пришлите новость

«Районы Башкирии не заинтересованы в малом бизнесе, потому что налоги уходят в региональный бюджет»

11:39, 23 марта 2016

«Районы Башкирии не заинтересованы в малом бизнесе, потому что налоги уходят в региональный бюджет»

К чему приводит прессинг предпринимательства, как заинтересовать муниципалитеты в развитии бизнеса, как сделать так, чтобы в регион пришли инвестиции, в какой поддержке больше всего нуждаются предприниматели, а также об абсурдных условиях участия в госзакупках рассказал ProUfu.ru генеральный директор Фонда развития и поддержки малого предпринимательства РБ, руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» Денис Мусин.

- Глава Башкирии Рустэм Хамитов утверждает, что в последнее время достаточно многое сделано для бизнеса, «но стон остается, надо находить новые подходы, перестраивать мозги». В чем дело? В самих предпринимателях или власть что-то делает не так?

- Глава республики Рустэм Хамитов старается поддерживать любые инициативы. Благодаря его поддержке был создан Комитет РБ по предпринимательству и туризму, несмотря на то, что в Правительстве были возражения по этому поводу. Работ комитета налажена, с Фондом выстроены тесные рабочие отношения. Однако, несмотря на поддержку, есть вопросы, которые подвисают в воздухе и не реализуются до конца. Где-то из-за бюрократических проволочек, где-то из-за отсутствия финансовых средств. В иных случаях это связано с пассивностью со стороны предпринимательства и отсутствием квалификации должностных лиц, особенно на местном уровне.

Но если смотреть на систему глобально,

у нас все основные правила игры и основные законы формируются на федеральном уровне.

Возможности республики в данном случае ограничены, в частности, мы не можем решать вопросы, связанные с реформированием и упрощением налогового законодательства. К примеру, республиканская программа господдержки предпринимательства формируется исходя из правил и требований, установленных на федеральном уровне.

Есть и определенная степень безразличия и усталости со стороны самого предпринимательского сообщества. Они видят, что постоянно проходят форумы, круглые столы, на которых много говорится о том, что надо поддерживать малый бизнес. В то же время принимаются законы, которые увеличивают нагрузку на предпринимателей, ужесточают штрафы. У людей просто возникает непонимание - почему говорится одно, а на практике происходит совершенно другое. Буквально недавно Минтруда РФ подготовило законопроект, которым предполагается увеличение страховых взносов. Я слышал, что хотят ужесточить ответственность за их неуплату.

При этом мы видим, насколько неэффективно тратятся бюджетные средства. Наглядный тому пример – огромные дорогие здания пенсионных фондов в регионах. Мы платим страховые взносы, нас постоянно контролируют, штрафуют, в тоже время не можем влиять на эффективность расходования этих средств. Более того, никакой ответственности за эти растраты не видим. По справедливости те, кто отвечает за расходование государственных средств, должны нести полную ответственность. Иначе это вызывает обиду у предпринимательского сообщества, большинство из которых честно платит налоги. Именно те, кто на виду, больше всего попадают под пресс контролирующих органов.

При этом есть и положительные законодательные инициативы, например, налоговые каникулы для начинающих предпринимателей в сфере производства, науки, социального предпринимательства. Региональным властям представлена возможность снижать налоговую ставку для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Хотелось бы, чтобы таких инициатив было больше, и они носили системный характер.

- В прошлом году сообщалось, что из-за непродуманных решений правительства в Башкирии около 10 тысяч предпринимателей ушли в тень.

- Прессинг со стороны контролирующих органов как раз и приводит к тому, что бизнесмены вынуждены уходить в тень или закрываться.

Доходит до смешного – приходит контролирующий орган, накладывает штраф, к примеру, за несоблюдение трудового законодательства. Так его размер для ИП и крупной компании одинаков и может достигать 200-500 тысяч рублей. Такой недифференцированный подход приводит к тому, что предприятие закрывается. Все прекрасно понимают, что при таком размере штрафных санкций ни один предприниматель не в состоянии нормально работать. Мы вынесли этот вопрос на федеральный уровень, надеемся, что ситуация поменяется.

- Специально назначают штрафные санкции по максимальному уровню?

- Они остаются на усмотрение должностного лица. Есть те, кто подходит к этому с пониманием - могут сделать устные замечания. Но есть такие статьи, которые не предполагают устных предписаний. Разброс наказания может варьироваться от 100 до 500 тысяч рублей. Но даже 100 тысяч рублей – это серьезная сумма для мелкого предпринимателя.

Часто люди даже не в курсе, какие правила они должны соблюдать. Каждое ведомство выдвигает огромное число своих требований, прописаны огромные инструкции. Чтобы быть в курсе, нужно содержать очень большой штат специалистов. Неподготовленный предприниматель, который хочет открыть свой бизнес, не в состоянии за всем уследить. В вопросах контроля нужно подходить взвешенно. Даже президент Владимир Путин на одном из совещаний посетовал - если постараться, можно закрыть любое предприятие.

- О снижении административных барьеров постоянно говорят, но, видимо, ничего не делается?

- Он постоянно рассматривается, но пока серьезных подвижек мы не видим. Об этом говорится, вопрос поднимается, но, чтобы взять системно и решить, к сожалению, такого нет.

- Почему? Правительство не заинтересовано в этом источнике дохода?

- Сейчас в условиях кризиса тяжело и малому, и крупному бизнесу. Необходимо выполнять социальные обязательства, а денег в бюджете недостаточно. Но надо понимать, что если мы сейчас повысим нагрузку на бизнес, можем потерять и те платежи, которые поступают в бюджет. Если мы сегодня не дадим возможности предпринимателю развиться, завтра ничего не получим. Это основной закон экономики - чтобы что-то получить, нужно сначала вложить.

- Какова доля наполнения бюджета за счет среднего и малого предпринимательства?

- От 15 до 20%. Это, конечно, значительно ниже, чем в развитых странах Европы. Там доходит до 50 - 70%. Европа не в такой степени, как мы, зависит от сырьевых ресурсов. Они априори делали ставку на малый бизнес. Мы расслабились, сейчас доходы от нефти и газа резко упали, а малый бизнес у нас не такой сильный. Соответственно, у нас нет источников дохода. На днях в «Метро» видел гладильную доску из Италии. Неужели мы не можем наладить их производство в России? Это как раз пример малого бизнеса. Однако создание производства у нас - это очень сложное и затратное мероприятие.

Производство, высокие технологии, связанные с ноу-хау, должны развиваться в первую очередь. Я бы вообще освободил такие предприятия от налогов в первые несколько лет, постарался бы дать помещения с нулевой арендной ставкой. Главное - чтобы они развивались и создавали рабочие места. Многие страны идут по такому пути.

- Тем более это актуально сейчас, когда много говорится об импортозамещении.

- Чтобы было импортозамещение, нужны ресурсы, мощности, технологии. На пустом месте это сделать невозможно. Наша продукция должна соответствовать определенным стандартам. Те предприятия, которые работают, а это, в основном, пищевая промышленность, сельское хозяйство, эту задачу выполняют. Им дают субсидии. Нам нужно создавать новые ниши.

- Как вы оцениваете инвестиционный климат в Башкирии? В прошлом году по предварительной оценке ни один город в республике не попал в группу с благоприятными условиями для бизнеса.

- Нам необходимо, чтобы правительство подготовило те направления, в которые оно готово привлечь инвесторов.

Должны быть площадки и бизнес-планы. Не стоит ждать, пока инвестор придет и выразит желание реализовать проект. А если он не придет? Надо презентовать возможности региона, бизнес-проекты, площадки, привлекать инвесторов. А у нас делается упор на то, что к нам сам придет инвестор, сам проведет исследования, сам сделает бизнес-план и добьется еще, чтобы у него были налоговые льготы и другие преференции.

Сейчас идет бешеная конкуренция за инвестиции. Многие регионы сами готовят площадки и проекты. Им нужны только средства, чтобы осуществить задуманное. И Башкирии нужно идти по такому пути, а не ждать, пока кто-то придет и за нас все сделает. И, естественно, упрощать процедуру предоставления льгот в рамках инвест-проектов.

- С крупными инвестпроектами на региональном уровне понятно. Есть какое-то движение в этом направлении в муниципалитетах?

- Чем дальше от центра, крупных городов, тем масштаб инвестиционного проекта ниже, особенно на муниципальных уровнях. В районах сейчас очень много бесхозных, заброшенных зданий. Так почему бы нам бесплатно не отдать бизнесу с нулевой арендной ставкой это имущество, которое сейчас пустует и постепенно разваливается? Его отремонтируют, оно будет востребовано. Предприниматель, который создаст производство, будет платить налоги в бюджет. Будут рабочие места, решатся вопросы занятости. В селах это тем более актуально. Таким образом можно было бы остановить отток населения в города.

- Складывается такое ощущение, что главы муниципалитетов не заинтересованы в развитии бизнеса в районах и ставят административные барьеры, требуют откаты. Об этом, в частности, говорил исполнительный директор «Опоры России» в Башкирии Тимур Лукманов.

- Все зависит от руководителя муниципального образования. Я знаю глав, которые стараются создать благоприятные условия для развития предпринимательства, и таких не мало. Но в республике практически все муниципалитеты дотационные. Система построена так, что муниципальные власти не видят отдачи от малого бизнеса, потому что большая часть налогов уходит в региональный бюджет, а потом в виде дотаций возвращается обратно в муниципалитеты. Также строится взаимодействие на уровне региона и федерального центра. Регион отправляет средства в Москву, а потом в рамках госпрограмм участвует в грантах. Обратно деньги идут уже в виде субсидий. Нужно оставлять ресурсы на местах, но при этом спрашивать за их эффективное расходование.

- Может, следует пересмотреть этот механизм распределения доходов?

- Мы пытались поднять этот вопрос на заседании координационного совета, даже проработали схему, которая позволяла бы оставлять доходы от малого бизнеса в муниципалитетах, чтобы главы муниципалитетов были заинтересованы в развитии малого бизнеса на своих территориях. К сожалению, мы столкнулись с жесткой позицией Минфина РБ, который не поддержал наши предложения. Этот вопрос пока у нас находится в подвешенном состоянии.

- Если говорить о субсидиях, насколько эффективно они осваиваются? В 2015 году на поддержку малого и среднего бизнеса было выделено почти 500 млн рублей. Виден ли эффект?

- Если смотреть в масштабе всей республики, это небольшая цифра. По сравнению с 2014 годом, в прошлом году мы кардинально изменили подход к программам поддержки. Ввели конкурсную процедуру выделения средств. Раньше она носила заявительный характер. Кто первый занял очередь, у того было больше шансов получить поддержку. Это приводило к тому, что люди занимали очередь за недели, составляли списки. Было очень много конфликтных ситуаций, много жалоб. Сейчас в течение месяца предприниматель имеет право сдать документы через МФЦ в любом месте республики, а потом конкурсная комиссия с участием общественных организаций и представителей органов власти в зависимости от набранных баллов принимает решение об оказании поддержки.

В ходе анализа видов поддержки были выделены те виды, которые наиболее востребованы предпринимателем. Они и были реализованы. По данным Минэкономразвития России, один из самых эффективных видов поддержки – консультационная поддержка. При меньших затратах она дает наибольший эффект.

В 2015 году мы запустили Центр поддержки предпринимательства. С его помощью оказываем целый ряд бесплатных консультаций (юридические, правовые), бесплатно делаем бизнес-планы, обучающие программы, с семинарами выезжаем в районы. Там предприниматели относятся к этому совсем по-другому. Если в Уфе, Стерлитамаке, других крупных городах это не в диковинку, то в районах такая помощь очень востребована. Когда мы приезжаем и объясняем, как создать бизнес-план, какие есть виды поддержки, как правильно привлечь финансирование, как можно открыть свое дело, они воспринимают это с благодарностью.

- Какой процент успешных начинаний? Можно ли проследить, на что начинающий бизнесмен тратит гранты?

- Грантовая поддержка, так называемые стартапы, остались только на уровне муниципалитетов. Муниципалитеты сами определяют, какие виды поддержки в рамках республиканской программы востребованы. Практика показывает, что те стартапы, которые выделяются на муниципальном уровне, эффективны, потому что за них ведется жесткая конкуренция. Среди предпринимателей выбираются именно те, кто сможет реализовать свои начинания.

От лица предпринимательского сообщества могу сказать, что все-таки мы должны переходить от грантовой, безвозвратной поддержки, к возвратной. Пусть это будут беспроцентные займы, с минимальной процентной ставкой или льготные кредиты. Главное, чтобы предприниматель понимал, что он несет ответственность за эти деньги и тоже рискует. В предыдущие годы были факты, которые говорили о том, что стартапы потрачены неэффективно. Это расхолаживало предпринимателя и снижало ответственность. Получается, что государство рискует бюджетными деньгами.

В этом году объем поддержки будет ниже, чем в прошлом. Здесь наша задача – максимально эффективно довести ее до предпринимателей. Грубо говоря, лучше потратить миллион рублей на консультации ста предпринимателей, чем отдать их одному. Сейчас в век информационных технологий очень многое зависит от того, как правильно ты примешь решение. Принял неправильное решение – ты можешь потерять деньги.

- Поговорим о госзакупках. Недавно «Форбс» опубликовал рейтинг под названием «Короли госзаказа». Там говорилось о том, что у малого и среднего бизнеса нет доступа к тендерам госпредприятий.

- Очень большое количество злоупотреблений со стороны крупных госпредприятий. Идет завышение контрактных цен, поскольку мы не можем контролировать закупочную документацию. Сами заказчики ее готовят иногда под определенную продукцию конкретных предприятий.

Мы поменяли 44 ФЗ на 94-й, а кардинально ситуация не изменилась. В этой части законодательство очень сложное. Появился целый сектор консультационных фирм, которые зарабатывают на проведении семинаров и обучений госзакупкам. Разве нельзя все максимально упростить, чтобы начинающий предприниматель мог открыть бизнес и принять участие в госзакупках? Сейчас для этого я должен аккредитоваться, оформить электронную подпись и продлевать ее каждый год, должен аккредитоваться на площадках.

У нас четыре-пять государственных площадок и больше полусотни других. Один человек просто физически не сможет их мониторить. Самое интересное – чтобы я, как покупатель, смог принять участие в торгах, я должен аккредитоваться и заплатить за это участие. Это все равно, как если бы покупатели платили за вход на центральный рынок.Кроме того, час работы одного специалиста, который консультирует по конкурсам и аукционам, может доходить до 1,5 тысячи рублей. И как может разобраться со всем этим малый бизнес?

По правилам, необходимо 10-15% закупок размещать для малого бизнеса. Но зайти туда, как мы уже говорили, не так просто. Бывает так, что заказчик выставляет сразу крупный лот, не дробит на более мелкие. Естественно, это сразу отсекает мелких предпринимателей.

Эти проблемы существуют, их надо решать. На мой взгляд, нужен другой подход. Пусть любой заказчик размещает заказы так, как считает нужным и эффективным для предприятия, но если проверка обнаружит, что стоимость контракта составляет плюс-минус, к примеру, 30% от рыночной стоимости, тогда уполномоченное лицо должно нести реальную ответственность. Глава УФАС РБ: В Башкирии малый бизнес не пускают на рынок УФАС выявляет нарушения, однако ситуация не меняется – одного наказали, появляется двое новых. Значит, мы не тем путем идем.

- Какие пожелания у вас есть к правительству?

- Со стороны госорганов идет огромный вал новых нормативных документов, законов и подзаконных актов. Очень сложно, практически невозможно мониторить их на стадии обсуждения. Мы не можем грамотно и вовремя дать свои замечания по важным законопроектам, касающимся предпринимательства в России. У общественников просто нет ресурсов, чтобы обеспечить качественную обратную связь. Когда принимается новый закон, с которым мы не согласны, нам говорят, мол, у вас же была возможность направить свое заключение, дать оценку и замечания. Но мы не госорганы, не располагаем целым штатом специалистов, и нет финансов, чтобы привлечь юристов. Это все не дает нам возможности качественно, грамотно и своевременно реагировать на изменения в законодательстве.

Поэтому необходимо поднимать активность предпринимательского сообщества, развивать некоммерческий сектор, наделять его соответствующими ресурсами, выделять гранты на поддержку и т.д. Если у нас будут сильные, юридически образованные, компетентные общественники, они смогут на равных общаться с госорганами, оппонировать им и вырабатывать правильные решения. Нам нужен предприниматель с активной жизненной позицией, наша задача - создать для этого условия.

Статистика.jpg

Статистика 2.jpg



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное