-15°C
Курс ЦБ РФ

$1 = 74.43

€1 = 88.93

Новый генплан Уфы: пример градостроительного волюнтаризма с коррупционной составляющей?

13:24, 14 февраля 2021

| c11983

Часто можно услышать, что генплан – это матрица возможностей, так как «невозможно все запланировать». Однако эксперт ProUfu Рустем Шайахметов считает, что такое утверждение – лишь слабое оправдание плохого качества градостроительного планирования.

Новый генплан Уфы: пример градостроительного волюнтаризма с коррупционной составляющей?

Согласен, нельзя все запланировать, но разработчики нового генплана Уфы пошли простым путем, начав планировать от достигнутого. То есть сейчас по данным Башкортостанстата в Уфе проживает 1 млн 140 тысяч, в 2040 году по прогнозам разработчиков генплана будет проживать 1 млн 250 тысяч человек.

Насколько оправдан их прогноз?


Почему игнорируется падение рождаемости?

По экспертным оценкам, в настоящее время в Уфе уже проживает около 1 млн 200 тысяч человек. Дело в том, что сведения статистики основываются на данных миграционной службы. Но часть проживающих в Уфе не снялись с регистрационного учета на предыдущем месте жительства. Поэтому существует расхождение между реальностью и данными статистики. В основном это касается бывших жителей сельских территорий Башкирии.

Разработчики проигнорировали происходящие демографические процессы в Уфе. Мы вошли в период падения рождаемости. В 2030 году женщин в активном репродуктивном возрасте будет на 30% меньше, чем в 2020. Даже если будут приниматься активные меры по повышению рождаемости, количество новорожденных будет уменьшаться. Сейчас в Уфе проживает 197,9 тысяч женщин в возрасте 20-39 лет и 134,4 тысячи в возрасте до 20 лет.

С учетом миграции можно рассчитывать, что в 2040 году женщин в возрасте от 20-39 лет при благоприятных условиях будет 150 тысяч. Вследствие этого естественная убыль в период с 2020-2040 гг. может достигать 5-6 тысяч в год.

Это подтверждается и существующими цифрами. По данным Башкортостанстата, естественная убыль в Уфе за январь-ноябрь 2020 года составила 2899 человек. Миграционный прирост населения Уфы за указанный период составил 883 человека. Убыль населения в 2020 году – свыше двух тысяч человек.

Если мы исследуем миграционные потоки, то обнаружим, что миграционный приток населения Уфы обеспечивают сельские территории Башкирии, перекрывая отток населения в Москву, Санкт-Петербург, в другие более успешные регионы. Но миграционный потенциал сельских территорий Башкирии исчерпывается, и с 2025-2030 годов они уже не смогут перекрывать отток населения.

Поэтому численность населения Уфы в 2040 году будет от 1 млн 100 тысяч до 1 млн 150 тысяч человек. Исходя из этого необходимо определять схему расселения и городскую инфраструктуру. В генплане предполагается строительство школ на 117 тысяч учащихся, детсадов на 36 тысяч детей. Сейчас в Уфе проживает 208 тысяч детей в возрасте с 2 до 18 лет, а в 2040 году их будет не более 140 тысяч, а предлагают построить школ и детсадов вместимостью на 153 тысячи мест. А если мы еще добавим существующие детсады (64 тысячи воспитанников) и школы (113 тысяч учащихся), то дети будут ходить в полупустые детсады и школы. И таких ляпов – громадьё. Такое ощущение, что разработчиков генплана плохо учили арифметике. 

Транспорт: нас ожидают глобальные пробки

Приоритетами транспортного развития разработчики генплана видят усиленное строительство дорог за пределами Уфимского полуострова, получаются красивые картинки. Разработчики генплана предлагают направить основное бюджетное финансирование на развитие транспортного каркаса, решающего второстепенные задачи города.

Исходя из утвержденных планов застройки, численность жителей Дёмы увеличится с 81 тысячи до 150-160 тысяч человек, рост населения Затона увеличится до 70-80 тысяч. Произойдет развитие Зауфимья. Однако 75% населения Уфы будет проживать на Уфимском полуострове. Вследствие чего развитие улично-дорожной сети Уфимского полуострова должно стать основным приоритетом развития дорожной системы города. В генплане отсутствуют эффективные решения по транспортным связям между жилыми районами, которые затрагивают большинство жителей города:

- Зеленая роща – Центр;

- Зеленая роща – Черниковка;

- Сипайлово – Центр;

- Центр – Черниковка.

Поэтому транспортные пробки, значительно осложняющие жизнь уфимцев, благодаря разработчикам генплана, будут увеличиваться. Особенно изумляют показатели, на которых базируется генплан. В нем указывается, что на начало 2020 года на тысячу жителей Уфы приходилось 340 автомобилей, в 2040 году будет 380. А как в реальности?

Согласно данным Росстата, на 1000 жителей Башкирии было 359 автомобилей и общеизвестно, что в Уфе зарегистрировано около 510 легковых тысяч автомобилей, это около 420 легковых автомобилей на тысячу уфимцев. Логично ожидать, что к 2040 году количество легковых автомобилей вырастет до 450-500 на 1000 населения. Вследствие этого следует ожидать увеличения легкового транспорта на дорогах Уфы. Эту тенденцию подтверждают и исследования Санкт-Петербургского института транспортных проблем.

Разработчики нового генплана основываются на том, что интенсивность использования легкового транспорта сократится на 30%. Сейчас 50% поездок совершаются на легковом автотранспорте, а согласно утверждениям разработчиков генплана, в 2040 году доля личного транспорта составит 35% от количества поездок по Уфе, а 65% будут ездить на общественном транспорте. Поэтому, согласно проекту генплана, потребность в развитии улично-дорожной сети сократится.

Воистину благими пожеланиями вымощена дорога в ад. Во-первых, это противоречит общемировым тенденциям, где доля маршрутного транспорта в перевозке пассажиров неуклонно сокращается. Во-вторых, внедрение беспилотных технологий, IT-платформ значительно удешевляет использование каршеринга и такси. Поэтому в обозримом будущем доля легкового автотранспорта в перевозках пассажиров значительно вырастет, потому что стоимость его использования будет сопоставима с ценой проезда в маршрутном транспорте, а комфортность значительно выше.

Все пересядем на трамваи?

Вызывает также сожаление экономическая и социальная неэффективность предлагаемых решений генплана. Так, предлагается построить около 100 км трамвайных путей. Вследствие этого трамвайный перевозчик либо обанкротится, как МУЭТ, либо станет получателем бюджетных субсидий, исчисляемых в млрд рублей в год. Нарушен основной принцип эффективного развития трамвайного сообщения. Трамвай необходим там, где за счет высокого пассажиропотока себестоимость перевозки пассажира на трамвае ниже, чем на автобусе. В остальных случаях целесообразно использование автобусов и троллейбусов. В Уфе крайне необходимо трамвайное сообщение по маршрутам с наиболее интенсивными пассажиропотоками, соединяющее следующие жилые районы:

- Центр – Черниковка;

- Центр – Зеленая роща;

- Центр – Сипайлово;

- Зеленая роща – Черниковка.

Тогда трамвай будет прибыльным, и жители смогут воспользоваться его преимуществами: скоростью, дешевизной, комфортом. Но разработчики генплана с энтузиазмом, достойным строителей коммунизма, навязывают городу поголовный перевод городских пассажирских перевозок на трамваи. Это примерно как в свое время Хрущев заставлял сеять кукурузу – до самого полярного круга.

Нынешний генплан – матрица для чиновников

Главная проблема разрабатываемого генплана – это фрагментарные решения, базирующиеся на недостоверных данных. А необходимы системные решения пространственного развития города, основанные на комплексном анализе, использующем достоверную информацию. Мое мнение, что существующий проект генплана Уфы до 2040 года – это даже не матрица возможностей, это матрица произвольных решений чиновников с большими возможностями для коррупции. При этом на разработку генплана из бюджета выделено свыше 90 млн рублей. Получается дорогая игрушка для чиновников, не решающая проблемы простых граждан.

ПОДЕЛИТЬСЯ



Обсудить:








Загрузка...

Последние новости



Новости Уфы и республики Башкортостан
© Права защищены. 2008-2020