Динар Гильмутдинов:

«У нас крутых номеров нет.
Мы всех наказываем»



Политика


Res publica – общее дело. Башкортостан отмечает 100-летие

11:20 23 Марта 2019 | 4167
Автор: Рамиль РАХМАТОВ
Все материалы автора

Ученые историки и политологи вспомнили эпические и трагические события 100-летней давности и обнаружили, что многие ошибки воспроизводятся сейчас.

Res publica – общее дело. Башкортостан отмечает 100-летие

Сегодня Республика Башкортостан официально отмечает 100-летие признания центральной Советской властью башкирской автономии. С легкой руки авторов празднования данного юбилея его название вдруг превратилось в 100-летие Республики. Уже несколько лет не утихают споры специалистов: одни говорят о 1919 годе, а другие о 1917 году, как о дате рождения башкирской автономии. К слову, большая часть историков и политологов признают наличие Башкирского правительства и до марта 1919 года. Но сегодня превалирует больше интерес действующих политиков и власти, поэтому юбилейным годом назван именно 2019 год. Пусть несколько и смазано, но торжества и мероприятия проходят именно сейчас.

БАГСУ.png

 

По факту 1917 год

Впрочем, не стоит из-за этих нюансов делать трагедию, любой юбилей и историческая память должны прежде всего объединять, а не разделять людей. Именно эта мысль стала главным посылом Круглого стола в Башкирской академии государственной службы при Главе РБ.

- 100 – летний юбилей – это повод для торжеств, но это также повод для экспертного сообщества, творческой интеллигенции осмыслить 100-летний этап развития нашей республики. На круглом столе присутствует режиссер фильма «Первая республика» Булат Юсупов. Это уже не первый фильм, вспомним фильм «Бабич», который затронул предыдущий этап развития республики. Мы здесь многие помним, что Бабич в советское время был полузапрещен, слишком явственно в его творчестве чувствовалось национальное. 70-лет истории писалось в логике краткого курса истории ВКП(б). Кто-то говорит, что 1919 году был подписан документ и Башкирская республика был признана, поэтому юбилей сейчас. Но сама молодая Советская республика родилась в 1917 году и много лет не была признана, но факта ее наличия не оспоришь. Так и Башкирская республика со своей территорией, армией и нормативными актами была уже с декабря 1917 года, - дал затравку профессор БАГСУ, политолог Сергей Лаврентьев.

Политолога тут же поддержали и действующие политики. Вице-спикер Госсобрания РБ Рустам Ишмухаметов отметил, что мартовское соглашение 1919 года было подписано с Советским правительством. Но сколько таких правительств было на территории России в тот период Гражданской войны? Кроме национальных объединений одних только белогвардейских правительств было едва ли не с десяток. Самарский КОМУЧ, Уфимская директория и Сибирское правительство пусть и не имели прямых соглашений по признанию Башкирского правительства, но де-факто имели множество подписанных договоров по сотрудничеству. При всем уважении к советскому периоду истории не стоит сужать историю автономии Башкортостана до дара большевиков. Автономия была выстрадана с оружием в руках. При этом прозвучала реплика, что не стоит период башкирского правительства до марта 1919 года ассоциировать исключительно с башкирским национальным движением. Во-первых, в этом движение активное участие принимали помимо башкир еще татары, крещенные и представители других национальностей. Во-вторых, именно это движение с самого начала последовательно выступало за территориальную автономию. В-третьих, как отметила доктор исторических наук Айслу Юнусова, башкирское национальное движение отнюдь не было в политическом плане однородным. Были большевики, эсеры, федералисты, унитаристы и прочие.

 

Другой путь

- Яркий тому пример - семья Курбангалеевых. Аргаяшские башкиры, представители духовенства, они выступили не за территориальную, а национально-культурную автономию и сохранение монархии. Они, как и очень большое количество башкир, которые не смогли примириться с советской властью, ушли сначала в Сибирь, а потом в Маньчжурию. Отдельная тема – это башкирская община в Японии. Потом ее часть перебралась в Турцию, - сказала историк.

Здесь следует сделать пояснение. Национально-культурная автономия предполагает наличие условий для сохранения культуры, языка, религии и идентичности без привязки к административной или государственной границе и политической власти. Национально-территориальная автономия – это уже сложившаяся в границах территория со своими органами власти.

Здесь как модератор Сергей Лаврентьев вбросил интересную мысль.

- Мы говорим о границах и территории как о формальных признаках государственности. Но наши дети и внуки уже понятие не имеют о пограничных столбах, солдатах и физической границе. Они со своих телефонов и компьютеров общаются со сверстниками за границей. Они могут сесть в самолет и оказаться в Париже. Глобализация стирает физические границы, это объективный процесс. Будут ли они или территория играть в будущем роль – большой вопрос. Но при этом мы видим, что башкиры в Японии, Турции, Австралии, о которых сказала Айслу Билаловна, так и остались башкирами. Это и есть национально-культурная автономия, которая позволила им остаться сами собой. Может о такой форме стоит подумать именно в таком дискурсе?

 

Объективный исторический процесс

Как бы завершая историческую часть и перекидывая мостик на современность, высказался историк и журналист Салават Хамидуллин.

- Не нужно думать об автономии как о подарке большевиков или детище революций. Надо задаться вопросом, почему именно башкиры первыми пришли к этой идее автономии тогда. А это целый пласт наследия и традиции. В современной науке уже столько споров и новелл по поводу термина «государство», что все чаще от него отказываются и говорят «полития». Кто-то как Фроянов не признает Киевскую Русь государством, называя ее «вождеством рюриковичей». Другие не признают Золотую Орду. Поэтому, действительно, как о различных формах государственности лучше говорить о «политии».

Исторические источники средневековья говорят о политиях башкир. Различные формы автономности были в составе Хазарского каганата, Золотой Орды. Потом жалованные грамоты Ивана Грозного. Фактический заход в империю произошел во время Оренбургской экспедиции. И то потом различные формы самостоятельности были почти до конца 19 века. Фактическая ликвидация автономии после упразднения Башкирского войска, хищение земель к началу уже ХХ века предопределили бурление башкирских масс. Поэтому движение к автономии было сложным, но объективным историческим процессом. В то же время сейчас мы наблюдаем схожие процессы по закручиванию гаек как в Российской империи и совершаем все те же ошибки.

 

Не дата, а общий путь

- Есть историческое событие, которое заставляет работать и историков, и политиков. Отмечая 100-летие, мы изучаем историю российского и советского федерализма. Если присмотреться к динамике, то у нас было несколько моделей федеративного устройства, сменяющих одна другую. Федерализм – это всегда баланс между центральной властью и регионами. И вот парадокс в том, что, имея несколько моделей, мы пока не смогли найти для этой территории под названиями Россия, СССР и Российская Федерация адекватного варианта. У нас нет демократического федерализма, который бы смог решать общегосударственные задачи, удержать страну. А с другой стороны, обеспечить каждому субъекту федерации условия для саморазвития.

Что сделал Валиди? Он хотел модель конфедерации. В советский период сделано тоже не мало. Культура, театра, академия наук, промышленность, язык, индустриализация, национальная интеллигенция, коренизация – это все факт и оспорить этого нельзя. Потом разваливается Союз, происходит суверенизация регионов, была другая модель с сильными конфедеративными началами. 1999 год – и поехали, маятник качнулся в другую сторону и как всегда перешел крайнюю черту, - довольно резко высказался философ Юрий Дорожкин.

С высоких материй ближе к людям предложил спуститься политолог Владимир Савичев и, как нам кажется, высказал главную мысль, которую можно почерпнуть с этого круглого стола.

- Мы много говорим о государстве, но его главная часть - это общество. Обсуждая фильм «Первая республика», мы говорим о горожанах. А как жило село? А ведь у нас это было очень по-разному. В 30-х, 40-х годах надо было строить производство, а были ли кадры в башкирских деревнях? Были ли агроном, который скажет, что надо сегодня сеять? Там скорее был человек, который скажет, что надо выезжать на летние кочевки. Был же пример, как в Абзелиловский район завезли на разведение свиней. Они все сдохли, потому что кормили их соломой и сеном. 90-е годы, указ Ельцина о ликвидации колхозов. К этому времени модель коллективного сельскохозяйственного труда только среди башкир сложилась. Я здесь не обобщаю, а как пример. Как это можно развалить? Поэтому и Рахимов не выполнил этот указ. Он же Ельцину так и ответил, что если ликвидировать колхозы, то колхознику и украсть-то домой нечего будет. Модель сложилась. Обратный пример произошел в Дуванском районе. Там своя давняя традиция, там в один день все были готовы выйти из колхозов и стать фермерами. Поэтому мы видим, что не только в переломные моменты есть множество моделей и укладов. Башкирская республика, Советская России или Колчак – это одна упрощенная линейная модель. Все намного сложнее. Поэтому глубже следует изучать то как жили и живут люди, социальные группы и населенные пункты.

В 1919 году было разноуровневое развитие различных социумов. 1919 год интересен, что тогда началась на советских началах консолидация всей страны. Кроме того, на этих советских же началах было объединение Малой Башкирии с Уфимской губернией, сформировался нынешний государственный облик Республики Башкортостан. С трудом, но было преодолено межнациональное и межконфессиональное размежевание. Мы сейчас как данность воспринимаем это согласие в республике, но такого нет в том же Крыму. Мы прошли путь от полной дезорганизации до сегодняшнего дня. Поэтому, я думаю, что это этот 100-летний юбилей надо осмысливать не как историческое событие 1919 года или 1917 года, не как абстракции автономии республики. А как Res publica – общее дело. Как тот сложный путь консолидации и объединения общества, сложившегося мира в Башкортостане.

 


ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER


Новости партнеров



Рекомендуемое



Спецпроекты


Тесты




Карточки



Афиша







Опрос



Происшествия



Загрузка...

Сексуальная пятница