сегодня в 10:10 c3426 e0

Культура



Провокация зрителя или настоящее искусство: в Уфе представили неоднозначный спектакль

17:12 01 Ноября 2017 | 6858
Автор: Нурия ФАТХУЛЛИНА
Все материалы автора

Национальный молодежный театр РБ им. Мустая Карима распахнул свои двери перед зрителями, показав новый спектакль «Хорошо живем» («Шундай тормош»). Режиссером-постановщиком стал Руслан Колоусов, приглашенный для этой работы специально из Санкт-Петербурга. Молодой, но уже опытный режиссер перенес на сцену историю простых деревенских жителей. Основу спектакля составили пьесы пяти башкирских драматургов: Марата Мухлисова, Ангизы Ишбулдиной, Анны Ерошиной, Мунира Кунафина, Альмиры Мухарямовой. Их работа состоялась благодаря поездке Центра современной драматургии и режиссуры в театрально-фольклорную экспедицию «Замандаш» по Бурзянскому, Баймакскому, Абзелиловскому районам республики. Именно благодаря ей авторам представилась возможность создать свои произведения на основе реальных рассказов местных жителей. 

Провокация зрителя или настоящее искусство: в Уфе представили неоднозначный спектакль

Казаться, а не быть

Полумрак. Сцена без декораций. Сидят лишь четыре девушки. Одна из них начинает играть на домбре, остальные рассказывают некую притчу. На экране проектируется надпись, что это история о журналисте, который искал хромового коня и обращался к местным жителям. Потом на экране появляется сам журналист по имени Салават (Салават Юлдашбаев). Ему задают вопросы о его работе. Экран гаснет. Выходит первый герой – Бабай (Нагим Нургалин). В углу сцены стоит видеокамера, около нее тот самый журналист, который просит его рассказать какую-нибудь историю из жизни. Бабай повествует о своем тяжелом военном детстве, нищете, голоде.

После выходит Бибинур апа (Вакиля Калмантаева). Женщина ждет своего сына в гости, ей постоянно мерещится гул транспорта. Но так боится, что он не приедет. На вопросы журналиста она не реагирует, с головой в своих заботах. Ее слезы о том, что блины съел кот и поэтому сын больше никогда не приедет в деревню, будто «пробили» зал. Все ей сопереживали, а среди зрителей были те, кто утирал слезы. Но потом стало ясно, что женщина не в себе. И все ее размышления, возможно, воспоминания о далеком прошлом, и сына ее давно нет в живых. А мать все еще ждет…

По лицам зрителей никто особо не понимал, что происходит. Начало казаться, что спектакль о душевно больных людях. Некоторые стали уходить из зала. Потом на сцену вышла женщина в черном платье. Ее звали баба Рая, которую журналист расспрашивает, как же ей живется в деревне. Выясняется, что она из Смоленщины, и во время войны ее сюда отправили. А на вопрос о семье женщина переспрашивает: «Семья? Дети? Муж?», смеется и уходит. В следующей сцене к ней приходит путник и просит воды. Женщина готова угостить его, если тот притворится ее супругом. Так путник Фидан (Зульфар Ахметов) превращается в Толю. Она ведет его к журналисту, представляет своим мужем и начинает рассказывать «счастливую» историю их любви. Мужчина не понимает, зачем это нужно, но во всем ей потакает. Так зачем же баба Рая это делает? Ей очень хочется войти в историю как счастливая мать и женщина. В реальности она одинока, но так хочется «казаться», а не «быть».

BiZy_Ek-C5o.jpg

                                                           Бабай плачет, вспоминая свое детство

«Маразм!» – кричали из зала

Журналист собирает камеру. Кажется, что спектакль закончился. Но он обращается к зрителям. Направлял на любого попавшегося камеру, а картинка транслировалась на большой экран. Он спрашивал их о работе, семье, детях, хватает ли денег, на что они жалуются. Люди с большим энтузиазмом отвечали на вопросы. Но были и те, кто поспешил уйти. Наверное, кто-то боялся камеры или не хотел рассказывать подробности своей жизни. Очередным собеседником стала женщина средних лет. Она говорила, что все у нее хорошо, жизнью довольна. Но журналист ей не верил…

– Что плохого в том, что у нас все хорошо? – недоумевает женщина.

– А людям неинтересно, когда у других все хорошо, – отвечает журналист.

После их беседы выясняется, что она не простой зритель, а актриса театра (Гульбина Сафуанова). И все эти люди до нее, были лишь подводкой к ее истории. Зрители были в шоке. Кто-то недовольно выкрикнул: «Мы вам верили, что снимаете без подготовленных текстов!». Но актеры не выходили из своих образов. Женщина призналась, что денег катастрофически не хватает, работы как таковой в деревне нет, а журналисту из города этого не понять. Подобные слова то ли обидели его, то ли наскучила женщина, и он прекращает запись. А потом предлагает ей раздеться за 1 000 рублей. Она отказывается, а когда мужчина собирается уходить, то дает свое согласие. Тут он опять поступает подло и говорит, что готов дать только 500 рублей. Ей явно очень нужны эти деньги, а потому скидывает с себя платье и остается в пеньюаре. Свет выключается.

Это уже маразм! – во время спектакля закричал один из зрителей.

Журналист просит ее одеться. Он очень удивляется синякам на ее теле. Все это, конечно, зритель не видит, лишь слышит. Звучит музыка, на экране вновь продолжение интервью с журналистом.

– В чем смысл твоей жизни?

– Я хочу помогать людям, – отвечает он.

– А у тебя получится?

– Я на это надеюсь, – говорит журналист.

iH8uYvR5a6U.jpg

Живая музыка придала спектаклю особую атмосферу

Угождать зрителю не про нас

Пять героев – пять необычных историй. Не простых, а полных боли, чувства утраты и разочарования. Психологическая драма полностью оправдывает свою «странность». Она будоражит воображение, держит в напряжении до конца. Никто не отвлекался на посторонние вещи. Все зрители были поглощены игрой. А те, кто ушел из зала в начале, просто не выдержали этой мощной психологической атмосферы.

Нашу публику надо приводить к трагедии. А то зрители избалованы. Хотят лишь легких комедий, – поделился актер Шагит Хамматов.

Интерактив со зрителем оправдывает этот риск. Возможно, такой ход режиссера не очень честен. Но это помогло установить с каждым зрителем связь. А музыка, актеры, свет составляли целостность композиции. Трансляция актеров на большом экране позволила увидеть все их эмоции. Они, в свою очередь, смогли раскрыть истории жителей одной деревни так, что простые события начали приобретать самые разные краски: боль, печаль, разочарование, радость и мечты.

– Сейчас большие проблемы с драматургией. Многие драматурги занимаются самолюбованием. Угождать зрителю не про нас. Говорим о том, о чем считаем нужным, и на каком языке желаем. Деревня – это наши корни. В ней я вижу «живое зерно». Там есть свои проблемы. Например, одинокие старики, проблемы молодых, их заботы. Каждый увидит это по-своему, – рассказал нам режиссер спектакля Руслан Колоусов. – В первую очередь мы хотели задать вопрос: «Как мы живем?». Отдельная история – история зрителей. Мне еще хотелось сделать зал частью спектакля. Нам нужна живая реакция.

rCHtbAZ96TY.jpg

Актеры и режиссер после спектакля сделали фото на память 

Данная постановка – совместный проект Центра драматургии и режиссуры Республики Башкортостан и Молодежного театра. Спектакль сложный, возможно, не для всех, но он имеет право на жизнь. Несмотря на недовольство некоторых зрителей, в большинстве своем зал остался доволен постановкой и был под большим впечатлением. Зрители очень долго рукоплескали актерам, говорили слова благодарности. Конечно, была некая недосказанность. В данном произведении есть о чем подумать. А не это ли главная цель любого искусства – давать пищу для ума?

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте нас в


Новости партнеров


Загрузка...


Спецпроекты


Тесты




Газета BONUS


Карточки



Афиша




Газета BONUS



Опрос




Происшествия




Сексуальная пятница