< Писатель Ринат Валиуллин: "Только неуверенные в себе мужчины заводят любовниц"
Культура
Загрузка

Писатель Ринат Валиуллин: "Только неуверенные в себе мужчины заводят любовниц"

Загрузка
Писатель Ринат Валиуллин: "Только неуверенные в себе мужчины заводят любовниц"

ProUfu.ru пообщался с известным писателем, уроженцем г. Салавата, Ринатом Валиуллиным. Его романы по праву считаются бестселлерами. Знаменитые произведения «Где валяются поцелуи» или «Кулинарная книга» моментально разлетелись на цитаты. Нашему корреспонденту Ринат Рифович рассказал о детстве, о любимых местах в родной Башкирии, о том, что его связывает с Маяковским и об экранизации нашумевшего романа.


Вкус прививается только после чтения классики


- Ринат Рифович, вас нередко сравнивают с русскими футуристами. А если быть точнее, с Владимиром Маяковским. Сами вы видите эту связь? 

- От футуристов мне досталось по наследству их желание выразиться по-новому, в духе времени, потому что времени на чтение у людей все меньше, а духу необходимо расти, умнеть, совершенствоваться. Без книг это просто невозможно. Именно поэтому стараюсь выжимать из языка по полной.

- Страх для всех писателей – это рецензия критиков. Многие из них отмечают ваш «ироничный, интеллигентный, оригинальный стиль». Ринат Рифович, как вам удалось добиться такой оценки?

- Критика - в переводе с греческого - искусство разбирать. Понятное дело, кому понравится, когда его разбирают по полочкам, и дело даже не в том, что это болезненно, а в том, что потом трудно собрать обратно. Ведь обязательно останутся какие-нибудь лишние детали, либо некогда слаженный механизм вообще перестанет работать. Последнее будет означать то, что творец не смог пережить огонь и воду, чтобы добраться до медных труб, он сломался, он погиб на полях своих утонченных рукописей.

Хвала тому, кто выживет, кто сможет взглянуть на анализы своих творений, какими бы они ни были, отстраненно, абстрактно выдержать паузу. Время лечит. Время и Труд. Сходите к ним на прием вместе со своими анализами.

QKRye_2mdeI.jpg

Как сказал Дали: «Критики - это неудавшиеся художники». Они красят свои заборы в вопиющие цвета. Но бояться их не стоит, в любом заборе найдется калитка, за которой откроется сад с райскими яблочками. В плане интеллигентности мне было легче, все-таки сказалось влияние филфака, и когда ты проходишь сквозь тома русской и зарубежной классики, появляется вкус. Ироничность досталась от жизненного опыта, до того как стать преподавателем в университете, я перебрал множество профессий от водителя до художника-оформителя. Оригинальность - это то самое желание выйти за рамки, которое преследовало меня еще с детства.

- Так как вы являетесь художником-оформителем своих книг, не могу не спросить, кто ваш любимый художник? Какое направление в искусстве вам ближе?

- Их много, Климт, Дали, Клее, Пикассо, Матисс, Шагал… Каждый по своему интересен. Все они схожи, пожалуй, в одном, холсты их выходят далеко за рамки, цвета  далеко за радугу, мироощущение прячется за полным бесчувствием.

ult dfkz.ncz.jpg

Мне всегда были близки импрессионисты: своим умением работать широко и размашисто. Именно непосредственность и позволяла им выразить впечатление. Именно эти качества я часто использую и в своих литературных экспериментах. В свое время в художественно - реставрационном училище мне довелось выучиться на художника, что позже пригодилось, когда встал вопрос обложек для собственных книг. Хотелось чего-то яркого эмоционального. Пришлось вспомнить забытое ремесло и взяться за краски. Я так заразился этим волшебным масляным скольжением кисти по холсту, что до сих пор не остановиться.

кулинарная книга.jpg

В марте – апреле пройдут две выставки картин в Москве. Кстати, одна из моих картин, «Гурманы», находится в коллекции Башкирского Национального музея.  

стихи для гурманов.jpg

- Вернемся к новаторству. Ведь действительно, ваша манера изложения отличается от современных писателей. К примеру, вся сюжетная линия построена на диалогах, монологи практически отсутствуют. 

Внешние события служат лишь для того, чтобы вернуть нас в реальность. То есть, вы намеренно сосредотачиваете весь мир вокруг двоих людей. И мы невольно чувствуем, будто подсматриваем в замочную скважину. Это только то, что успела заметить я. Это и есть «сенсорная проза»?

- В каждом своем романе я выстраиваю пятиэтажку, пятимерное пространство чувств - пытаясь затронуть зрение, слух, осязание, обоняние, вкус читателя, то есть наиболее голодное его чувство - с помощью слов. Именно отсюда родился этот термин. Сенсорная проза или поэзия – это экранизация текста в пятимерном пространстве чувств. Достаточно слегка прикоснуться к тексту, и вы уже внутри. Сама композиция романа выстраивается таким образом, что главные герои находятся не в центре, а на линии Золотого сечения (термин из живописи). 

Такой эффект создается за счет того, что в моих романах обычно пересекаются несколько сюжетных линий, которые сходятся в той самой золотой точке. Это дает больше пространства воображению, раздвигает сознательные рамки, уводя к бессознательному, интуитивному.

- Кстати, к вопросу о реальности и нереальности. Читая ваши произведения, будто балансируешь все время на грани. Такси, дождь, пистолет в руках у девушки, Париж – все это реальность. 

Но то, как отвечают друг другу герои – это что-то нереальное. Ведь в обычной жизни мы так не разговариваем.

- Складывается впечатление, что вы никого не любите.

- Может, вы не туда складываете?

Роман «Легкомыслие»

Или вот еще.

- Ты, безусловно, права, но ты же умная женщина, уступи! Зачем ты с ним споришь?

- Очень трудно тонуть, когда умеешь плавать.

«Соло на одной клавише».

Эти диалоги пленяют нас в какой-то мир только для двоих людей. Наряду с остальными новаторствами, это делается специально, или диалог ваших героев естественен?    

- В обычной жизни мы вообще делаем так мало необычного, что она часто превращается в рутину. И такие диалоги должны вырвать из рутины жизни. Дать волю легкомыслию. И таких людей много, достаточно упомянуть имя героини нескольких моих романов - Фортуны, на которую большинство читательниц, по их отзывам, хотели бы быть похожими.

Если вспомнить классику литературы, зачастую нас пленяют совсем не по образу и подобию созданные герои, а скорее наоборот - наделенные неким волшебством, сверхвозможностью, чудом, достаточно вспомнить Гоголя, Булгакова, Виана… Еще больше примеров в живописи, где порой мы, не задерживаясь, перелистываем выписанные портреты, пейзажи или натюрморты, отдавая предпочтение летящим по небу женщине и мужчине (Шагал), стекающему плавленым сыром часам (Дали), Черному квадрату (Малевич).

- Некоторых из своих героинь вы нарекаете именем древнеримской богини удачи – Фортуна. Есть ли в этом какая-то отсылка к истории? Или женщина – настолько противоречивая и сложная натура, что нужна удача мужчине, кто свяжет с ней свою жизнь?

- Имя Фортуны было выбрано не случайно. Фортуна - это удача. И упускать ее для мужчины смерти подобно. Как говорит один из героев романа «Кулинарная книга»: «Жениться на Фортуне можно было только ради того, чтобы тебе фартило всю оставшуюся жизнь». Тем самым он хотел подчеркнуть одну незамысловатую истину: Женщина в доме - это хороший знак. Женщина в постели - это большая удача. Женщина рядом - это счастье.

книжный.jpg

Презентация книги


«В поэзии Буковски король, здесь он правдив, лиричен и даже сентиментален»


- Какие авторы сыграли решающую роль в вашей литературной судьбе? И на каких молодых авторов сейчас стоит обратить внимание?

- В первую очередь - это наши классики: Маяковский, Достоевский, Бродский, Набоков, Булгаков, из иностранной литературы: Маркес, Кортасар, Льоса, Виан, Селин, Миллер. Их можно читать и перечитывать, долго и интересно.

С современными авторами пока не все так радужно. Не могу выделить кого-то, кто мог бы меня вдохновлять.

- Почему вы любите Чарльза Буковски? На первый взгляд, между вами мало общего. Этого признанного гения считают циничным человеком, чего совсем не скажешь о вас. К примеру, его знаменитые высказывания:

буковски.jpg

Какой для вас Буковски?

- Буковски только в прозе выглядит жестким, брутальным, но стоит только послушать его стихи, понимаешь, что это, прежде всего, поэт. Его стихи в прозе, на которые автора когда-то вдохновил своим поздним творчеством Тургенев. Не удивляйтесь, именно Тургенев, с его длинными строчками белых стихов, о которых большинство и не знает. В поэзии Буковски король, здесь он правдив, лиричен и даже сентиментален, несмотря на бороздящий просторы его прозы, жаргон. Именно вдохновленный его стихами, я ушел от рифмы, а позже перешел к чистой прозе.

- По вашему произведению «Кулинарная книга» в прошлом году начались съемки художественного фильма. Известно, что премьера запланирована на 19 марта 2017 года. Принимали ли вы непосредственное участие в съемках? Кто режиссер картины?

- Роман «Кулинарная книга» давно уже напрашивался на экранизацию, не прошло и пяти лет с момента его выхода, как это свершилось - щелкнула хлопушка, съемки начались. Режиссер фильма – Максим Сережечкин. В фильме заняты молодые актеры питерских театров: Макс: Игорь Юдин, театр Комедии им. Акимова, Фортуна: Анна Шикуть, театр на Моховой, Клим: Максим Тригубчак, театр на Литейном, Вероника: Екатерина Фрисс, театр на Литейном, Оскар: Юрий Шипков, "Городской театр". Я принимал непосредственное участие в работе над фильмом. В основном это были вопросы по сценарию (Светлана Баласанян) и сценам. На сегодняшний день материал весь отснят. Сейчас идет сведение звука (Филипп Попов) и музыки (Руслан Шафиков), премьера фильма состоится в кинотеатре Аврора 19 марта.

- Иногда так бывает, что в фильм попадает только 60% книги. Ваша сила книги – это слова. Но в фильме главенствующая роль отдается картинке+слово. Не боитесь ли вы, что на выходе произведение будет искажено?

- Здесь вам уместно будет перефразировать одну мою цитату: женщина не может быть идеальной, потому что всегда все испортит какой-нибудь мужик = роман не может быть идеальным, потому что всегда все испортит какая-нибудь экранизация. Но не испортит. По тем рабочим кадрам, которые я уже видел, фильм получился достойный. Съемочная команда подобралась сплоченная и самозабвенная, поэтому лично у меня нет такого страха, потому что есть еще два романа, которые уже ждут своей экранизации.

- Как вы считаете, почему, если вы ваши книги созданы для мужчин, читают вас в основном женщины?

- Мужчинам некогда. Это и понятно: мужчины должны действовать, женщины вдохновлять. Но, тем не менее, читателей среди мужчин становится больше. В своем большинстве, они не меньше, чем женщины не хотят быть одинокими. Ведь проблема одиночества касается не только женщин, мужиков одиноких тоже хватает, и еще больше тех, от которых женщины ушли.

Знали бы вы, сколько у меня одиноких друзей. Все они – хорошие люди, но все, что касается любви и женщины - упрямые, дремучие, неповоротливые мужланы. Уперлись в свои принципы, вместо того, чтобы открыть книгу. Но все же мир не без гибких людей, встречаются мудрые орлы, вот выдержка из одного отзыва: «У Жванецкого есть такая миниатюра «Соколиная охота»:

-Идёшь по Невскому с братом-красавцем, видишь красивую девушку, выпускаешь брата - и раз, она - твоя!!! Перефразируя, беру Вашу книгу, Ринат, - даю новой знакомой почитать, и раз - она моя!!!».


«Можно простить человеку всё при одном условии: если ты его не любишь»


- Ваша новая книга «Легкомыслие», которая уже вот-вот выйдет в тираж, об изменах. Лейтмотивом произведения является вопрос: «Легко ли стать любовницей?». Почему вдруг родился такой вопрос? И может ли быть на него однозначный ответ?

- Книга на днях уже вышла. Думаю, в Уфе она уже появилась в книжных магазинах. В романе, как обычно, несколько сюжетных линий, основная из них ставит молодую актрису перед выбором. Продолжить карьеру, поделившись честью, или прислушаться к своим настоящим чувствам. Отсюда родился вопрос. Ответ на него занял 300 страниц романа.

- Как вы считаете, почему мужчины или женщины идут на такой шаг? Сразу вспомнилось ваше стихотворение «Ничто так не открывает глаза на реальность, как измена».

- Измена - обратная сторона любви. Нет ни повода, ни причины. Часто это происходит в порыве, но говорит все о том же, измена близкого человека из мести имеет только одну положительную сторону: значит, он вас не любил.

- Существует мнение, что все люди изменяют. И не важно, мужчина это или женщина. На нашем портале мы уже рассказывали откровенные истории уфимцев об их изменах. Некоторые уверены, что только так можно сохранить счастливый брак. При условии, конечно, что никто об этом не узнает. А как считаете вы?

- Только неуверенные в себе мужчины заводят любовниц, уверенные - сразу подают на развод. Добавлю еще цитату из романа «Легкомыслия»

«Можно ли построить мост через измену? Можно. Разводной».

Если вы имеете в виду расхожее мнение, что хороший левак укрепляет брак? Это все слова. Женщина никогда никому ничего не прощает. У нее нет этой функции. От этого они и страдают.

презентация книги.jpg

 

- Можно сказать, что это определенная крайность - измена. Ваши персонажи нередко «доходят до пропасти и не решаются прыгнуть». Например, в книге «Где валяются поцелуи» героиня пригрозила таксисту пистолетом. Это тоже шаг, шаг к возможному преступлению. А вы как считаете, способны ли ваши герои на убийство? И вообще, можно ли убить ради любви?

- «Где валяются поцелуи» - это романтическая трагикомедия. Настоящий триллер развернулся в романе «В каждом молчании своя истерика». Почитайте, узнаете, на что способны мои герои, пусть они ответят вам на этот вопрос.

- Ринат Рифович, ответьте как писатель, как удачный семьянин, как мужчина, что такое любовь?

- Любовь - это оказаться в нужное время в нужном сердце.

x_f830431f.jpg

Писатель с женой

- Фредерик Бегбедер в своем романе «Любовь живет три года» выдвинул занимательную теорию, относительно времени существования любви. А как вы считаете, сколько отведено настоящей любви?

- Если говорить о настоящей любви, то она не имеет срока годности. И чувство это только крепчает от выдержки, как хорошее вино. Другое дело, когда речь идет о страсти, весне, голоде. У этих век короче. Разногласия между мужчиной и женщиной возникают от того, что одним хочется любить, а другим просто хочется. Где-то после 35 они меняются ролями.

- Он и она – идеальная пара, это какая? Что должно быть в мужчине, и чего не должно быть в женщине, чтобы быть до конца вместе?

- Общение - вот что является гарантом долгих отношений. Всё остальное: чувства, оргазмы, уважение - лишь бонусы, хотя и приятные. Мужество - это то, чем должен обладать мужчина, и что напрочь лишает женственности женщину.

- Бывает ли дружба между мужчиной и женщиной? Прочитав «Стихи для гурманов», я наткнулась на очень занимательное стихотворение.  

дружба.jpg

- Вспомнилась фраза одной героини из «Кулинарной книги»: «Не надо со мною дружить, это не развивает меня как женщину». На мой взгляд, дружба между мужчиной и женщиной возможна только в одном случае: если сердца их принадлежат другим людям.

- В книге «Соло на одной клавише» вы рассказываете о поисках своей второй половинки. Произведение посвящено людям, которые ищут романы в Интернете. 

Все отношения проходят с завидной легкостью: люди легко знакомятся и так же легко расстаются. А их сильные чувства – это всего лишь подделка. Как вы считаете, можно ли действительно найти свою любовь в сети? Или настоящие чувства можно встретить только в реальной жизни?

- С одной стороны, Интернет - это камера одиночного заключения с видом на жизнь других людей, но с другой, почему бы и нет, некоторым удается выйти из своей в соседнюю камеру и найти вторую половинку. Главное, быть честным и отдавать себе отчет в том, что не стоит заводить романов, если вас не заводит.

Ринат Рифович с женой, сестрой,   мамой и сыном.jpg

  Ринат Рифович с женой, сестрой, мамой и сыном 


О Башкирии 


- Когда вы поняли, что станете писателем? Как происходили ваши шаги становления в литературе?

- Мысли такие проскакивали еще с детства, но первая книга вышла довольно поздно, в 38 лет. Далее было несколько сборников стихов, первый роман «Кулинарная книга» вышел в 2012 году. Следом появились «Где валяются поцелуи» и «В каждом молчании своя истерика». А потом «Соло на одной клавише», «Безумие» будучи разобранными на цитаты, сделали свое дело и привели меня в большую литературу.

детство.jpg

Ринат Валиуллин в детстве

- Вы родились и выросли в г. Салавате. Часто ли бываете на Родине? Сохранилась ли Башкирия вашего детства?

- Давно уже не был на Родине, хотя до того момента, как родители не переехали в Сочи, навещал ее постоянно. Конечно, сохранилась. Уральские горы никто не отменял.

- Есть ли у вас любимые места в городе?

- Это центр города - Ленин урамы, с его главной площадью и базаром, ну и, конечно же, это висячий мост через реку Белую.

- Ваша семья живет в Башкирии? Кто они по профессии?

- Родители до самой пенсии жили в Салавате, они из рабочих, трудились на Салаватском Машиностроительном Заводе в одном цеху. Мама, Минирайхана Гимаделисламовна - на кране, папа, Риф Закариевич - кузнецом.

папа мама брат писателя.jpg

Папа, мама и брат знаменитого писателя

- Правда ли то, что в детстве вместе с отцом вы отправились в кругосветное путешествие?

- Оно было не совсем кругосветным, когда он служил на флоте, мы пронеслись с ним по трем океанам. Теперь, когда, его не стало, мне надо завершить миссию. Пока собираю команду, жду, когда сын с дочерью подрастут.

- Повлияло ли это на ваше литературное развитие?

- Конечно, это все равно, что попасть в другое измерение. Хотя в детстве об этом не думаешь, но именно яркость впечатлений детства создает настройки того, каким должна быть контрастность сегодня, чтобы не поблекли краски жизни.


«В Башкирии незабываемая природа и люди»


- Есть ли у вас друзья в родном городе?

- Да, друзья в Салавате есть, правда многие уже переехали в Питер или, по крайней мере, отправили сюда учиться своих детей. Вдохновились. И в Уфе одноклассников много, кроме того, там живет еще и админ нашего электронного портала Кираева Альфия.

- Ваши дети знакомы с башкирской культурой? Разговаривают ли они на башкирском языке?

- Родители владели и татарским и башкирским. Благодаря им и летним каникулам, проводимым в деревне, на татарском я говорю свободно, башкирский понимаю. Кое-что передалось и моему старшему сыну Руслану.

- Давайте окунемся в школьные воспоминания. Очень часто на литературное пристрастие влияют учителя. Так хороший педагог может привить любовь к чтению, или наоборот, равнодушный – убить это желание на корню. А как обстояли дела у вас?

- Любовь к чтению мне привил старший брат Альберт. Он рано научил меня читать, после Букваря подкидывал книжки более художественные, которые в то время в большом дефиците и ходили по рукам до самого ветхого состояния. В школе тоже повезло, учительницей русского и литературы в лицее № 8 была Малофеева Раиса Николаевна. Она привила любовь к классической литературе. Пушкин, Шекспир, Лермонтов, те гении, что задали мне высокую ноту в юности.

выпуск школы.jpg

Выпуск школы. г. Салават

- Что вас теперь связывает с Башкирией?

- Незабываемы природа и люди. Жду не дождусь встречи с Родиной. Я все время думал, кто же первый пригласит меня, как писателя, в гости: Башкирия или Татарстан. В Казани встреча назначена на 7 апреля. А там рукой подать до родной Башкирии.                     

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также


Контент