пришлите новость

История башкирских родов. Балыксы. Танып

16:00, 05 октября 2018

Стенограмма передачи «История башкирских родов» на радио «Эхо Москвы» в Уфе». Выпуск 6 от 14 июля 2017 года. Рода Балыксы и Танып.

История башкирских родов. Балыксы. Танып

Ведущий: Максим Курников (М.)

Эксперт: кандидат исторических наук Салават Хамидуллин, руководитель проекта «История башкирских родов» (С.)

М.: Здравствуйте, в эфире программа «История башкирских родов». У микрофона Максим Курников и директор АНО «ЦИИНБ Шежере», кандидат исторических наук Салават Хамидуллин.

С.: Здравствуйте!

М.: Я напомню, что в этой программе мы говорим о башкирских родах, где они живут, как они туда пришли, как они сами видели свою историю. Сегодня поговорим о двух родах, каких?

С.: Мы поговорим о двух близкородственных родах – Балыксы и Танып. Они живут на смежной территории: восток Аскинского района населяет род Балыксы, запад Аскинского района, весь Балтачевский район и значительную часть Татышлинского района населяет род Танып.

М.: Слово «балык» имеет отношение к названию рода Балыксы?

С.: Это большая загадка, над которой ломали голову многие поколения историков. Дело в том, что «балыксы» с современного башкирского языка переводится как «рыбак». Рода с похожими названиями – «балыкшы» или «балыкчи» – есть у киргизов, ряда алтайских народов, казахов. Но непонятно, существует ли между ними генетическая связь или это такая универсалия. Рыбаки везде рыбаки, логично, что в составе какого-то народа возник род с таким названием.

Это одно предположение. Есть и другая версия, которую изложил выдающийся башкирский этнограф Раиль Кузеев. «Балыксы» на тюркских языках это не только рыба, но и город. То есть это омоним. «Ҡала» (город) – это арабское слово. Но до того, как они стали мусульманами, не было слова «ҡала» или персидского слова «шахар» (шәһәр), а было древнетюркское «балык» (город). Если мы обратимся к древнетюркским орхоно-енисейским памятникам, там четко написано: «Тогу-балык», то есть город на реке Тогу. Или, например, Хан-балык – Ханский город (современный Пекин) и Беш-балык – Пятиградье (Синьцзян-Уйгурский автономный округ, сейчас Китай) и т. д.

Есть теория, что балыкчинцы – это жители неких городов Сырдарьинской области или Средней Азии, потому что в тюркских письменах мы встречаем, что балыкчи – это жители города.

М.: То есть у нас как минимум две теории: рыбаки или горожане.

С.: Эти две версии, гипотезы до сегодняшнего дня не получили подтверждения.

М.: Давайте поговорим о территории, на которой жил род Балыксы. Были ли там рыбные реки, чтобы понять, связано ли название с рыбой или нет.

С.: Но есть еще третья теория. В предыдущей передаче мы говорили о выдающихся представителях рода Иректы – Али Чукури и его сыне Арифуллахе (Гарифулле) Киикове, которые оставили исторические стихотворные шежере и несколько сочинений исторического характера, где излагается история их рода. По одной из генеалогий предком всех кара-табынских и иректинских башкир был Майкы-бей.

maiky.jpg

Майкы-бей

Майкы-бей – это историческая личность, был тысячником, служил у Чингиз-хана. Предки иректинцев, табынцев состояли на службе у Чингиз-хана. Когда он умер, передал своему сыну Джучи Майкы-бея, после смерти Джучи Майкы-бей служил у Бату-хана. Генеалогия сохранилась с того момента, когда от Майкы-бея идут линии и разветвляются. У одного из потомков Майкы-бея – Карагазиз-бея – был сын по имени Балыксы. В то время было распространено давать своим детям такие имена, так как люди еще находились под влиянием древнетюркской традиции. Человек мог иметь и два имени, когда прозвище закреплялось. Вот такие версии.

Но когда были протестированы балыкчинцы, ДНК-анализ показал, что они генетически не отличаются от соседних с ними таныпцев, иректинцев. Соответственно, иректинцы происходят от башкир-табынцев Зауралья и от центральных башкир-табынцев тоже ничем генетически не отличаются. Это означает одну предковую линию, в которую входят все перечисленные рода.

М.: Давайте вернемся к вопросу о реках, чтобы понять, имела ли рыба какое-то отношение к названию?

С.:

Вотчины балыкчинцев примыкали к реке Уфимке. Эта река всегда славилась рыбой. Также по их территории протекает река Тюй, которая начинается в Пермском крае, и река Сарс.

Балыкчинцы интересны тем, что они живут в лесном, полутаежном крае, они активные участники башкирских восстаний. Знаменитая балыкчинская деревня Сеянтус стала символом негуманного отношения офицеров карательных войск. Я имею в виду Алексея Ивановича Тевкелева, которого до крещения звали Кутлу-Мухаммед Тевкелев. Есть такое выражение «Сеянтусская трагедия». П. И. Рычков писал, что уничтожена целая деревня Сеянтус, более тысячи человек были загнаны Тевкелевым в амбар и сожжены. Около деревни Султанбеково в память об этих событиях в 90-е годы поставили монумент.

Переходя к роду Танып, скажу, что на территории Башкортостана есть две реки: Быстрый Танып и Гнилой Танып. Я думаю, что название этого рода происходит от этого гидронима. Как я уже говорил, генетически таныпцы представляют кластер табынцев, это те же табынцы, которые вслед за иректинцами в XV-XVI веках переселились из Зауралья на северо-запад современного Башкортостана.

М.: А мы можем как-то перевести это название?

С.: Оно никак не переводится, возможно, это какое-то угро-финское название. Этимологию найти сложно, пытались. Причем гидроним «Танып» есть не только на севере Башкирии: на юге течет небольшая одноименная река, а современная деревня Арсланово Мелеузовского района в древности также называлась Танып.

Этот топоним разбросан по всей Башкирии. Из чего следует вывод, что этот род так именовался не изначально, а получил название от гидронима. По сути, это группа табынцев, возможно с группой иректинцев, туда переселилась.

У рода Танып существует внутреннее разделение: есть собственно таныпцы, есть Кайпанская тюба, которая потом выделилась как отдельная Кайпанская волость, и Казанчинская тюба (деревня Казанчи, территория Аскинского района).

Эти тюбы, отделения, возникли по антропониму. Был такой человек Янзигит Кайпанов, по имени которого названа Кайпанская тюба. Группа близкородственных семей, которые живут на территории современного Татышлинского района. Что касается Казанчинской тюбы, думаю, что тоже был человек по имени Казанчи.

М.: Что известно о переговорах по вхождению этих двух родов в состав России?

С.: К сожалению, ничего об этом не знаем. Самый ранний документ датируется 1627 годом: «Били челом государю и царю великому князю Михаилу Федоровичу…Таныпской волости башкирцы Акбердейка и др.». То есть уже в то время Таныпская волость существовала и защищала свои вотчинные права. Присягали-то они раньше, но при каждой смене правителя в Москве они ездили заново подтверждать свои права.

М.: Кто прославил эти рода?

С.: Я уже говорил, что из иректинцев один из самых популярных певцов Татарстана Салават Фатхетдинов, а вот из рода Танып вышла татарстанская «Пугачева» Хания Фархи. В конце книги мы приводим данные по ее генеалогии до конца XVII века.

М.: Да, я вижу метрики на арабице. Все башкирские рода писали тогда на арабице?

С.: Нет. Башкиры перешли на латиницу только в 20-е годы XX века, при советской власти. Так вот.

Хания Фархи из деревни Салаевка Кайпанской тюбы. Бывший министр образования Альфис Гаязов – из деревни Казанчи, то есть он танып–казанчиец. Знаковых фигур много. Абубакир Усманов, известный историк советского времени, из деревни Имянево Балтачевского района. Его книгами о вхождении Башкирии в Российское государство и об участии башкир в Отечественной войне 1812 года все еще пользуются историки.

М.: Рода. Насколько равны они по численности, с какой численности начинается род?

С.: Мы уже говорили, что используем слово «род» по необходимости. Нет точного термина. С другой стороны, генетика показывает, что многие рода гомогенны. Поэтому подчас используется термин «клан», так как слово «род» отсылает нас к Моргану и его стадиальной теории развития общностей. Но это не то.

А по численности все башкирские рода-кланы сильно отличаются друг от друга. Например, представителей знаменитого рода Бикатин, без которого раньше не обходилось ни одно перечисление башкир, сейчас очень мало, потому что у них не осталось деревень. После атомной катастрофы на комбинате «Маяк» в Челябинской области в 50-е годы прошлого века их всех переселили, и они утеряли свои земли. Танып, Балыксы – средние по численности рода. Есть рода, оставшиеся всего в нескольких деревнях. Все по-разному.

М.: Хорошо. Спасибо! С нами был директор центра «Шежере», кандидат исторических наук Салават Хамидуллин. До свидания!

С.: До свидания!

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное