Подкаст: кому и за что
в Башкирии раздают ордена



Экономика


Зачем банки навязывают нам биометрию?

16:50 05 Марта 2019 | 2698
Автор: Лиана ЦЫГАНОВА
Все материалы автора

Плюсы и минусы нововведений Сбербанка.

Зачем банки навязывают нам биометрию?
Фото: алекскруг.рф

Новость о том, что Сбербанк собирается  отменять пластиковые карты и планирует внедрить новые  методы идентификации клиентов, используя их биометрические данные, впервые появилась в СМИ еще три года назад. А вот  планомерный сбор биометрии клиентов начался в  июле прошлого года. По данным Центробанка к концу 2018 года в общий процесс удалось вовлечь около 20% отделений банков  в различных регионах страны. К концу же нынешнего года планируется полностью перейти на новую систему.

Однако ее суть до сих пор непонятна подавляющему большинству населения. Более того, люди обеспокоены, а не  произойдет ли утечка информации  и где гарантия, что их данными не воспользуются  мошенники в сомнительных аферах? Так насколько же защищены клиенты от посягательств извне, и какие плюсы им стоит ждать от нововведения? Эти и другие вопросы мы адресовали пресс-службе Сбербанка. И частично получили на них ответы. А недостающую информацию, интересную для читателей, дополнили из интернет-источников.

сбербанк2.jpg

                                             Фото: newspad.msk.ru

- Итак, что же такое  биометрические данные?

- Это 3D-портрет человека, его голос, рисунок вен ладони и радужная оболочка глаза. После того, как клиент дает согласие на  обработку индивидуальных данных, они  передаются в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) и параллельно в  Единую биометрическую систему (ЕБС).

На каждого человека заводится «карточка» с изображением лица и голосовым слепком. В дальнейшем человек может идентифицировать свой голос или лицо с помощью компьютера, планшета или сотового телефона, и это позволит ему стать  клиентом любого банка, даже не посещая офис.

ЕБС состыкуют с ЕСИА, которая действует в рамках закона о госуслугах. Через ЕСИА  банки смогут подтверждать личность человека, то есть автоматически будет всплывать информация о фамилии, имени, отчестве клиента, дате его рождения. Обязательно появится ссылка на пол, СНИЛС, номер мобильного телефона. В результате клиент, сдавший свою биометрию, тут же зарегистрируется  и на портале госуслуг.

- Для чего   нужна биометрия?

- Чтобы упростить дистанционную работу с людьми, так как голос и лицо человека позволяют опознать его с точностью до 99,9%. Центробанк с помощью этой системы дает банкам  возможность на расстоянии идентифицировать как старых, так и новых клиентов. А россияне в свою очередь имеют право выполнять различные действия, вообще не предъявляя никаких документов. Система удаленной идентификации позволяет людям на расстоянии получать не только банковские, но еще и государственные, медицинские и прочие  услуги.

Кстати, биометрия заметно упрощает работу сервисов, настроенных на идентификацию личности. К примеру, в аэропортах некоторых стран пассажиры уже не теряют драгоценное время в длинных очередях. Они просто подносят палец к  специальному терминалу, и паспортный контроль пройден.

Комплекс биометрических данных  избавляет сотрудников  банков от рутинной работы и заметно экономит время клиентов, которые решают многие вопросы, даже не заглядывая в офис. К примеру, при потере карты человеку вполне достаточно просто позвонить, представиться и рассказать о своей  проблеме,  и клиент получит помощь, не предъявляя документов. 

голос.jpg

                                           Фото: art.mirtesen.ru

Настоящей палочкой-выручалочкой станет биометрия  для маломобильных граждан и инвалидов, которым довольно сложно добираться до  офисов банка.

-Биометрические данные собирает только Сбербанк?

- Нет, этим занимаются все крупные банки. Просто у Сбербанка  самая большая клиентская база, и он начал собирать данные позже остальных. Сейчас биометрическим сбором заняты  уже более 150 банков.

- Расскажите о механизме сбора данных?

- Человек заходит в кабинку и произносит  обычным голосом несколько цифр. Затем оставляет отпечатки пальцев, а специальная камера делает 3D-модель его лица. И на все это уйдет буквально несколько минут. 

- Может  ли человек отказаться от предложенной процедуры?

- Конечно, это его право. Правда, в условиях банковского обслуживания есть уточнение, что клиенту могут отказать в услугах, если он не идентифицирован. В результате затормозится работа со счетами, вкладами, ОМС клиента и мобильным банком. К слову, согласие на использование данных дается на 50 лет. Но человек его может отозвать, для этого надо лишь прийти в банк и написать заявление.

- Кто еще помимо банков  сможет воспользоваться базой данных?

-МВД и ФСБ. И, кстати, по запросу правоохранительных органов система сможет обработать биометрию клиента, даже в том случае, если он отзовет свое согласие. Соответственно граждане, которые живут честно и не нарушают законы, могут ни о чем не беспокоиться


банкЛадони.jpg

- Где гарантия, что данные не попадут к мошенникам?

- Защита у единой базы мощная. И в случае утечки мошенники не смогут восстановить данные по голосу или отпечаткам пальцев клиента. А к концу нынешнего года данные клиентов будут защищены уже на уровне гостайны.

- Для того, чтобы оставить свои голосовые данные нужно обязательно посетить офис?

- Нет. Записать тип голоса можно из дома. Для этого нужно позвонить  в колл-центр и набрать в голосовом меню IVR. Все  данные будут храниться в «Единой биометрической системе», оператором которой является «Ростелеком». Но для полного комплекта данных клиенту все равно придется посетить банк. Список офисов, где уже имеется необходимое оборудование, опубликован на сайте Сбербанка.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

Иван Беров, директор по цифровой идентичности «Ростелекома»:

беров.jpeg

                                        Фото: ruzru.ru

 -Единая биометрическая система обеспечивает  всем россиянам доступ к финансовым услугам. Но что особенно важно -   маломобильным гражданам и тем, кто проживает в труднодоступных местах. Сбербанк имеет масштабную сеть по всей стране, поэтому сбор биометрических данных заметно сэкономит время людей и деньги на дорогу до банка. Наши клиенты смогут получать разнообразные услуги в любое удобное для них время.

Светлана Кирсанова, заместитель Председателя Правления Сбербанка, руководитель блока «Розничный бизнес»:

кирсанова.jpg

                                                      Фото: news.ru

- К концу  прошлого года необходимым оборудованием для сбора биометрических данных были оснащены  более 2700 отделений Сбербанка, это около  20% от общего числа наших офисов. Полагаем, что внедрение новых технологий заметно облегчит жизнь россиян и позволит им   пользоваться различными банковскими услугами дистанционно, не посещая офисы.  


 



ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER


Новости партнеров



Рекомендуемое



Спецпроекты


Тесты




Карточки



Афиша







Опрос



Происшествия



Загрузка...