пришлите новость

«Пропускная способность изменится незначительно»: эксперт о новом законе о платных парковках в Башкирии

22:17, 29 октября 2020

Прошедшее 29 октября в Курултае обсуждение ситуации c общественным транспортом породило множество вопросов, в том числе о введении платных парковок. А вот ответов на них пока нет

«Пропускная способность изменится незначительно»: эксперт о новом законе о платных парковках в Башкирии

На прошедшем 29 октября в Уфе заседании Госсобрания РБ депутаты в третьем чтении проголосовали за закон, разрешающий взимать плату за стоянку автомобилей на улицах населенных пунктов. «За» проголосовали 86 депутатов из 102 присутствующих. В результате муниципалитеты получили право устанавливать плату за оставленный транспорт на улицах. Основная мотивация чиновников, протащивших закон, – улучшение транспортной ситуации в городах плюс получение в бюджет дополнительных средств. Эксперт ProUfu.ru, экономист Рустем Шайахметов проанализировал закон и поразмышлял, кому всё это может быть выгодно и на самом ли деле улучшится пропускная способность. А также рассмотрел другие транспортные идеи властей.

Что написано в законе об условиях платной парковки:

  • На утвержденной как платная зона территории плата будет взиматься в случае парковки свыше 20 минут.

  • На территории, прилегающей к объектам спорта, школам, детсадам, медучреждениям, органов власти, платной будет стоянка свыше 60 минут.

  • Плата будет взиматься в период с 7.00 до 21.00. Ночью стоянка бесплатная.

  • В выходные и нерабочие праздничные дни – плата не взимается.

  • Освобождены от платы инвалиды.

Платные зоны еще не определены, но ранее в Уфе рассматривалась территория, ограниченная улицами Айская, Революционная, Аксакова, Новомостовая.

О дополнительных доходах в бюджет

Согласно официальному финансово-экономическому обоснованию, расходы на реализацию закона составят 9,54 млн рублей, но о доходах в нем не сказано ни слова.

Получается, средства от владельцев транспорта, которые они будут отдавать за стоянку на улице, в бюджет поступать не будут?

Складывается впечатление, что существует некий выгодоприобретатель, который имеет хорошие лоббистские возможности – возможно, поэтому был так быстро был принят этот закон.

Об улучшении пропускной способности

Стоянка автотранспорта не запрещается, только теперь мы за нее будем платить, то есть автомобили так же будут стоять на улицах, но их будет меньше.

Представим такую ситуацию, что машин стало меньше в пять раз. Но от того, стояли автомобили каждые 6 метров или каждые 30 метров, пропускная способность улиц изменится незначительно. А вот количество машин в транспортном потоке вырастет, так как многие автовладельцы будут пытаться найти место, где можно поставить авто бесплатно. Ситуация во дворах на данных улицах также ухудшится, так как в первую очередь люди начнут ставить машины в них.

Расчетов, как изменится дорожно-транспортная ситуация, никто не проводил, но зато какая вера у чиновников в улучшение пропускной способности улиц!

Об удобстве живущих в «платном квадрате»

Закон дает возможность произвольно устанавливать размер платы за стоянку, места платных стоянок и даже регулировать льготы. Это как раз то, что является коррупциогенным фактором, что, согласно федеральному законодательству, является недопустимым. Но наших законодателей это не смутило.

При принятии закона некоторые ссылались на Москву, но забывали при этом сказать, что для жителей, проживающих на прилегающей территории, стоянка в Москве бесплатна. А в республиканском законе эти жители исключены из числа лиц, которые могут оставить свои автомобили бесплатно. Да, в период с 21.00 до 07.00 часов можно поставить автомобиль бесплатно.

А куда ставить свои авто местным жителям в другое время? Многие жители, проживающие в исторической части Уфы, вынуждены парковать машины на улицах, так как в их дворах нет возможности поставить машину.

Исключение такси и каршеринга из числа освобожденных от оплаты приведет к повышению стоимости их услуг. И потом: транспортные потоки Москвы и Уфы несопоставимы, а качество работы общественного транспорта в столице значительно лучше.

Ограничится ли все центром?

Предполагалось, что эти изменения принимаются прежде всего для введения платной зоны в центре Уфы, где наиболее сложная ситуация с парковкой в будние дни. Но по факту новый закон позволяет устанавливать зоны платных стоянок везде. Поэтому можно предположить, что очень скоро они появятся и в Черниковке, и в Зеленой роще, и в Сипайлово. Там, где можно вполне хорошо на этом заработать.

Зачем убирать частников?

Говоря о введении платы с автовладельцев, подразумевается, что все жители населенных пунктов дружно пересядут на общественный транспорт, что крайне сомнительно – в первую очередь из-за его плохого качества работы, что подтвердило обсуждение в Госсобрании.

Представитель Минтранса сообщил о закупке для ГУП «Башавтотранс» 723 автобусов, из них 425 для уфимской агломерации. По уточненным данным, на них из республиканского бюджета было выделено около 3 млрд рублей. Потрачены очень большие бюджетные деньги, но качество услуг не улучшилось.

В качестве достижения сообщили об уничтожении нелегальных перевозчиков, но, возможно, нужно было их интегрировать – ведь частные перевозчики оказывали востребованные услуги.

Не воровали, работали. Если бы им создали соответствующие условия, они бы стабильно работали и не надо было искать миллиарды рублей для закупки автобусов.

Почему в Москве транспортная реформа успешнее?

Основополагающей причиной неуспеха транспортной реформы видится сегодняшняя финансовая модель оказания услуг общественного транспорта – ее у нас необходимо в корне менять.

Существующая модель пассажирских перевозок, когда перевозчики напрямую получают деньги от пассажиров, сформировала ситуацию, когда автобусы в час пик устраивают гонки по маршруту, пытаясь первыми приехать на остановку, а когда пассажиропоток низкий, прекращают перевозку пассажиров.

В Москве используют другую финансовую модель: средства за перевозку пассажиров получает муниципальная структура, а перевозчикам город оплачивает осуществление движения общественного транспорта по определенным муниципалитетом маршрутам в соответствии с заключенными контрактами. При этом создается возможность оперативного реагирования на изменения транспортного спроса населения путем изменения маршрутов, создания новых, закрытия невостребованных.

Кроме того, в столице формируется заинтересованность перевозчиков в оказании качественных транспортных услуг, создается стабильный прогнозируемый рынок пассажирских перевозок. Когда транспортная компания, зная объем заказанных городом услуг, сможет планировать свой бизнес на пять и более лет вперед, в республике также установится благоприятный климат для инвестирования в закупку автотранспорта и развития инфраструктуры пассажирских перевозок.

В настоящее время все города-миллионники переходят на данную финансовую модель, а у нас в Башкирии реальной работы в этом направлении нет. Почему?

О трамвайных перевозках

Экономическая эффективность пассажирских перевозок зависит от стратегических решений. Например, развитие трамвайного сообщения в Уфе. Сеть, которая предлагается в генплане, будет явно убыточной. Предполагается строительство трамвайных линий в Затон, аэропорт, Дему, Нижегородку. Все это очень красиво, но стоимость строительства составит десятки миллиардов рублей, которые никогда не окупятся.

Кроме того, эти линии необходимо содержать, а за счет чего? По указанным направлениям объемы пассажиропотока не обеспечивают окупаемость. Почему не использовать автобусное сообщение, которое будет в данном случае дешевле и эффективней?

Нам говорят, что финансирование развития трамвайного сообщения будет происходить на концессионной основе, но кто будет погашать убытки трамвайных перевозок? Бюджет. Зачем мы заранее закладываем увеличение бюджетных ассигнований, планируя убыточность трамвайных перевозок? У нас так много свободных денег в бюджете?

Главная причина неэффективности пассажирских перевозок – это сложившаяся структура транспортного обслуживания населения. В Уфе, на проспекте Октября, по наиболее напряженной городской магистрали пассажирские перевозки осуществляются автобусами, а трамваи пустили по второстепенным маршрутам. В результате трамвай убыточен, а автобусы не справляются с перевозками, создавая на выделенных линиях автобусные пробки, мешая передвижению другому транспорту. И при этом, насколько известно, на проспекте Октября строительство трамвайных линий не предполагается.

Из-за неэффективных решений по трамвайному сообщению Управление электротранспорта Уфы убыточно, и бюджет обязан ему компенсировать убытки. Суммы исчисляются сотнями млн рублей. Может, пора менять принципы работы?

О городской электричке

Мы много говорим о проекте «Городская электричка» – а где результаты? Одни слова. Железнодорожный транспорт может перевозить в Уфе до 16 млн человек в год, а перевозит около 200 тысяч. Вследствие этого городская электричка крайне убыточна. Для изменения ситуации необходимо строительство транспортно-пересадочных узлов, создание системы «сетевой вокзал», наличие остановок городского общественного транспорта вблизи железнодорожных платформ, парковки.

Но конкретных мер по развитию железнодорожного транспорта не принимается. Подписываются соглашения с РЖД, в СМИ декларируются благие намерения, но где конкретные действия? Ежегодно республиканский бюджет субсидирует железнодорожные перевозки в размере 400 млн рублей, но где предложения по повышению эффективности железнодорожных перевозок? Их нет!

Итог

У нас много говорят о транспортной реформе, но пока она свелась лишь к закупкам автобусов для ГУП «Башавтотранс» – на это было потрачено около 3 млрд рублей из бюджета. Однако значительных улучшений в транспортном обслуживании мы не получили. К сожалению, столь востребованная мобильность жителей республики и качество транспортных услуг не обеспечены.

Действия министерства транспорта и дорожного хозяйства свелись к освоению бюджетных средств, без принятия должных мер по повышению экономической эффективности пассажирских перевозок. Получается, правительство не работает на устранение причин, а борется с последствиями. А в результате мы получаем миллиардные бюджетные траты на ликвидацию последствий неэффективного управления пассажирскими перевозками в республике.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное