ЛЕНТА НОВОСТЕЙ



Экономика



Башкирия откажется от федеральных дотаций: «Сокращение расходов приведет к сильной экономии на социальных нуждах»

13:11 22 Июня 2018 | 15829
Автор: Элиза САФАРОВА
Все материалы автора

Аналитическая служба «Реального времени» изучила данные по собранным в 2017 году с регионов налогам. По сравнению с «застойным» 2016 годом регионы собрали на 32% больше налогов – 9 трлн рублей.

Башкирия откажется от федеральных дотаций: «Сокращение расходов приведет к сильной экономии на социальных нуждах»
Фото: tvc.ru

Татарстан вновь в пятерке лучших налогоплательщиков

Уже который год лидером рейтинга по собираемости налогов является Ханты-Мансийский автономный округ. Причина – нефтегазовый сектор региона: на территории Югры работают работают такие гиганты, как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», НГК «Славнефть», ПАО «Газпром нефть». Нефтяные компании, таким образом, по-прежнему являются главными источниками пополнения государственного бюджета. 

На второй строчке – Москва. Столица сдала в казну 1,26 трлн рублей (+18,5%). Ямало-Ненецкий АО – на третьей строчке с 943,9 млрд рублей. 

46,7 % всех налогов и сборов (4,2 трлн рублей) приходится именно на эту тройку – ХМАО, Москва и Ямало-Ненецкий АО.

На четвертой строчке – Санкт-Петербург. Город собрал в прошлом году 621,5 млрд рублей. Лидерство Москвы и Санкт-Петербурга неудивительно – здесь самая высокая концентрация бизнеса. 

1894_oooo.plus.pngЛюдмила Родионова, завкафедрой «Финансы, денежное обращение и экономическая безопасность» УГАТУ:

– Значительная часть предприятий, в том числе малый бизнес, зарегистрированы либо в Москве, либо на Кипре («Уфанет») и пр. Где зарегистрированы, там и платят. Про наши заводы я не могу сказать: вывели их с Байконура или опять в какой-нибудь оффшор перевели. Причем значительная часть предприятий вынуждена была сбежать от конкретных действий наших чиновников.

Татарстан традиционно в первой пятерке: от региона в бюджет в прошлом году поступило 328,5 млрд рублей. Это на 43,2% больше, чем в 2016 году. 

Регионы-доноры из топ-5 налогоплательщиков, включая Татарстан, собрали 57,3% всех налогов и сборов России – более 5 трлн рублей

13-е место для Башкортостана

Татарстан (5-е место), Самарская область (8-е) и Оренбургская область (10-е) все еще удерживают свое лидерство по ПФО. Самара сдала 224,8 млрд рублей в бюджет (+40,4% по сравнению с 2016 годом), Оренбургская область – 194,4 млрд рублей.

Башкортостан расположился на 13-м месте, сдав в казну 170,3 млрд рублей (на 48,65% больше, чем  в 2016 году).

Нефтегазовый сектор является основополагающим для всей России. Не удивительно, что на шесть нефтегазовых регионов ПФО приходится 82% всех собранных в 2017 году налогов. Экономика Башкортостана также в большей степени зависит от ситуации на нефтяном рынке и завязана на добыче полезных ископаемых. Особенно это видно по собранным в 2016 году налогам, когда республика показала отрицательную динамику – минус 4%. Являясь республикой, богатой на месторождения нефти, мы значительно уступаем другим «сырьевым» регионам в рейтинге.

– Эти цифры не совсем верно отражают темпы роста в секторе топливно-энергетического комплекса, – считает политолог и общественный деятель Азамат Галин. – Но если эти данные верны, то ФНС и ФСБ надо их проверять: похоже, деньги уходят в тень. 

24072-6-stoimost_barrelya_neft_ru.jpg

Фото: liter.kz


«Дотационная игла» 

Сравнение регионов по собираемости налогов было бы неполным без учета средств, сливаемых в субъекты из госказны. Речь идет именно о дотациях на обеспечение бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

«Лучшие налогоплательщики», как и ожидалось, в деньгах из федерального бюджета не нуждаются. Что в 2017-м, что в 2018 году ХМАО, Москва и Московская область, ЯНАО, Санкт-Петербург, Татарстан, Самарская область дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности не получили. 


Справка. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – это безвозмездные и безвозвратные перечисления денег из федерального бюджета субъектам РФ без установления направлений и условий их использования. У таких дотаций нет целевого назначения: на что не хватает денег, на то регион и может их потратить. Это может быть и ремонт дорог, и строительство больниц.



Из всех регионов ПФО Башкортостан больше всего зависит от дотаций. В 2018 году республика получит 16,4 млрд рублей на бюджетное выравнивание, что на 4% больше, чем в прошлом году. Однако говорить, что все дотации – благо, не совсем правильно. Да, эти деньги идут в регион из федерального бюджета. Пришли деньги, казалось бы, что плохого? Радуйтесь.

Мы уже задавались вопросом: зачем республике дотации, если бюджет Башкортостана сегодня профицитный. Если в конце года остаются деньги (а это 11,5 млрд млрд рублей), зачем нужна помощь Москвы?

О том, как экономно республика закончила 2017 год, мы уже писали: чиновники урезали бюджетные расходы, которые должны были быть направлены на решение наших проблем.

Получается, бюджет республики мы бережем, но деньги из федеральной казны при этом просим.

В то же время премьер-министр Башкирии Рустэм Марданов заявил о планах вовсе избавиться от дотаций к 2020 году. Для этого дополнительно потребуется 17 млрд рублей. Видимо, Правительство Башкирии признало, что дотационные вливания говорят лишь о слабом финансовом управлении.

– Это серьезная задача, нам придется пересмотреть план доходного потенциала, по-новому взглянуть на программу сокращения бюджетных расходов, – подчеркнул премьер-министр.

Отказаться от федеральных вливаний правительство намерено за счет дополнительных доходов и сокращения расходов. Планируется провести полную инвентаризацию полномочий министерств и ведомств с целью выявления неэффективных или необоснованных трат.

201_oooo.plus.pngРустем Шайахметов, доцент УГНТУ, экономист:

–  Для меня собираемость налогов не является актуальной проблемой. Самое главное, чтобы в регионе работала экономика. Башкирия всегда была на хорошем счету по собираемости налогов, поэтому я спокойно к 13-й строчке отношусь.

По поводу отказа от дотаций к 2020 году: сокращение расходов коснется в первую очередь жителей республики. Это уже отражается. Посмотрите на падение рождаемости – мы в первых рядах. Или сравнить социальную поддержку с тем же Татарстаном. У нас на инфраструктуру тратится меньше, чем в Кабардино-Балкарии. А численность Кабардино-Балкарии в 10 раз меньше, чем у нас. 

По уровню бюджетной обеспеченности в ПФО мы на 9-м месте – обеспеченность региона у нас меньше, чем в других регионах. Есть некие стандарты, которые должны в регионе выполняться, а бюджет выделяет различные субсидии на соответствие этим стандартам.

Профицит у нас из-за сильной экономии на социальных нуждах. Экономят на лекарственном обеспечении граждан: сэкономили 254 млн рублей, а потом гордо говорят: «Мы добавим». А между тем тяжело больные люди, не получившие своевременно лекарства, умирают. Если, конечно, это не своеобразный способ снижения количества инвалидов ценой их жизни. Но это же недопустимо со стороны государства. Это плохо, и надо говорить об этом.

Регионы-должники лишатся права распоряжаться своими финансами

Региональные власти также будут требовать сокращения расходов от муниципальных администраций и точного выполнения «дорожных карт» по увеличению наполняемости районных бюджетов. В частности, муниципалитетам поставлены условия для дальнейшего получения субсидий: сокращение непрофильных расходов, увеличение доходов и мораторий на рост численности госаппарата. То есть Башкортостан решил ужесточить порядок получения субсидий муниципалитетами, требуя от них эффективного ведения бюджета.

По такому же пути, впрочем, идет и Минфин РФ. По рейтингу отчетливо видно, какие регионы являются проблемными и убыточными. 

Регионы-должники в скором времени вполне могут перейти под полное внешнее управление и лишиться права распоряжаться своим бюджетом самостоятельно.

Все траты должны будут согласовываться с Федеральным казначейством, если местная власть не сможет решить свои финансовые проблемы.

Так, в этом году внешнее управление впервые было введено в Хакасии и Костромской области. Причиной их больших долгов, по словам министра финансов Антона Силуанова, стало слабое управление финансами в регионе. 

Все собранные с доноров-реципиентов налоги съедаются поступающими дотациями. Башкирия уже давно перешла из доноров в реципиенты, а сумма дотаций только увеличивается. Ждет ли нас внешнее управление, если ситуация не изменится?

Дмитрий Котов, доктор экономических наук, профессор УГНТУ:

157_oooo.plus.png– Реализуются приоритетные проекты, и в их рамках в регионы спускаются деньги на решение насущных проблем. Какой регион больше проявляет активность в Москве, тому больше денег и выделяют. Эти средства идут на те же безопасные дороги, реформу ЖКХ и прочее. 

Что касается налоговых нагрузок, то мое мнение радикальное. Я бы больше средств оставлял в местных бюджетах для решения текущих задач местного значения. Чтобы у муниципалитетов были свои средства, чтобы было можно не обращаться к каким-то федеральным программам и решать те проблемы, с которыми людьми сталкиваются каждый день, те же дороги, например. 
 

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте нас в





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ


Загрузка...

СПЕЦПРОЕКТЫ


ТЕСТЫ




ГАЗЕТА BONUS



КАРТОЧКИ




АФИША





ГАЗЕТА BONUS


ОПРОС



ПРОИСШЕСТВИЯ




Загрузка...

СЕКСУАЛЬНАЯ ПЯТНИЦА