободно определяющей свои взаимоотношения с общей федеральной властью» была исключена по причине того, что Российская Федерация построена не на основе свободного договорного объединения отдельных республик, а по принципу выделения из состава РФ отдельных национальностей в автономные республики.

Конституция БАССР, разработанная в республике, будет принята значительно позже, где ее статус будет закреплен как субъекта РСФСР, как было сказано выше. Соглашение от 20 марта 1919 г. осталось лишь как исторический факт. На следующем этапе, с 1974 по 1987 год, я бы назвал Башкирию «союзной территорией» в составе РСФСР. Дело в том, что все предприятия, учреждения и главки в БАССР были союзными, реальное значение и статус региона были очень высокими. Далее следует уже этап истории современного Башкортостана. Все это я рассказываю для того, чтобы вы понимали, что в основе сегодняшней республики лежит сложная многофакторная история.

Башкирское национальное шуро 1917 года, объявившее автономию, обладало всеми признаками общественного движения и управленческой структуры. На проведенных башкирских Курултаях была провозглашена автономия, избран предпарламент, правительство и органы управления на местах. Эти органы вели экономическую политику, создали армию. В кровавом противостоянии в условиях гражданской войны они смогли заявить о себе как о реальной политической силе и стать субъектом договоренностей. Но все же им не хватало одного важного шага, а именно - признания со стороны России. Комуч и Уфимская директория отложили вопрос до Учредительного собрания, Колчак вообще говорил о единой и неделимой России. А вот большевики 20 марта 1919 года признали автономию Башкортостана.

Таким образом, считаю, что празднование юбилея в 2019 году будет правильным. Но при этом не стоит забывать, что в основе нашей республики лежит автономный Башкурдистан и борьба наших предков в 1917-1919 годах. Никто нам автономию и республику просто так не дарил. Очень правильно, что Исполком ВКБ и другие башкирские организации уже начали в рамках 100-летнего юбилея проводить мероприятия и говорить о значении первой республики.

- Националисты спорят и выходят на митинги, а историки молчат или их не слышно…

- Событийный и фактологический материал нашими историками представлен очень хорошо. Это работы М.М. Кульшарипова, Б.Х.Юлдашбаева, Ф.Г.Гумерова, С.Ф. Касимова, Р.М. Раимова и многих других. Но в науке должны меняться не только представления, теории, но и методологии. В истории доминирует формационный подход. В итоге факты комментируются, исходя из канонов исторического материализма, или выносятся суждения по факту и таким образом создается нарратив.

Куштаны около власти

- У нас очередные перестановки и движения в эшелонах власти. В принципе, к ним уже привыкли. Но все же эксперты говорят, смена власти произошла в 2010 году без преемственности, с расколом элит. Может в этом причина того, что мы не сделали рывка вперед как соседний Татарстан?

- Я хотел бы немного порассуждать о двух темах: управление и политика. В чем их разница? Управление - это процесс, когда государственный аппарат на основе приятных законов, постановлений выполняет определенные задачи и программы, добивается намеченной цели. А политика представляет собой каждый данный момент выражение своей точки зрения к возникшей новой проблеме и взятие ответственности за ее решение. Органы власти, осуществляя политику, должны постоянно высказывать суждения относительно решения проблем движения вперед и тем самым создавать новую ситуацию, как шаг в движение вперед. Только так можно творить новое, увлечь и мобилизовать людей на решение новых целей и задач. В этом главная суть политики. В реальной практике мы часто наблюдаем другое. Приходящий руководитель критикует деятельность предыдущего. Все помнят, был первым секретарем обкома КПСС М.З. Шакиров. Как ушел в отставку, те же люди, которые работали с ним, стали его критиковать, появилась «шакировщина». Был период развития в нашей истории с 1990-2010г. Российская наука и политика определяют его сейчас положительно как период юрисдикционной активности и социально-экономической самостоятельности. А другие этот период называют «рахимовщиной». Давайте подумаем: в интересах дела это? Мне кажется, что нет. Причина в том, что мы прошлое изменить не можем. Нам надо изменить настоящую жизнь. Для этого не обязательно критиковать прошлое, нужно брать с него все полезное и разумное, каждый день решать новые задачи.

Качество власти зависит от тех. кто работает рядом с первым лицом. В башкирском обществе «куштанство» было всегда. К концу президентства Муртазы Губайдулловича рядом с ним появились немало «куштанов» (куштаны – общетюркское понятие, означает "льстец", "приспособленец", "угодник" - прим.ред.), стремящихся угодить во всем ему. Вижу их немало и сейчас.

Стоит сожалеть, что мы не пошли путем развития (создания нового), а выбрали другой путь (критику старого). Татарстан же, отбросив все лишнее и негативное, взял от прошлого все полезное и рациональное и пошел вперед. Кроме этого татары – второй по численности народ в стране, их элита едина. Поэтому они могут решать в Москве любые задачи.

- В России в очередной раз заговорили о единой гражданской российской нации. Но научная традиция говорит о том, что гражданская нация формируется вокруг общей национальной идеи. В Америке – это «американская мечта» или «челлендж», в соседнем Татарстане – «Без булдырабыз!» («Мы сможем!»). На уровне страны она пока не сформирована. А вокруг какой идеи могли бы объединиться жители нашей республики?

- Сегодня существуют два подхода к формированию российской гражданской нации и национальной идеи. Первая - эта общая гражданская идея, понятная и поддерживаемая всеми жителями страны вне зависимости от расы, религии и происхождения. Во втором случае заложен «этнический подход», то есть как она воспринимается каждым народом страны. Они исходят из того, что Россия является мононациональным государством с 80% русского населения, остальным некуда деваться, живите в условиях «русского мира». А представители народов России понимают эту идею как возможность сохранения своей этничности. В результате возникает конкуренция идентичности большой нации и малой. На уровне окраин малые народы выигрывают.

В Башкортостане будет идентичность башкирская, в Татарстане будет больше татарская. Если же провести корректное и осторожное социологическое исследование, то у русских 80% - великодержавная идентичность, а 20% - интернациональные взгляды, это скажется советское воспитание. Чтобы нейтрализовать данную конкуренцию идентичностей необходим консенсус. Он предполагает уступку великой нации малой.

Дело в том, что малый народ не может никак угрожать существованию великой нации, его языку, культуре, обычаем. Большая нация угрожает в первую очередь сама себе, не сохраняя традиции. Если будет осознание того, что малые народы не угрожают границам, государственности большой нации, то не возникнет причин для великодержавного шовинизма.История дает прекрасные примеры. Еще Владимир Ленин с учетом векового гнета и отсталости малых народов настаивал на уступках им. У Энгельса есть силлогизм (суждение), что равноправное отношение к неравноправным объектам приводит лишь к углублению их неравноправия. Это понимали строители советского общества, отсюда были квоты для национальных кадров. Так же было и в 1990 – х и 2000-х годах. Это никакой не национализм со стороны башкир, как сейчас пытаются показать, а необходимость выравнивания общих условий. А иначе начинается энтропия, самоуглубление, самодостаточность и, в крайнем случае, автаркия. После этого уже могут последовать не только отсталость и вымирание народа, а жесткие конфликты. В данный период в Российской Федерации идет процесс этнокультурного развития народов, укрепления межнационального согласия и формирования многонациональной гражданской нации.

Без стратегии

- И все же, какая идея должна быть у нашей республики?

- Национальная идея - есть зримый образ будущего Башкортостана. К слову, сейчас АН РБ уже занимается созданием стратегии социально-экономического развития Башкортостана. И самое сложное в этой работе – это выработка такой идеи, которая бы увлекала людей, направила их устремления вперед, на развитие республики, скажем, хотя бы на ближайшие 30 лет. Чтобы эта идея стала их идеей. Задумываясь над этими вопросами, я ловлю себя на мысли о том, что ответы можно искать в нашей истории и культуре. Вот посмотрим на содержание гимна республики, национальная идея должна быть воплощена в нем, но по содержанию и смыслу он скорее торжественный, без особой идеи, зовущий вперед. Такое в гимнах бывает часто. Мне же больше запомнились слова поэта Шайхзады Бабича, «Башҡортостан йәшәһен, халҡы күрһен сафаhын!» (Пусть Башкортостан ждет процветание, а народ его - благо). Это слово «благо» я перевел непрямо, на башкирском оно имеет несколько иное значение. Но смысл в том, что эту идею можно найти в мыслях и чаяниях нашего народа.

- А насколько сегодня актуальна способность видеть этот образ будущего? Говорят даже о такой науке как футурология.

-У нас сейчас развитие осуществляется на основе двух методов: проблемно-проектного и прогнозно-проектного подходов. В первом случае вычленяются проблемы, угрозы, риски и составляется план мероприятий по их минимизации и преодолению. В основе второго подхода лежит прогнозирование развития успешных и конкурентоспособных элементов. То есть для выработки идеи нам необходимо знать свое прошлое, слабые места и преимущества. Надо объективно воспринимать ситуацию и исходя из нее выработать слоган или лозунг, который требует определенного поведения у людей. Вот такой лозунг «Без булдырабыз!» есть у соседей. Но мало кто вспомнит, что впервые он прозвучал в Башкортостане в 90-годах прошлого столетия. Самостоятельность и конкурентоспособность («все сможем») тогда означали как реальное воплощение этих идей.

- Возвращаясь к национальным вопросам. До сих пор не утихают споры вокруг обязательного изучения башкирского языка.

- В этом вопросе есть множество сложных моментов. Во-первых, нет разумного решения и подходов к преподаванию башкирского языка как государственного. Другой момент состоит в том, что за прошедшие годы мы так и не создали сферу общественного применения башкирского языка. Формально использование возможно в судах, госорганах, торговле. Но реально это у нас не работает. Мне не режет глаз, когда надпись идет сверху на русском, а снизу на башкирском. Но когда наоборот, это может раздражать любого гражданина страны. То есть создается проблема на пустом месте. Я считаю, что обязательное изучение башкирского языка не башкирами излишне без расширения сферы его применения как государственного языка. Для сохранения языка гораздо актуальнее проблема изучения башкирскими детьми своего родного языка. Но есть еще один важный момент, я часто слышу вопрос, зачем русским изучать башкирский язык. Кто-то отвечает, что из уважения к этой земле, ее истории и народу. Я же отвечаю, чтобы я вас больше уважал. При таком подходе знание языков переходит на плоскость человеческого достоинства, культуры, взаимного уважении, стремление к межнациональному согласию. 


Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Новости партнеров

Контент