Прислать новость

Арсен Нуриджанов: «Где деньги, Римма?»

10:31, 07 Февраля 2020

| c5934

Рамиль РАХМАТОВ

Не так давно Глава РБ Радий Хабиров раскритиковал деятельность Государственного комитета РБ по туризму, что вызвало большое удивление у наблюдателей, так как по сути данный комитет существует только на бумаге. Еще большее удивление у предпринимательского сообщества вызвала благосклонная реакция на доклад руководителя Госкомитета РБ по предпринимательству Риммы Бойцовой. Почему предприниматели не разделяют оптимизм Бойцовой и что нужно менять, мы поговорили с заместителем директора Фонда поддержки и развития малого предпринимательства РБ Арсеном Нуриджановым.

Арсен Нуриджанов: «Где деньги, Римма?»
Прослушать новость

Какое дитя у семи нянек?

Рамиль Рахматов (Р.Р.): - Добрый день, Арсен Эдвинович. У нас существует множество фондов, ведомств, общественных организаций, завязанных на предпринимательстве. Не то что обыватели, но и сами предприниматели не понимают, кто за что отвечает. Не получается ли, что у семи нянек дитя без глаза?

Арсен Нуриджанов (А.Н.): - Есть три группы организаций и учреждений. В первую входят государственные органы, в данном случае Госкомитет по предпринимательству (Госкомитет РБ) и Минэкономразвития РБ. Вторая группа – это инфраструктурные предприятия по поддержке предпринимательства. Именно по этой графе они проходят в отчетных документах Минэкономразвития РБ. Они могут быть как государственными, так и частными НКО. Например, это наш Фонд поддержки предпринимательства РБ (Фонд), или микрокредитное предприятие по поддержке предпринимателей. В конце прошлого года создали АНО «Агентство по поддержке предпринимательства РБ» (Агентство), которая является «дочкой» госкомитета. Таких инфраструктурных предприятий в Башкирии, включая Торгово-промышленную палату РБ, насчитывается 5-6. Третью группу составляют общественные организации: «Опора России», «Деловая Россия», Союз предпринимателей Уфы и многие другие.

Р.Р.: - Уточним, кто среди всех организаций ответственен за реализацию национальных проектов в сфере предпринимательства?

А.Н.: - Госкомитет РБ по предпринимательству и Минэкономразвития РБ, которое в статусе вице-премьера возглавляет Рустем Муратов. Он курирует весь экономический блок. Это обширная работа, включая инвестиции. Поэтому основным отраслевым ведомством, отвечающим за реализацию нацпроекта, является Госкомитет. Недаром в своем отчете госпожа Бойцова говорила о средствах, полученных в рамках нацпроекта. А все финансирование сферы поддержки предпринимательства идет по двум линиям: нацпроекту и республиканским программам.

Р.Р.: - В докладе Риммы Бойцовой прозвучала цифра про освоение 1,2 млрд рублей. К 1 сентября освоение средств по нацпроекту объединенным Госкомитетом РБ по предпринимательству и туризму было почти нулевым…

А.Н.: - Есть нацпроекты Владимира Путина, есть поставленные задачи, только вот деньги по ним приходят в регион чаще в последнем квартале. Вот и сейчас деньги пришли только в октябре. Во всяком случае, Минэконом РФ спустил их именно тогда. 851 млн был освоен с середины октября по 31 декабря.

 

Непрозрачная работа

Р.Р.: - Тем более, а как они успели правильно проглотить такие суммы? Торги, конкурсы, процедуры?

А.Н.: - Совершенно справедливый вопрос, который и вызывает критику госкомитета и агентства. Где все эти процедуры? Планируется мероприятие, объявляется открытый конкурс, выбираются лучшие из лучших, оно проводится, а потом идут отчеты и контроль расходования бюджетных средств. Но ничего этого нет. Я примерно знаю, куда ушли эти деньги. Но ни на одном профильном сайте вы не найдете информацию о конкурсах. Деньги пришли в Госкомитет, потом в Агентство. А как потрачены деньги дальше, мы уже не видим.

Р.Р.: - А зачем тогда Госкомитету РБ нужна «дочка» в лице Агентства?

А.Н.: - А это тоже хороший вопрос. Если деньги шли бы напрямую от Госкомитета РБ, то шли через ФЗ № 44, то есть открытые торги. А так можно деньги давать кому хочу и как хочу. Даже если представить, что в агентстве и комитете работают кристально чистые люди, то нынешний порядок вещей сам порождает искушение отдать подряды своим и получить откат.

Р.Р.: - А как должно быть?

А.Н.: - Раньше таким инфраструктурным предприятием был наш Фонд. Он был создан по указу Муртазы Рахимова еще в 1999 году. К этому привлекались 50 ведущих предпринимателей республики, которые вкладывали свои деньги, включая вашего покорного слугу. Это было в форме ГЧП, в него пришли бюджетные деньги, и он стал играть роль гарантийного фонда. Все средства, а это порядка 525 млн рублей, по состоянию на сентябрь 2019 года размещались по результатам конкурсов и под контролем Минфина РБ на депозитах в банках, и несли прибыль. Они также обеспечивали поручительство по кредитам, которые банки выдавали субъектам предпринимательства. Фонд был аккредитован в системе национального рейтинга Корпорацией МСП, а внутри фонда был Центр поддержки предпринимательства (ЦПП). Деньги для какого-то мероприятия путем конкурсов распределялись через него, в конкурсную комиссию входили представители Госкомитета РБ.

В январе этого года ЦПП перевели под крыло уже Агентства, хотя функции у него остались прежними. Во всяком случае, так должно быть. Но это никак не отменяет обязательство Агентства проводить конкурсы на своих сайтах. Но этого нет. Поэтому я не могу сказать, как расходуются средства на мероприятия и что это за мероприятия. Могу предполагать, это форум «Предприниматель года» в «Уфа-Арене», какие-то учебные мероприятия по линии Корпорации МСП. На тренинги последнего выделялся один миллион рублей. Что-то можно вспомнить и подсчитать. Только совсем неясно, куда ушла большая часть средств. На самом деле пунктов поддержки предпринимательства очень много. Они в свое время придумывались, обосновывались и утверждались в Минэкономразвития РФ. Там заявка рассматривалась, и деньги шли в республику.

Р.Р.: - Можно заявиться, получить деньги, но по ним же надо отчитаться потом. Одно дело − ваши слайды общего характера благосклонно проглотят на оперативке Правительства РБ, а совсем другое − как спросит Москва.

А.Н.: - В этом отчете Риммы Бойцовой непонятно куда уходили деньги. То ли это была популяризация, то ли обучение, то ли поддержка. Возьмем из доклада пункт об улучшении условий предпринимательской деятельности. Широко. Но где наименование программ и подпрограмм, где результаты, показатели? Суммы? Что получили в итоге? Вот, допустим, из 850 млн 300 млн вы потратили на улучшение. Где улучшения, какие госпрограммы предприняты?

Р.Р.: - Вы, по-моему, слишком деликатны. Сложно поверить, что они чисто могут за два месяца потратить 850 млн рублей.

А.Н.: - Потратить можно сколько угодно. Но есть вопросы кому их отдали, как отдали. Но главный вопрос: а каков эффект и результат? В кассовое исполнение я верю, а вот в эффект…

слайд МСП.png

К примеру, берем слайд о расширении доступности финансовой поддержки. Смотрим участников. Что значит «расширение»? Дорога к банку стала не два, а четыре метра? Может двери стали шире? В чем доступ то? При чем тут вы и деньги? Я не видел нигде по СМИ, ТВ или на баннерах в городе приглашение предпринимателей в центры микрокредитования, банк МСП или лизинговые компании. Нет ни одной передачи по популяризации деятельности.

 

Фонд или Агентство?

На другом слайде мы видим, что Агентство сделало 33 гарантийных договора. К сентябрю наш Фонд сделал 26 договоров, в итоге и мы бы выполнили все 33, если бы у нас не забрали деньги. Но в Фонде была многоуровневая система контроля: учредители, попечительский совет, исполнительный орган, Минфин РБ. Минимум три согласования. А в Агентстве ничего такого нет. У нас уже был такой опыт в 2013 году, когда решения принимались в Белом доме. В итоге пропали 300 млн рублей. Эту «дырку» за счет процентов с депозитов мы закрыли не так давно.

Будьте внимательны, к сентябрю у нас было в гарантийном фонде 525 млн рублей. Бойцова говорит, что докапитализировали еще на 50 млн рублей. Но по ее слайдам гарантийный фонд составляет 562 млн, 13 млн потеряли по дороге.

Фонд был держателем гарантийных средств по жестким условиям. В случае нецелевого использования, он должен был вернуть их в бюджет. Когда все ушло в Агентство, то у Фонда остались обязательства перед третьими лицами. Вот эти 13 млн не украдены, а ушли на срочные дырки. Фактически гарантийный фонд их потерял. Кстати, все решения по переводу средств далеки в правовом смысле от совершенства.    

Р.Р.: - Ваши оппоненты могут сказать, что деньги из Фонда ушли в Агентство, Нуриджанов потерял кормушку, поэтому разоряется.

А.Н.: - Два года назад по просьбе учредителей я пришел в Фонд. Я занимаюсь обучением, вел тему дебиторской задолженности, которую с 7,5 млн уменьшил за два года до 1 млн рублей. К гарантийному фонду отношения никакого не имею, денег с него не получал. Тут вопрос принципа – в Фонде все было прозрачно, а в Агентстве мы этого не видим. Но дело не только в этом. По нашим договорам и по здравому смыслу, если принято решение перевести гарантийный фонд, то должно быть следующим образом. Фонд возвращает бюджетные целевые деньги Минфину, а тот передает их в Агентство. Но был составлен «кривой» договор, что Фонд передает целевым образом гарантийные средства в Агентство. Оба являются НКО, получен доход. Значит, в доход государства должны уйти налоги. Но не ушли. Как на это смотрят налоговые органы, прокуратура, следком? Здесь, по-моему, имеет место быть нарушение бюджетного кодекса и нецелевого использования бюджетных средств.

 

Нацпроект проваливается

Р.Р.: - Вернемся к теме освоения средств, где эффект от деятельности Госкомитета РБ по предпринимательству?

А.Н.: - Предприниматели с удивлением наблюдали как все прошедшее время деньги по нацпроекту уходили на фейерверки. Масса мероприятий, может быть хорошо написана на бумаге, выглядит красиво. Но сделано многое было впопыхах, непрофессионалами. Вот в «Уфа-Арене» или Конгресс-холле выступали интересные спикеры, темы, оформление. Но публика совершенно не та, а в своей массе из студентов, школьников, предпенсионеров. Понимаю, что популяризация нужна, но где основная аудитория? Здесь была очень специфическая и нужная информация для действующих предпринимателей. Не было предпринимателей из районов. Да, Бойцова говорит, что 50% предпринимателей в Уфе. Ну и что? Это плохо. Тем более надо было организовать автобусы от администраций районов, подвоз людей со всех уголков Башкирии. Уфимские бизнесмены и так все знают. А людям в районах надо помогать.

Р.Р.: - Постойте, у нас же есть бизнес-шерифы в районах, это их работа.

А.Н.: - Когда сама Римма Юрьевна говорит, что треть из них переназначена, то мы понимаем, что чиновники не имеют никакого опыта предпринимательства. Это вопрос всей системы. Во-вторых, если такой шериф не имеет двойного подчинения, не только главе района, а еще и Госкомитету РБ или Минэконом РБ, то глава для него является царем и богом.

Р.Р.: - У нас всегда республика славилась умением организовать мероприятия. Со смыслом всегда по-разному, а вот организацией славились. Неужели это теряем?

А.Н.: - Меня всегда восхищало как это делал Андрей Назаров в Сибае. Так и надо. Есть Нефтекамск, Стерлитамак. Исполнители должны быть выбраны правильно, а не абы кто без конкурса… В основе предпринимательской деятельности лежит конкуренция. Но ее видно в Госкомитете РБ. Она должна быть в реализации нацпроекта в сфере предпринимательства. То есть, надо выводить мероприятия за рамки Уфы. Второе, конкуренция исполнителей. Это хорошо, что Бойцова внедряет опыт, наработанный в Москве и Петербурге. Но давайте все эти IT-кластеры и коворкинги выводить в районы. Это не требует салютов или сложной работы. Это требует системной работы и системных людей на земле, а не красивого пиара.

А ведь пока не было ни одной встречи предпринимателей с Главой РБ, где бы они могли сказать, что им нужно.

Р.Р.: - А Бойцова сама такие встречи провела?

А.Н.: - Она отчиталась, что провела такие встречи со школьниками. А со студентами, безработными, бывшими военными? Одно дело, когда про предпринимательство рассказывает чиновник, другое дело, когда социуму рассказывает о бизнесе сам успешный предприниматель. Но этого нет. РБК что-то пытается сделать, но нет передач на БСТ, колонок в газетах или радио. Даже газета «Предприниматель Башкортостана» перестала выпускаться.

Р.Р.: Цифры в докладе Риммы Бойцовой и реальность. Доходная часть бюджета республики ненамного, но сократилась. Член СПЧ и предприниматель Азамат Галин на основе данных налоговых органов говорит, что количество реально работающих предпринимателей сократилось. В какие цифры верить?

А.Н.: - Я бы вообще исходил из трех основных показателей нацпроекта: численности субъектов МСП, количества рабочих мест в субъектах МСП и увеличения валового регионального продукта от них. Именно их мы должны увеличить на 30% до 2024 года. А у нас по итогам года снижение по всем показателям. Ни одна из целей нацпроекта не достигнута за года, а провалена.

Р.Р.: - Человеческий фактор. При отставке из МЗИО РБ Гульшат Арслановой поговаривали, что она не смогла найти общий язык с коллегами. В свое время большая часть состава Госкомитета РБ по предпринимательству и туризму уволилось. Они говорили о неадекватном поведении руководителя – мат и прочее.

А.Н.: - Я не хочу комментировать слухи. Но это не то, о чем говорю я, или тот же Азамат Галин. Наша речь о том, что складывается едва ли не критическая ситуация. Нам не нужно опускаться на этот уровень. Есть реальная картина. Это невыполнение нацпроекта, очковтирательный доклад, попытка обмануть Радия Хабирова. Он старается сделать республику лучше, а его банально обманывают.

Р.Р.: Не так давно руководитель Администрации Главы РБ Александр Сидякин проводил какие-то мероприятия в Белом доме по бизнесу, инвестициям, какие-то сессии. Теперь все это на Римме Бойцовой, которую, кстати, называют креатурой Сидякина?

А.Н.: - Не знаю, кто там чья креатура! Но забота о малом и среднем бизнесе – это работа, на мой взгляд, прежде всего правительства. Там Назаров, Муратов. Они знают, что нужно бизнесу. Сами пришли из бизнеса. Надо дать им все необходимые полномочия и, как говорится, «Алга»!  

 

 


  • Круглосуточная горячая линия Минздрава РБ +7 (347) 286-58-27, +7 (347) 279-91-20 (По вопросам информации о коронавирусной инфекции, возвращение из стран с неблагополучной эпидобстановкой, больничным)
  • Горячая линия администрации Уфы +7 (800) 250-56-04 (по вопросам коронавирусной инфекции)
  • Круглосуточная горячая линия ОНФ для помощи пожилым и маломобильным гражданам +7 (800) 200-34-11 (оказание помощи с покупкой и доставкой продуктов, лекарств и предметов первой необходимости)
  • Горячая линия Госкомитета по туризму РБ +7 (800) 505-94-56 будни: 10.00 – 20.00 ; выходные: 11.00 – 18.00 (По вопросам отмены туров, возврата билетов, возвращению из-за границы)
  • Горячая линия Министерства образования РБ +7 (347) 292-11-52 будни: 09.00 – 18.00 (по вопросам дистанционного обучения, переноса ЕГЭ, продления каникул и т.д.)

ПОДЕЛИТЬСЯ


Загрузка