Экономика


Лилия Бадретдинова: «Аудитора не нужно бояться. На него надо смотреть как на врача»

9:49 17 Августа 2018 | 4745
Автор: Элиза САФАРОВА
Все материалы автора

Кто такой аудитор? Зачем и по каким вопросам к нему обращаться? Как обезопасить свой бизнес? Почему не нужно бояться аудиторских проверок, и как они могут помочь? Обо всем этом мы поговорили с генеральным директором ООО «Аудиторская консалтинговая компания «Финаудит и консалтинг»  Лилией Бадретдиновой.

Лилия Бадретдинова: «Аудитора не нужно бояться. На него надо смотреть как на врача»

ООО «Аудиторская консалтинговая компания «Финаудит и консалтинг» является правопреемником ООО «Финаудит и консалтинг», которое осуществляло свою деятельность на рынке аудиторских услуг с 2001 года. В процессе своей аудиторской деятельности компания трижды успешно проходила контрольные процедуры внешнего контроля качества на соответствие действующему законодательству, регулирующему аудиторскую деятельность в России, и  условиям членства в СРО. 


– Расскажите, какой вообще вы видите в целом ситуацию с бизнесом в России?

– Сегодня бизнесмену очень важно владеть информацией по экономическим и политическим вопросам. Налоговая служба по первому же подозрению арестовывает счета, блокирует операции, арестовывает самого предпринимателя. Я даже не говорю о каких-то ангажированных ситуациях, речь идет о штатной схеме работы ФНС! И по сложившейся практике им даже не нужно доказывать, что ты виноват: ты должен сам доказывать, что работал честно.

– То есть презумпция невиновности тут не работает?

– Презумпция невиновности налогоплательщика пока не отменена, но на практике законодатель существенно затруднил ее реализацию. 

С 19 августа 2017 года применяется новая статья 54.1 Налогового кодекса РФ, посвященная необоснованной налоговой выгоде. Ее положениями будут руководствоваться налоговые органы в рамках проверок. Это новая статья, которая говорит, что, если усматривается уход от налогообложения, налоговая служба имеет право предположить умысел и изложить свои доводы. После этого уже налогоплательщик должен доказывать свою добросовестность.

 – Без доказательств, просто на основе предположений?

– У них, конечно, могут быть какие-то свои доказательства и доводы, но если усматривается некая схема ухода от налогообложения, то да, даже по простому предположению.

– Неужели такая система оправдана?

– На самом деле, государство не зря всем этим занимается. Видимо, действительно было много нарушений в последнее время. Пытаются бороться с нарушениями вот таким образом.

– Как часто при аудиторских проверках обнаруживаются ошибки и упущения?

– Обнаруживаем часто, конечно. Мы уже 17 лет работаем на этом рынке и стараемся приносить пользу. Своевременно указываем на ошибки, которые могли бы привести к большим последствиям и нанести компании урон. Раз мы продолжаем работать и клиенты к нам все это время обращаются, значит, польза действительно есть и люди ее видят.

– Вот к вам приходит предприниматель и просит провести аудиторскую проверку у себя в организации. На какую сумму ему рассчитывать? Есть ли какие-то средние расценки?

– Расценки все договорные. Они зависят от объема работы и задач, которые предприниматель ставит перед аудитором. Есть обязательный аудит с конкретным техническим заданием. Его трудоемкость – не менее 300-400 часов работы аудиторской организации. Дальше уже все зависит от стоимости одного часа работы аудиторов. 

Клиент платит нам деньги за проведенную проверку. Мы даем советы, указываем на упущения в работе его организации. Получается, что в итоге клиент даже экономит, ведь ошибки исправлены и в будущем исключены.

– То есть лучше заплатить сейчас и перестраховаться, чем потом заплатить за ошибки втридорога.

– Да, конечно.

MG_2754.jpg

– Я знаю, что раньше в этой сфере остро стояла проблема демпинга среди аудиторских компаний. Насколько она сейчас актуальна?

– Да, демпинг действительно существовал. Сейчас аудиторы начали более цивилизованно работать. На рынке остались только те аудиторские компании, которые уже нашли свою нишу и сделали себе имя. И они понимают, что демпинг ни к чему хорошему не приводит. Нужно понимать, что у нас очень высокие требования к работе. С 1 января 2017 года мы работаем по международным стандартам аудита (МСА), хотя бухгалтерская отчетность в организациях ведется, как правило, не по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности – прим. ред.), а по российским стандартам.

Если стоимость обязательного аудита значительно ниже среднерыночной, значит, меньше времени будет потрачено на работу или будут привлечены специалисты с меньшим опытом. Как следствие, качество услуг окажется низким. Есть определенная трудоемкость, поэтому цены не могут сильно разниться.

 Клиент, конечно, может быть рад, что нашел, где дешевле, но лучше тогда вообще ничего не платить – последствия дороже обойдутся.

– Потому что, что-то да проскочит мимо аудитора?

– Да, будут какие-то упущения. Самое главное – определиться с объемом работы и вопросами, которые нужно рассмотреть. И, исходя из этого, обговорить с клиентом цену.

– С одной организацией работает один аудитор или группа специалистов?

– С компанией при аудиторской проверке всегда работает команда. У нас в штате, например, 15 сотрудников. В том числе одиннадцать аттестованных аудиторов. Остальные – помощники, ассистенты, юристы, которые им помогают и участвуют в общей работе.

– Клиент может сам выбрать себе аудитора, озвучив какие-то свои пожелания?

– Иногда такое бывает. Например, если компания с нами работает не первый год и уже нашла взаимопонимание с конкретным специалистом. Но у нас обязательна ротация в команде, работающей с организацией. Стараемся менять специалистов внутри команды. Бывает полезно ввести в рабочую группу нового специалиста, чтобы посмотреть на ситуацию свежим взглядом.

– Вообще в России, наверное, к разным проверкам внешних «ревизоров» относятся больше с опаской, нежели с доверием?

– Аудитора нужно с удовольствием принимать, потому что от него можно получить своевременную полезную информацию. Вся наша практика говорит, что компании только выигрывают от проведенного аудита.

Аудитора не нужно бояться. На него надо смотреть как на врача.Мы ведь не фискальный орган. Мы, наоборот, выражаем свое профессиональное и независимое мнение. Если предварительно обратиться к аудитору, по результатам проверки можно будет понять, как проверяющие органы оценят работу организации.

И организация имеет право исправить свои ошибки в бухгалтерском и налоговом учете. Аудитор может выдать заключение позже, уже после того как будут внесены все исправления. Мы сначала находим ошибки, делаем замечания, даем предварительный отчет. Договариваемся с клиентом о времени, которое понадобится на исправление всех замечаний, перепроверяем повторно и только после выдаем заключение.

– Многие аудиторские компании рекомендуют проводить проверку в два этапа. Для чего нужна такая разбивка на этапы?

– Если проводить проверку в два этапа, аудитор успевает изучить налоговые декларации за отчетные периоды – за полугодие, за девять месяцев, сравнить налоговую отчетность с данными бухгалтерского учета. После первого этапа составляется предварительный отчет, где аудитор фиксирует все выявленные замечания. Ко второму этапу клиент может исправить свои ошибки, на которые мы ему указали. И уже потом составляется годовая, итоговая сверка. Конечный отчет в таком случае будет более достоверным.

MG_2735.jpg

– Наверное, репутация для аудиторской компании – одно из самых главных составляющих успеха?

– Самое главное – это квалификация аудиторов. Без хороших сотрудников компания не сможет существовать, тем более – развиваться. Просто стены офиса никому не нужны.

У нас в компании обязательно ежегодное повышение квалификации специалистов. Работать у нас могут только люди с большим опытом работы. Мы ведь должны быть на голову выше главных бухгалтеров и наравне разговаривать с руководителями. Аудитор должен уметь анализировать и объяснять клиенту экономическую ситуацию – как и в целом в стране, так и внутри аудируемой организации. Мы должны отвечать за то, что делаем.

– Часто ли вообще аудиторы в России совершают ошибки? И есть ли какая-то ответственность за недобросовестную работу – дисквалификация, отстранение от работы?

– Случаи с грубыми ошибками и нарушениями аудиторов появились в последнее время в стране. Вот недавно в России даже был случай, когда специалиста исключили из саморегулируемой организации аудиторов. Суд выяснил, что в ходе работы аудитор советовал клиенту незаконные действия.

Если клиент видит, что аудитор совершает какие-то неправомерные действия или неквалифицированно работает, он может на него пожаловаться. Хотя, я считаю, что аттестованный аудитор по определению не может быть неквалифицированным. У каждого специалиста есть свои методы и способы проверки. Да, конечно, могут возникнуть споры и сомнения со стороны клиента, бывает и отсутствие взаимопонимания, но все-таки это редкие случаи.

– Куда клиент может пожаловаться? В какие контролирующие органы?

– Мы члены общественного профессионального объединения. Наша компания является членом Саморегулируемой организации (СРО) «Российский Союз аудиторов». Клиент всегда может обратиться в СРО, и будет назначена внеплановая проверка контроля качества. Плановые проверки сами по себе проходят раз в три года.  

Любая компания, выбирая аудитора, может проверить в реестре, к какой СРО аудитор относится.

– А если возникают просто разногласия и руководитель аудируемой организации не сможет найти общего языка с проверяющим?

– Если произошел какой-то конфликт в ходе работы, мы сразу это видим. Я, как руководитель компании, в любом случае всегда веду переговоры с клиентом, уточняю, какие у них возникают вопросы или пожелания. Все итоговые встречи с клиентами проходят со мной. 

Если даже  что-то пойдет не так, аудитора всегда можно поменять, но это случается очень редко.

 У нас непростая работа, и в команду подбираются только подготовленные люди, профессионалы, которые могут с ней справиться.

– Что значит «обязательный аудит» и кто его должен проходить?

– Обязательный аудит должны проводить акционерные общества и организации – если размер их годовой выручки равен более 400 млн рублей или есть активы на сумму более 60 млн рублей. Организации по решению акционеров (участников) объявляют тендер, либо на общем собрании принимается решение по выбору аудитора. При обязательном аудите подтверждается достоверность всей отчетности, учитываются все активы, обязательства и финансовый результат организации. Аудит проводится либо один раз в год, либо поэтапно.

Кроме обязательного есть еще инициативный аудит, даже при отсутствии обязательных критериев.

– С какими вопросами к вам чаще всего обращаются?

– Чаще всего клиенты хотят узнать, правильно ли ведется бухгалтерский учет. Такой внутренний контроль предусмотрен законодательством. Инициативную проверку проводят те предприниматели, которые хотят проанализировать свой финансовый результат, понять, все ли его бухгалтер правильно учитывает, например, по дебиторам-кредиторам, по основным средствам и налогообложению. Иногда компании просят проанализировать договоры и проконсультировать их по взаимоотношениям со своими клиентами.

Мы готовы ответить на вопросы бизнесменов, руководителей компаний, предприятий. Это могут быть и юридические вопросы, связанные с организацией или закрытием предприятия, вопросы по ЕГРЮЛ, по изменениям законодательства по налогообложению, оценка инвестиционных вложений. Если вам что-то непонятно, вы хотите получить рекомендации, разъяснения – присылайте свои вопросы в редакцию ProUfu.ru, и мы ответим каждому из вас.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте нас в


Новости партнеров


Загрузка...


Спецпроекты


Тесты




Газета BONUS


Карточки



Афиша




Газета BONUS



Опрос




Происшествия




Сексуальная пятница