пришлите новость

Кому власти Башкирии ставят турникет?

18:18, 17 апреля 2019

Одной из самых громких тем прошлых недель стало обсуждение перспектив введения или отказа использования турникетов для входа в общественный транспорт в Уфе. Но на самом деле тема представляется намного шире, и в ее корне – не просто удобство пассажиров, но и большие деньги.

Кому власти Башкирии ставят турникет?

Именно поэтому, видимо, какие-то реформы в данной сфере вызывают горячие споры и постоянно пробуксовывают.

 

Акт первый

Простой уфимский пассажир, наверное, и не подозревал, какие нововведения готовит ему Госкомтранс РБ, но втихую продвинуть идею турникетов Тимуру Мухаметьянову не дала тревога, поднятая в соцсетях. Блогеры Станислав Сарыгин и Кабзон успели поднять шум, что введение системы турникетов – это не просто абстрактное зло и неудобство, а решение прошлого века. Чуть ранее об этом заявили эксперты отрасли на пресс-завтраке уфимского «Коммерсанта». Тимур Мухаметьянов стойко отвечал, что некая система себя хорошо показала в Подмосковье. За всей этой в целом интересной и аргументированной дискуссией очень неясно проскальзывал денежный интерес, с точки зрения которого очень легко объяснить попытку введения системы турникетов.

Выдержав паузу, свое слово по теме сказал аккаунт врио Главы РБ. Радий Хабиров объявил, что введение системы турникетов пока приостановлено, а блогеры будет приглашены на «транспортный час». Это стало настоящим шоком для руководства республиканского Госкомтранса, которое уже подготовило и подписало большую часть бумаг. Забеспокоился и сам Тимур Мухаметьянов. Первая часть спектакля была завершена.

А вот пауза между актами затянулась. Государственные СМИ бросились говорить о мудрости врио Главы РБ, слегка попинывая председателя Госкомтранса РБ. Господин Мухаметьянов предпочел не общаться с журналистами. Но потом анонсированный транспортный час с блогерами был перенесен. Председатель транспортного ведомства почти не получил «дежурных тумаков» на оперативке в понедельник, а тема ушла на второй план.

Однако раз уж вокруг нее разыгрывается такая драма, то тема пассажирских перевозок явно заслуживает пристального внимания и некоего анализа.

 

Неудобства

Чем неудобна система турникетов в пассажирском транспорте, вполне очевидно:

  • Задержка людей при входе и выходе из-за ограниченной пропускной способности;

  • Поломки самих турникетов;

  • Необходимость создания точек продаж проездных карт или билетов;

  • Неудобство для гостей города и людей, пользующихся транспортом изредка;

  • Необходимость реконструкции и расширения остановочных комплексов;

  • Создание дополнительной барьерной среды для людей с ограниченными возможностями;

  • Даже неспециалисту вполне очевидно, что все это стоит немалых денег. Будут постоянно требоваться средства для устранения или минимизации этих «родовых травм».

К слову, один турникет стоит от 60 до 80 тыс. рублей. Прибавьте сюда монтаж и пусконаладку. Для автобуса НефАЗ таких турникетов потребуется три. Итого стоимость оборудования турникетами одного автобуса и их запуска может достигнуть порядка 300 тыс. рублей. Умножьте эту цифру на весь автопарк государственного перевозчика и получите цифру в сотни миллионов рублей из бюджета республики только на «железо». А о том, как наш Госкомтранс РБ при Тимуре Мухаметьянове увлекается закупками различного софта, «интеллектуальными» системами управления и безопасности, автоматизированными системами, можно смело писать целый ряд отдельных статей. Для этого будет вполне достаточно изучить сайт госзакупок.
В общем, все это очень дорого и неудобно.

 

Процессинг

Еще раз повторим: турникеты или кондукторы – это не только про удобство, но и про деньги. Исключение человеческого фактора, возможность безналичной оплаты, удобство и быстрота обеспечиваются соответствующим оборудованием и программным обеспечением. Упрощенно это может выглядеть следующим образом:

Пассажир при входе прикладывает карту (в идеале – это социальная или банковская карта, смартфон) или одноразовый билет и  оплачивает таким образом проезд. Госкомтранс РБ предлагал нам разрешать проход в автобус через турникет после такой оплаты. Система, получив оплату через специальный аппарат, фиксирует проезд, количество пассажиров и пики потока. Соответственно, можно регулировать частоту движения транспорта. Нет никаких туманных потоков денег за проезд: все фиксируется и облагается налогами.

Все, кроме участия в процессе турникетов, выглядит вроде бы правильно и логично. Но именно в этом процессе скрывается интерес наших чиновников.

 

Кому стричь овец?

На обсуждение широкой общественности планы Госкомтранса РБ не выносились. При этом за закрытыми дверями прошло не одно совещание. Изначально предполагалась, что новая система будет заточена на определенных подрядчиков. Еще 26 февраля Радий Хабиров сам поручил Тимуру Мухаметьянову обеспечить реализацию проекта по внедрению единой системы оплаты проезда и внедрению единой транспортной карты при инвестиционной и технологической поддержке федерального игрока, который известен своими проектами в Подмосковье. 

Тяга команды врио Главы РБ ко всему подмосковному уже начинает вызывать раздражение.

Вернемся к первому акту представления. Затянувшаяся пауза говорит нам, что власти будут продолжать гнуть свою линию. Общественности бросили кость в виде отказа от турникетов, а вот в остальном все остается по-прежнему. Однако это не значит, что даже без турникетов подмосковная автоматизированная система оплаты проезда для Уфы – лучшее решение. Мы здесь не претендуем на экспертный анализ, а говорим лишь о том, что лежит на поверхности.

Турникеты – это только повод к введению на рынок общественного транспорта республики нового крупного актора, это как бы солидный бонус к главному блюду. Только при внедрении такого решения следует хорошенько понять несколько важных обстоятельств: софт и оборудование будет принадлежать не нам, и процессинг тоже будет осуществляться не здесь.

Справка. Процессинговый центр – юридическое лицо, имеющее имущественные права на программно-аппаратный комплекс Системы. Процессинговый центр обеспечивает информационное и технологическое взаимодействие между Участниками Системы путем интеграции с ними через автоматизированные рабочие места, в том числе за вознаграждение оказывает Расчетному центру процессинговые услуги по сбору, обработке и передаче информации о переводах между участниками расчетов в рамках Системы.

Проще говоря, при заходе в Башкирию нового оператора такой системы процессинговый центр будет находиться в Москве или в любом другом городе, но только не в Уфе, как сейчас. Это означает, что обслуживание и поддержка системы всегда будут оттуда и всегда будут требовать средств.   

В итоге:

Кто предоставляет отчетность? Подмосковная система

Кто формирует отчетность? Подмосковная система

Кто держатель данных? Подмосковная система      

Есть еще один немаловажный аспект: введение новой системы будет означать, что республика в предыдущие годы выкинула миллионы рублей впустую. Поясним. Мы часто вспоминаем то время, когда существовало Министерство связи, СМИ и информационной политики РБ. Будучи министром, Борис Мелкоедов, который прекрасно влился в команду Радия Хабирова, с энтузиазмом представлял различные IT-проекты Рустэму Хамитову. Министр показывал увлекательные слайды, а огромные суммы на протяжении нескольких лет вбухивались, например, в Единую социальную карту жителя Башкортостана. Она должна была стать универсальным объединяющим инструментом. Реорганизация министерства показала, что многие проекты были прожектами, а про единую карту все подзабыли, хотя в случае с ней большую часть работ удалось реализовать. Сегодня эта карта вполне могла бы стать эффективным инструментом реформы общественного транспорта. В этом случае можно будет сказать, что потраченные ранее средства не ушли в пустоту. Кроме того, наши карты – это не просто обезличенный проездной документ, как его подмосковный аналог, а персонифицированный комплексный инструмент, по которому можно видеть льготы.

То есть наша карта – это:

  • Компетенции в Уфе;
  • Сервера и данные в Уфе;
  • Льготные карты с фотографиями (то есть можно не носить с собой удостоверение);
  • Все данные министерства и ведомства идут от БРСК;
  • Программный продукт принадлежит БРСК.

Подводя некий общий итог нашего обзора, мы задаемся вопросом, а так уж ли бескорыстен интерес наших чиновников по продвижению подмосковного продукта? Напомним, Тимур Мухаметьянов только год назад появился в Уфе. И приехал он именно из Москвы. Мы отметили для себя еще два важных момента. Что при Рустэме Хамитове, что при Радии Хабирове господин Мухаметьянов не показал никаких видимых успехов. Все в том же пике «Башкиравтодор» и «Башавтотранс». Председатель Госкомтранса РБ уже превратился в получателя «дежурных плюшек» на оперативках правительства. В целом он парень-то неплохой, но у него мало что получается. Вторая тема закупок по линии Госкомтранса и роли в них председателя ведомства станут предметом наших отдельных публикаций. А пока ждем продолжения увлекательного представления.

 

 

 

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное