пришлите новость

«Я назвал сына именем фронтового друга»

16:01, 20 февраля 2015

ProUfu.ru продолжает серию публикаций, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

«Я назвал сына именем фронтового друга»
Невзирая на то, что Мамуну Лутфуллиновичу Гатиятуллину недавно исполнился 91 год, картины войны до сих пор стоят перед его глазами во всех своих страшных красках. Грохот и пламя битв, напряженные минуты затишья, тяжелые отступления и яростные атаки – все для него было словно вчера. Увлеченно рассказывая о своих фронтовых годах, ветеран то полон энергии, то задумчиво смотрит вдаль, то вдруг всплакнет.

Под знаменем гвардии

В ряды Красной Армии он был призван в 1942 году, в возрасте 18 лет, и сразу был направлен в военное училище, где учился на минометчика. Положение было критическим, и вместо двух лет курсантам пришлось пройти курс за полгода. Оттуда – сразу на фронт.
_MG_1609.jpg
Вместе с другими курсантами Мамун отправился к Сталинграду – шла Сталинградская битва, ко времени их прибытия она как раз успела кончиться. Он был причислен к 15-й Гвардейской, Харьковско-Пражской ордена Ленина, дважды краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии. Из огня битвы за Сталинград его дивизия была направлена на воронежский (степной) фронт, где вскоре приняла участие в битве на Курской дуге, сражении, переломившем ход Великой Отечественной войны. Там жизнь Мамуна Гатиятуллина впервые висела на волоске – он попал под артобстрел.


- Хоть и был я минометчиком, приходилось и в атаку ходить, и другую работу делать. Однажды помогал связистам на наблюдательном пункте. Неожиданно оборвалась связь. Я побежал налаживать линию связи. Не дошел до батареи две третьих расстояния, пару километров, как немцы начали артиллерийский налет. Сосновое мелколесье вокруг меня взрывами превратило в перепаханное поле. Снаряды падали вокруг меня, одежду порвало в клочья. К счастью, серьезно меня не задело, уцелел чудом. Таких случаев потом было еще несколько.
_MG_1691.jpg
За освобождение Харькова Мамун получил медаль «За отвагу», которую считает самой важной своей наградой. Но тогда, в войну, рассказывает ветеран, ордена и медали имели небольшое значение. Важны были взятые высоты, освобожденные города, каждая пядь отобранной у фашистов советской земли.

Немецкие коммунисты и украинские нацисты

На фронте могут пригодиться любые знания и навыки, даже полученные в школе. Так, ему не раз приходилось допрашивать пленных солдат вермахта, т.к. по немецкому у Гатиятуллина была пятерка.
_MG_1693.jpg
- После тяжелой атаки на позиции немцев совершали тяжелый переход на территории, которые недавно были под их контролем. Там зашли в одну деревню. Я постучался в хату, спросил хозяйку – нет ли немцев. Она мне говорит: «Есть немец». Я опешил. Зайти один побоялся – вернулся за своими. Вошли в хату группой – действительно сидит немец. Хозяйка говорит – он давно уже тут прячется от своих, хочет сдаться в плен русским. Я ему говорю: «Wo sind Ihre Dokumente? (где твои документы?)?» Он показывает советскую листовку, где написано, что листовка является пропуском в плен. Я ему – «Ist das nicht, wo Ihres Soldaten Buch?» (Не это, где твоя солдатская книжка?). Он говорит, что выбросил, говорит, что ему надоело воевать за Гитлера: «Я из Мюнхена, мой отец коммунист!» Немца оставили под надзор мне, а я передал его разведчику. Как я узнал позже, тому за пленного «языка» дали медаль.


Уже после Победы дивизию Мамуна через Венгрию и Румынию отправили на Украину в Прикарпатский военный округ. Как раз там орудовали те самые «бандеровцы», которых сейчас на западе некогда союзной нам республики почитают как героев и даже поставили памятник их главарю. Флаг СССР уже реял над Рейхстагом, а по Красной площади прошел легендарный первый парад Победы, а эти предатели еще убивали солдат Красной армии, принесших их стране свободу.
_MG_1715.jpg
- Есть в тех местах городок Бар. Наш полк стоял в центре, заняли здание училища, а артиллерийский парк был на окраине города. С другом мы шли поздно вечером по городу, и друг меня толкает – смотри, нас обходят. Вместе прыгнули через низкий забор и бежать. Вслед послышались выстрелы и окрики: «Москали! Сволочи!» Еле убежали. За время, пока мы стояли там, из нашего полка бандеровцы убили четверых. И меня чуть не достали.

Клятва фронтовому другу

При всем ужасе война проявила в людях лучшие качества, закалила их. Дружба, выкованная в пламени войны, нерушима, а данные друзьям перед боем клятвы исполняются даже спустя года.
_MG_1715.jpg
- Еще в военном училище в Стерлитамаке у меня был друг, Камаев Камиль. Мы сильно сдружились, но вскоре наши фронтовые дороги разошлись. Мы поклялись, что назовем детей именем друг друга. Если у меня будет сын или дочь, назову Камилем или Камилей. Если у него – назовет Мамуном или Маймуной. Ему выполнить обещание не довелось – он геройски погиб под Киевом в 1943 году. А я клятву выполнил – назвал сына в честь фронтового друга (на глаза старика наворачиваются слезы). Позже я встретил брата Камиля, Амира, мы общаемся с ним до сих пор.
_MG_1687.jpg
В середине двадцатого века история преподала человечеству урок, за который пришлось дорого заплатить – потом, кровью, жизнями и поломанными судьбами миллионов людей. Урок был усвоен плохо и все 70 лет, прошедших с Победы, где-то на земном шаре шла война. Люди словно бы и не помнят, какую цену иной раз приходится отдать за мирное небо над головой. Тем дороже для нынешних и будущих поколений память тех людей, кто пережил эти четыре страшных года, когда судьба мира была отдана в руки молодых советских солдат, и они не отдали ее фашистам. С каждым годом ветеранов становится все меньше, и тем ценнее для нас должна быть возможность пообщаться с ними, попытаться понять, какой страшной и недопустимой для современной цивилизации является любая война.

Читайте также


Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное