Культура


Нужен ли республике фильм «Урал-батыр?»

20:35 01 Августа 2017 | 6519
Автор: Зухра БУРАКАЕВА
Все материалы автора

В связи с отменой грантов главы региона в 2017 году наша редакция решила выяснить дальнейшую судьбу проекта полнометражного художественного фильма «Урал-батыр», о котором так много говорилось в начале года.

Нужен ли республике фильм «Урал-батыр?»
Картина Джалиля Сулейманова

Но давайте сначала вспомним предысторию проекта.

Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!»

Было время, когда в начале года претенденты на гранты еще надеялись на справедливость. Затем, когда в тайне от всех проводили второй тур, перестали надеяться. Когда отменили результаты второго тура и в Правительстве Республики Башкортостан было проведено повторное заседание комиссии для более чем ста претендентов на гранты – вновь появились проблески надежды. Но и они быстро угасли.

Все это длительное время только одна творческая команда полнометражного игрового фильма «Урал-батыр» автора и продюсера Гаухар Батталовой не сомневалась в получении гранта и в полную силу работала над проектом. Грантополучателем выступила неизвестная телекомпания ООО «Ватан».

И потому неудивительно, что уже на второй день появления официальной информации о тех, кто стал обладателем грантов, в ИА «Башинформ» вышла статья с анонсом кастинга.

«Специально для съемок фильма будут сшиты оригинальные костюмы, построены декорации – подземные и подводные царства, которые по окончании съемок пополнят фонды музейных залов республики. В съемках будет максимально использована природа Башкортостана, в частности Бурзянского района: озеро Йылкысыккан, пещера Шульган-Таш, что придаст большую реалистичность событиям, происходящим в фильме. В картине будут показаны башкирские народные игры, обычаи. Специально для киноленты уже ставятся новые танцы, пишутся новые песни», – говорилось в анонсе.

Уже тогда заявления автора и продюсера вызывали большие сомнения: в эпосе нет ни подземного, ни подводного царства, а озеро Йылкысыккан – из эпоса «Акбузат».

Но это еще не так важно. Для многих было непонятным, почему столь сложный кинопроект игровой картины на мифологической основе, требующий тщательной творческой подготовки, глубокого изучения материала, должного уровня подготовки всей съемочной команды, доверили Гаухар Батталовой?

Да, безусловно, у Гаухар Тимерхановны имеется огромный багаж создания телепередач и документальных фильмов, но это в прошлом. Сейчас она – директор музейного комплекса «Древняя Уфа», у которого множество проблем. Кто их будет решать во время съемок?

И вообще, откуда в воздухе нарисовался этот глобальный проект?

Все просто. 17 января прошлого года Рустэм Хамитов сказал в своей речи к закрытию Года кино: «Нам бы очень хотелось, чтобы был снят фильм по мотивам башкирского эпоса «Урал-батыр». Думаю, что наши кинематографисты справятся с этой задачей».

Дружба крепкая не сломается…

Кинематографистов, само собой, спрашивать не стали. Конкурс объявлять тоже не стали. Потому что победила дружба.

Гаухар Тимерхановна, помимо музейного дела, все эти годы сопровождала министра культуры Амину Шафикову во всех зарубежных поездках, создавая фильмы на заказ. (При этом не забываем, что при киностудии «Башкортостан» есть штатные режиссеры-документалисты, закончившие киновузы и имеющие в арсенале множество международных наград на кинофестивалях).

Но министра культуры, похоже, мало что волнует, кроме священных уз дружбы. В итоге глобальный и сложнейший игровой проект достался режиссеру, который доселе ни разу не проявил себя игровыми работами. Ни одной короткометражки! А ведь это не просто один из эпосов, которых много в богатейшей мифологии башкир: «Куныр-буга», «Заятуляк и Хыухылыу», «Алпамыша и Барсынхылыу», «Акхак-кола» и пр. Это – «Урал-батыр». Главный, самый древний, сакральный эпос башкирского народа. Который при должном изучении и подаче станет еще одним брендом республики, в том числе для развития туристического кластера. Эпос, который надо явить всему миру в самом лучшем виде, а в противном случае – вовсе не трогать.

Фильма не будет?

Гранты отменили. Но работа над фильмом продолжалась. А недавно вдруг работа резко встала. При этом труд членов творческой команды никто не соизволил оплатить.

Чтобы узнать, в чем дело, мы направили запрос в Министерство культуры и получили ответ:

0001.jpg

Так, фильма не будет?..

Первым делом мы позвонили автору и продюсеру проекта Гаухар Батталовой, но она ответила однозначно: «Я ничего комментировать не буду».

Но вздыхать с облегчением или же огорчаться рано. Сегодня Минкульт дал такой ответ, а завтра повторится та же история, когда так легко и опрометчиво распоряжаются главными культурными ценностями народа.

И цель нашей публикации – дать возможность поразмыслить читателям, готова ли наша республика к большим кинопроектам? Что есть экранизация легенд и преданий народов?

Мы обсудили эту тему с разными специалистами.

рияз исхаков

Рияз Исхаков, кинорежиссер, продюсер, автор многих клипов и фильмов на этнические темы:

– Визуализация такого эпического материала требует большой подготовки и дорогой компьютерной обработки. Пусть это будет одна минута, но на уровне «Властелина колец». Этот образ должен запечатлеться в сознании всех – а сейчас все образы, связанные с эпосом «Урал-батыр», ущербные и работают в минус. Малые формы, в которых мы вынуждены работать, порой наносят урон культуре нашего народа. Мифология выглядит убогой. Я говорю и о некоторых своих клипах, хотя мы всегда выкладывались по полной. Мифология требует больших вложений. К сожалению, Министерство культуры так и не соизволило вникнуть в тонкости кинопроизводства. И формула «угоден – неугоден» особенно опасна, когда речь идет о таких важных для народа вещах, как экранизация эпосов.

circle (1).png

Тимур Мухтаров, кандидат социологических наук, замдиректора Института истории, языка и литературы:

– Новость, что фильма не будет, – неприятная. Если бы Гаухар Батталова, автор многих интересных документальных проектов, снимала бы его как документальный, с постановочными сценами, то 13,5 миллионов может и хватило бы. К эпическому материалу нужно подходить более ответственно. О нем должны шуметь, как о фильме «Бабич» к примеру.

circle (4).png

Алексей Фенин, редактор издательства «Инеш», издатель много книг по башкирской культуре и литературе, в том числе народных эпосов:

– Сюжетных линий в эпосе «Урал-батыр» много. Можно написать множество сценариев, выбрав одну или другую линию, – смотря какую задачу ставить. Но если учесть, что эпос определяет фундаментальные вещи, что каждой символ, заложенный в художественном слове, должен быть расшифрован, то это большая и скрупулезная работа. Что касается меня, я считаю, что делать фильм на башкирском языке не имеет смысла. Многие башкиры хорошо знают свой эпос, могут спокойно прочесть его. А нужно донести его до всего мира. Для этого нужен качественный, хороший перевод, доносящий все смыслы. Экранизировать эпос – затея недешевая. И если за это однажды возьмутся, то нужно поставить задачу, чтобы эпос рассказывал о народе, раскрывал масштабы, глубокие пласты. Чтобы он был зрелищным и интересным для российской и мировой публики. А это многомиллионные вложения. Лучше пока начать с интересного, познавательного документального фильма с привлечением специалистов, с использованием современных технологий – это очень нужно как для самих башкир, так и для всех других народов.

circle (2).png

Также мы попросили рассказать о сложности экранизации эпического материала известного киноведа, специалиста по этническому кино Сергея Анашкина (г. Екатеринбург):

– Здесь нужно уточнить термины. Слово «эпос» объединяет разные типы повествований: тут и более поздние исторические вроде ногайско-татарского «Идегея», и те, что опираются на смутные воспоминания о реальных событиях вроде «Шахнаме» или «Илиады», и, наконец, архаические мифо-поэтические циклы – к ним относятся реликты раннего тюркского эпоса: «Урал-батыр» и якутские олонхо. Для экранизации каждого из этих эпосов необходимы особые подходы, где-то можно опираться на достижения исторического (костюмного) кино, а где-то обращаться к наработкам фэнтези. Мне экранизаций классических эпосов попадалось немного. Как ни странно, попытки делать такое кино предпринимались в Советском Союзе: трилогия по «Шахнаме» в Таджикистане (в духе условных «исторических хроник») и «Кыз-Жибек» в Казахстане (костюмная мелодрама). Индийцы регулярно экранизируют куски своих гиперэпосов «Махабхараты» и «Рамаяны», но в национальной эстетике, для внутреннего пользования. Американцы и европейцы делали адаптации греческого эпоса, «Илиады» и «Одиссеи», но на первый план выходила у них авантюрная составляющая (как, впрочем, и в экранизации книг Ветхого Завета, тоже ведь эпос в определенном смысле). У якутов пока не дошли руки до своих олонхо. И это связано не только с неподъемной технической сложностью и дороговизной съемок фэнтези, но и с тем, что не найдена адекватная форма для адаптации (воспроизводиться должен не только сюжет, но и вся полнота архаического миросозерцания). Думаю, что и башкирам рано браться за эпос «Урал-батыр», потому что это произведение не только перечень подвигов древнего героя-кавалериста, но и этиологический миф – об устроении мира. Это вообще-то очень языческий текст – таковым его надо и делать (а понравится ли это мусульманскому духовенству?). Форма экранизации должна быть нестандартной – на стыке разных искусств и типов кино (игровое, анимация, этно-опера даже). И стоить такое кино должно не копейки. Дороговизна производства – вот что отпугивает нынешних авторов от подобных проектов (ну и «сопротивление материала»).

Если вы знакомы с эпосом «Урал-батыр», как считаете, каким он должен быть на экране? 

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте нас в


Новости партнеров


Загрузка...


Спецпроекты


Тесты




Газета BONUS


Карточки



Афиша




Газета BONUS



Опрос




Происшествия




Сексуальная пятница