• Свободная площадка
  • Конкурсы
  • Стартапы
  • Дом на Руставели
  • Культура

    В спектакле «Прыжок в свободу» уфимцам показали Нуреева страдающим изменником родины

    18:18 20 Марта 2017 | 823
    Автор: Портал Proufu.ru
    Все материалы автора
    В спектакле «Прыжок в свободу» уфимцам показали Нуреева страдающим изменником родины
    Фото Артура Исламова.

    На днях уфимцы смогли вновь увидеть постановку «Прыжок в свободу» о Рудольфе Нурееве. Напомним, Сергей Янковский - неизвестный исполнитель с известной фамилией - в минувшем году уже привозил этот моноспектакль о знаменитом уроженце Уфы и собрал впечатляющий аншлаг – места в Башкирской опере были распроданы, а в кассах продолжали спрашивать билеты.

    Правда, тогда успех объяснялся не только именем на афише Нуреева, к которому уфимская публика относится с особым трепетом, но и участием в спектакле знаменитой балерины Илзе Лиепа. Теперь же Янковский решил прокатить по стране сиквел прошлогоднего спектакля. Мол, народ был заинтригован – что же произошло со знаменитым танцовщиком после его побега за границу.


    Действительно, узнать дальнейшую судьбу знаменитого танцовщика, кроме как на спектакле господина Янковского, нынче не представляется возможным: можно сделать вид, что нет ни биографических книг – наших и переводных, ни многочисленных документальных лент, ни, в конце концов, интернета, где можно найти исчерпывающую информацию о Нурееве. Но оставим это нелепое заявление на совести создателей спектакля, которые именно этой причиной объясняли в анонсе появления так называемой «полной версии» спектакля.


    На этот раз Янковский снова выступил в Башкирском оперном театре, и это принципиальный для него вопрос – где еще рассказывать о перипетиях жизни танцовщика, если не на сцене, на которой Нуреев делал свои первые профессиональные шаги. Ведь это так символично – рассказывать о бархатных креслах и роскошной люстре, которые описывал сам Рудольф в своих воспоминаниях, и указывать со сцены на эти самые предметы интерьера, ну, или то, что от них осталось. Да и у уфимцев мурашки должны побежать от такого удачного переплетения воспоминаний и реальности. А если еще приправить биографию танцовщика несколькими номерами трех артистов кордебалета «больших и малых театров», то представление должно пленять не только поклонников драматического искусства, но и истинных ценителей балета.


    Потому прийти в минувшем году на спектакль о Нурееве, да еще и с участием Лиепа, уфимцы посчитали чуть ли не святым делом. Проигнорировать постановку о земляке, да еще и в городе, известном богатыми театральными традициями, - это уж совсем не комильфо.

    Отметим, что Янковский не впервые пользуется именами легендарных личностей, чтобы заманить зрителя на свои представления. До этого он сыграл моноспектакли о Нижинском и Сальвадоре Дали, срежиссировал постановку о Есенине с Безруковым и написал пьесу о Дягилеве. Так что паразитировать на именах великих – это фирменная фишка гастролера.


    Однако приехать с таким спектаклем в Уфу, где биографию Нуреева хорошо знают, где ежегодно проходит балетный фестиваль его имени, где видели и пьесу Азата Абдуллина «Нездешний сад» в изобретательной режиссуре Виктюка, и спектакль Башдрамы «Руди Never Off», – нужно иметь особую смелость.

    Правда, узнать продолжение «Истории Рудольфа Нуреева» пожелало уже гораздо меньше уфимцев. Видимо потому, что «полная версия» участия Илзе Лиепа уже не предусматривала. Вообще, не совсем понятно, что заставило известную балерину жертвовать репутацией и участвовать в этом зрелище – спектакль вызвал очень неоднозначную реакцию, как и актерские способности единственного исполнителя.


    Здесь стоит рассказать, откуда вообще взялся актер Янковский, на зависть бесславным коллегам нащупавший золотую жилу. Путь к большой сцене у Сергея был долгий и заковыристый. Сначала он немного поучился специальности «Огнеупор», но посчитал это ошибкой. Потом попробовал получить профессию психолога, но тоже не пошло. Занимался бегом, однако и в этом не преуспел. И вот тогда решил пойти в актеры – поступил в питерскую академию театрального искусства. 

    В середине 2000-х сыграл в нескольких постановках «Приюта комедианта» и промелькнул в пяти сериалах, исполняя безымянные роли, типа «соседа с мусором», как в многосерийке «Бомж». Так бы и мыкался по съемочным площадкам, перебиваясь микроролями, но десять лет назад у актера появилась счастливая мысль освоить биографию легендарного танцовщика. И то верно: если природа талантом не одарила - паразитируй на гениальности знаменитостей. Так появились и другие постановки из серии ЖЗЛ – о Дали, Нижинском и Дягилеве. Что дало повод актеру называть свои представления «Театром Сергея Янковского». Но личность Нуреева оказался настолько лакомой и прибыльной, что расставаться с ней актер не захотел и сделал продолжение спектакля, с которым приехал в Уфу незадолго до дня рождения Нуреева.


    Однако недоумение вызывает не тот факт, что кто-то посмел замахнуться на инсценировку биографии великого танцора, а то, какими случайными людьми это было воплощено.В первом отделении спектакля Янковский представляет Нуреева инфантильным простачком с бушующей татарской кровью: носится по сцене, заигрывает с публикой, используя дешевые приемчики, и подолгу кричит текст дурным голосом, что зрители принимают за талантливую и глубокую игру. 


    По ходу действа Янковский развлекает публику номерами художественной самодеятельности: играет на рояле, попадая мимо клавиш, выдает сумбурный речитатив на французском, изображает некое подобие танца и выдает приличный степ, являясь «дипломантом Всероссийского конкурса эстрады в номинации «Чечетка». Видимо поэтому в анонсе спектакля Сергей скромно именуется «гением нашего времени», «синтетическим актером» с «гипнотическим талантом и невероятной харизмой».


    После антракта Янковский расправляется с Нуреевым довольно быстро: выдает немного депрессии невозвращенца, истеричного поведения звезды с мировым именем и чумной агонии умирающего. Значит, прав был педагог Руди Александр Пушкин, писавший изменнику родины по велению КГБ, что Париж — декадентский город, что если он останется в Европе, то потеряет моральную чистоту. По крайней мере, в этом убеждает зрителя Янковский, изображая Нуреева сначала наивным провинциальным самородком, талантливым танцовщиком Кировского театра, а после «прыжка» - несчастным изгоем, предавшим родную землю, карикатурным звездным фриком и, наконец, немощным полутрупом, умирающим от СПИДа на чужбине. Будто тот самый «прыжок в свободу» и стал для танцовщика смертельно-роковым. Что же произошло за 30 блистательных лет и в чем величие Нуреева, образ которого так успешно эксплуатирует сегодня Янковский, – так и остается загадкой. Но неискушенная публика заезжему фигляру беззаветно верит: очень уж согласуется этот посыл с модным нынче сюжетом о загнивающей Гейропе, где царит лишь разврат и власть чистогана. И в финале спектакля горячо аплодирующий зал долго не отпускает артиста со сцены.

    Впрочем, спектакль пользуется успехом и в других городах – имя Нуреева оказывает на зрителя просто магическое воздействие, на что создатели и рассчитывали. Мятежный дух гения продолжает будоражить умы и намагничивать все, что названо его именем. Даже сейчас, спустя почти четверть века после его ухода. Даже самые посредственные проекты.

    Материал подготовил Артур Исламов.

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

    Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

    Читайте также
    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Новости партнеров

    Контент