пришлите новость

Омская схема, или как экс-силовики Башкирии монополизировали миграционный рынок труда

14:20, 14 января 2020

С лета у въезда в Уфу (ул. Сарапульская, 58) красуется огромное стеклянное здание, пафосно именуемое как Многофункциональный миграционный центр. Жизнь иностранных граждан должна была облегчиться, поскольку и справки получить, и медосмотр пройти можно в одном здании. Вроде бы, грех жаловаться! Но нет, сами же мигранты бьют тревогу ­– их там буквально обирают до нитки. Что на самом деле кроется под видом безвинного центра? Подробнее в материале.

Омская схема, или как экс-силовики Башкирии монополизировали миграционный рынок труда

Каждый год в республику на заработки приезжают около 26 тысяч мигрантов, которые прежде чем начать трудиться, должны получить патент – документ, подтверждающий право осуществлять трудовую деятельность. Для его получения нужно обратиться в миграционную службу с заявлением, паспортом, и его заверенным переводом на русский язык у нотариуса на территории России, сертификат о владении русским языком, знании истории и основ законодательства РФ, справку от нарколога и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции и пр.

Правительством Башкортостана 31 августа этого года было вынесено постановление об определении организаций, которые имеют право предоставлять услуги по оформлению и выдаче миграционных патентов. Но рядовой, на первый взгляд, документ монополизировал рынок. Раньше, например, справки от нарколога, об отсутствии инфекционных заболеваний и ВИЧ-инфекций выдавали в Уфе, Кумертау, Белорецке и Сибае, а если нужно было подтверждение только от нарколога и об отсутствии инфекционных заболеваний, то в 22 районах (в том числе города) республики и в уфимских поликлиниках №33, 38 и 51.

По новым правилам, исключительно Союз «Торгово-промышленная палата РБ» уполномочен оформлять и выдавать патент. Однако, по некоторым данным, Союз передал данное право ООО «Центр трудовой миграции» (ООО «ЦТМ»). БашГУ и БГПУ им. М. Акмуллы получили разрешение на проведение экзаменов на владение русским языком, но это должно происходить в режиме «единого окна» в Многофункциональном миграционном центре (ММЦ). Более того, медсправки выдаются только в Уфе и только двумя организациями – Поликлиникой №51 и ООО «ЦТМ-МЕДИЦИНА». Примечательно, что руководителем «ЦТМ-МЕДИЦИНА» является бывший главврач Поликлиники №51 Раян Мигранов. По словам источников ProUfu, доктора поликлиники прием ведут в ММЦ в том числе. Поэтому источники полагают, что госклиника является лишь прикрытием для ООО, чтобы со стороны не было ощущения монополизации рынка.

migrantiufa02106001.jpg

Фото: kommersant.ru

Выше прозвучали две организации почти с одинаковым названием – ООО «ЦТМ» и ООО «ЦТМ-МЕДИЦИНА», на которых нужно акцентировать внимание. Начнем с того, что обе организации находятся в Многофункциональном миграционном центре, помещение которого принадлежит ООО «Диол». Владельцем является бизнесмен из Омска Дмитрий Донцов. 75% Многофункционального миграционного центра принадлежат товарищу из Омска Антону Качесову, 25% – ООО «ЦТМ». В свою очередь 85% ООО «ЦТМ» в руках у Донцова и 15% у Эдуарда Юшина. При ММЦ основные услуги оказывает ООО «ЦТМ-МЕДИЦИНА», 75% которого владеет дочь Донцова – Анна, а 25% опять у ООО «ЦТМ», то есть, фактически, у Донцова.

2020-01-14 (2).png

Д. Донцов. Фото: bash.news

Также в управлении господина Донцова числятся ООО «Салаватметалл», ООО «Битум» (производство нефтепродуктов), ООО «ФГ Дога» (производство углеводородов и их производных), ООО «Природные ресурсы» (производство изделий из пластмасс). Мужчина, как видим, он обеспеченный. Соответственно, жена тоже должна быть ему под стать. Так и вышло. Его супруга Альбина – владелица стоматологической клиники InWhite-Medical в Москве. Но это мелочь. Здесь интереснее то, что ее отец не кто иной, как Салават Аминев – экс-руководитель Администрации президента РБ.

33850500_597046714008689_2630764595190431744_n.jpg

Альбина Донцова с отцом Салаватом Аминевым. Фото: instagram.com/donalbik

Мы неспроста отметили, что Донцов и Качесов из Омска. В Башкортостане эти ребята, как нам кажется, не организовали бы столь прибыльный бизнес без влиятельных друзей. И чисто случайно выяснилось, что в республике в разные года министрами внутренних дел работали выпускники Омской высшей школы милиции. Сначала был Игорь Алешин, который в 2006-2008 гг. был министром внутренних дел по Республике Карелия, 2008-2011 гг. министром в Башкортостане, 2011-2012 гг. замминистра внутренних дел РФ. 

bk_info_orig_10493.jpg

И. Алешин. Фото: bk55.ru

Его преемник Михаил Закомалдин тоже пошел по его стопам: 2007-2009 гг. был первым замминистра внутренних дел Карелии, в мае 2009 стал министром, в 2011 переведен в Башкортостан министром внутренних дел и в 2016 году его забрали на «федералку». Оказалось, что нынешний министр внутренних дел РБ Роман Деев тоже из прославленной Омской школы милиции.

1392259641_zakomaldin.jpg

М. Закомалдин. Фото: journalufa.com

По словам источников, кроме своего «школьного» друга, Игорь Алешин привел в республику около 20 сотрудников, которые якобы начали устанавливать свои порядки – давили местных. Но Алешину своим авторитетом удавалось не выводить конфликт в публичное пространство. А когда он уехал в Москву, то ситуация обострилась. Особенно жаловались бизнесмены, занимающиеся карьерным делом. По их мнению, Закомалдин будто бы захватил карьеры, поставляющие в Уфу ПГС, тем самым создав монополию и выдавив предпринимателей. Некоторые же поговаривают, что экс-министр якобы не стеснялся использовать служебное положение – полицейские не пускали машины с ПГС в город, если они принадлежали другим частникам.

К слову, недавно из-за допущенных ошибок в загранпаспортах была освобождена от должности руководителя Управления по вопросам миграции МВД по РБ Ирина Кечина, которая приехала к нам из Карелии, где была руководителем группы НЦБ Интерпола МВД. Назначение Кечиной в МВД по РБ было как раз во времена Закомалдина и, по словам источников ProUfu, она является его протеже. Ведь, даже после скандала она не была уволена, а всего лишь переведена в Ростовскую область.

Как видим, «омская» схема работает. Взглянем на цифры. По словам мигрантов, раньше медосмотр стоил около 2000 рублей, перевод документов – 700, медстраховка – 800, фото – 100, заявление – 100 и выходило 3700 рублей. А сейчас эти же услуги крутятся вокруг 14800 рублей. Даже со всеми госпошлинами мигранты раньше платили максимум 10 тысяч, нынче эта сумма доходит до 21 тысячи, рассказывают иностранные граждане. С точки зрения голой экономики, бюджет республики должен обогащаться, поскольку, по нашим расчетам, с 26 тысяч мигрантов раньше, условно, получали 98 млн, а сейчас должны около 384 млн. Но с увеличением налога на патент, поступлений в бюджет больше не стало, поясняет источник ProUfu, близкий к правительству. По его словам, несколько лет назад по линии миграции было около 400 млн отчислений, а сейчас эта сумма даже уменьшилась! Хочется спросить – почему? Ответ очевиден, продолжает собеседник. Денежный поток оседает в карманах группы бизнесменов и не доходит до казны, полагает он.

Есть еще одно «но»! Во-первых, мигранты обращаются в «ЦТМ-МЕДИЦИНА» за медуслугами не подозревая, что там не примут остальные документы (тот же перевод паспорта, например), требуя получить их заново в «ЦТМ», так рассказывают сами мигранты. А это время, которого у них нет. Ведь дается всего месяц на получение разрешения на работу, иначе им грозит депортация. Во-вторых, мигранты в основном работают в районах, и они вынуждены приезжать для получения документов в Уфу. Учитывая то, что больше всего они трудятся в теплицах Туймазинского района, это доставляет массу неудобств и трат. В-третьих, другие более мелкие организации были просто выброшены из этой системы, а это значит, что налоговые поступления в бюджет республики резко уменьшились.

– Обучение могут проводить любые организации, но все равно мигранты вынуждены идти в Многофункциональный миграционный центр. А там цены стали просто неподъемные. Поэтому мигранты уезжают получать патент в другой регион. Например, в Иркутской области он стоит 7000 рублей, в Якутии – 9100, в Камчатском крае – 5600. По приезду в Башкирию, они платят налог и могут работать, не нарушая закон. Однако их документы в ММЦ не принимают и перенаправляют сдавать все по новому кругу. Чаще всего у мигрантов нет денег, ведь иногда они для приезда в Россию берут в долг, или даже работодатель за свой счет покупает им билеты. А те потом какое-то время отрабатывают стоимость. Такой расклад не выгоден для приезжающих, и потому им лучше работать в другом регионе, где нет таких препятствий. Наша республика теряет живые деньги, ведь налог от мигрантов поступает колоссальный. Так же у нас происходит удорожание услуг: мигранты больше всего работают на стройках, и поскольку приток недорогой рабочей силы уменьшился, себестоимость повысилась, и застройщики вынуждены повышать цены на жилье. Понимаете, потенциал у Башкирии огромный, но из-за монополии деньги не идут в бюджет. Выходит так, что коммерсанты относятся к республике как к дойной корове, - выразил свое видение ситуации источник ProUfu.

Еще есть один занимательный факт. В здании ММЦ располагается Управление по вопросам миграции МВД по РБ. Все служебные кабинеты сотрудников МВД оборудованы видеокамерами, за которыми, по некоторым данным, наблюдают работники «ЦТМ-МЕДИЦИНА», то есть основной контроль осуществляет коммерческая организация. В самом ведомстве, на вопрос: «На каком основании МВД занимает площадь у частного лица?» – сообщили: «Согласно договору безвозмездного пользования». Тогда нас заинтересовал еще один вопрос: «Кому принадлежит оргтехника, и кто оплачивает комуслуги в помещениях, используемых сотрудниками МВД?» Ответ один: «Регулируется тем же договором». Предположительно, что если они находятся там безвозмездно, то, возможно, у МВД в этом есть другие интересы. Мы же не успокоились и направили в прокуратуру запрос, чтобы выяснить правомерно ли нахождение МВД в коммерческом здании.

Мы пытались связаться с Многофункциональным миграционным центром, но указанный на их сайте номер телефона числится за «ЦТМ». Как пояснил сотрудник последней организации (не представился), на первом этаже расположен «ЦТМ», на втором – «ЦТМ-МЕДИЦИНА», на третьем – МВД, на четвертом – большинство руководителей из всех перечисленных организаций. Чтобы мы смогли задать более детальные вопросы по характеру нашей публикации, нам посоветовали поговорить с руководством в понедельник, но на звонок никто не ответил.

По сложившимся пока пазлам, можно считать, что бизнес-интерес отдельных лиц лоббируется на высших кругах. В то время как инвестиционная привлекательность Башкортостана ухудшается. Неужели не осталось людей, заинтересованных в развитии республики? Но об этом уже в следующем материале, где так же расскажем, как страдает рынок труда и, соответственно, бюджет от монополизации рынка.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное