сегодня в 07:00 c1111 e0


Культура



Народный украинский хор «Кобзарь» – малая родина для украинцев в Башкортостане

19:32 27 Декабря 2017 | 2312
Автор: Нурия ФАТХУЛЛИНА
Все материалы автора

Украинцы – одна из этнических общин на территории Республики Башкортостан, которая формировалась в течение нескольких исторических периодов. Сегодня этот народ очень прочно обосновался на башкирской земле. Из поколения в поколение они стараются передать все традиции и обычаи своего народа. 

Народный украинский хор «Кобзарь» – малая родина для украинцев в Башкортостане

История

Первые украинские переселенцы на территории республики появились в начале XVIII века, когда правительство переселяло их на крепостную линию Южного Урала и Приуралья для несения военной службы. Первые «черкасы», то есть служилые украинцы, появились в Оренбургской губернии, в состав которой входила территория сегодняшнего Башкортостана, более 270 лет назад. Это были переселенцы преимущественно из восточных областей Украины: Полтавской, Черниговской, Киевской, Харьковской, Екатеринославской, Херсонской. После отмены крепостного права переселение украинцев в Башкирию усиливается.

В 1917 году освоение новых промышленных и аграрных районов на востоке страны вызвало новую волну миграции украинцев в Башкортостан. Более компактно они проживали в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Кумертау и Давлеканово. В крае сложились три основных украинских анклава: на юго-западе – Белебеевский уезд (52,8%), на юге – Стерлитамакский уезд (21,29%), в центре – Уфимский уезд (21,38%). Южные, юго-западные и центральные районы по своим природно-климатическим условиям были похожи на Украину, поэтому больше привлекали украинцев. Кроме того, эти районы были менее заселены.

898-80-1cfab00a00f1cd57c601fc6918d0b74e-1110x740.jpg

В послевоенное время численность украинцев стала уменьшаться. В 1959 году в Башкортостане насчитывалось 83 594 украинца, а в 1979 году – 75 571. Это стало следствием оттока украинцев на родину, а также относительно быстрого процесса ассимиляции украинцев в русском населении. Последнее особенно касается жителей городов и рабочих поселков, в сельской местности данный процесс выражен слабее. По данным переписи населения 2010 года, численность украинцев на территории Башкортостана составляла всего 39 875 человек.

Они занимались земледелием, животноводством, птицеводством, пчеловодством. Среди украинцев были бондари, гончары, кузнецы, шорники, кожедубы, ткачи и др. Переселенцы сооружали временные жилища: каркасные постройки с плетневыми стенами (плетньова хата), землянки (дьворнушка, землянка). Стены дома обмазывались глиной с соломой и белились. Под влиянием местных традиций и климата украинцы со временем начинают устраивать крытые дворы (лобази, лопаси).

«Кобзарь»

13 января 1990 года инициативной группой была проведена Учредительная конференция, на которой было основано Товарищество почитателей украинской культуры «Кобзарь», преобразованное на первом съезде украинцев в 1992 году в одноименный Республиканский национально-культурный центр. Членов товарищества объединили воспоминания об Украине и любовь к украинской песне. Основную цель своей работы они видели в возрождении украинской культуры, традиций, обрядов и обычаев на территории Башкортостана.

– Когда мы начинали работать, то украинцы в Башкортостане очень стеснялись разговаривать на родном языке. Благодаря «Кобзарю» людям пришло понимание, что знать свой язык и разговаривать на нем – гордость. С помощью наших песен украинцы объединились, – считает председатель Республиканского национально-культурного центра украинцев Башкортостана Владимир Дорошенко. – Прививать ребенку любовь к своему языку нужно с самого раннего возраста. Основа этнического воспитания должна закладываться в семье.

Коллектив художественной самодеятельности уникален прежде всего своими участниками. Это творческое содружество людей талантливых, веселых, обладающих вокальными и артистическими данными, разного возраста и профессий. Визитной карточкой хора «Кобзарь» являются песни, в которых звучит тема высокого патриотизма. В репертуаре хора есть и духовные песнопения, исполняемые без инструментального сопровождения. Коллектив является почетным гостем в церквях города на праздновании Рождества и Пасхи. За последние годы репертуар хора обогатился украинскими народными песнями в обработке Петра Андрийчука – профессора Киевского национального университета культуры и искусства, художественного руководителя и дирижера Заслуженного ансамбля песни и танца «Дарничанка». Большая часть народных песен аранжирована и обработана руководителем хора «Кобзарь» Людмилой Бабушкиной. В 2006 году хор «Кобзарь» совместно с группой прихожан Сельско-Богородского храма Уфы побывал в паломнической поездке по храмам России и Украины.

iUnNUn3HC5Q.jpg

Фото: gkdc.ru

– Я пою в хоре с момента его основания. Тогда еще даже моя мама пела. В репертуаре в основном украинские песни, так же есть башкирские и татарские. Вместе с нами выступал Сайфулла Хайруллин, который на Украине исполнил «Уралым» на курае, а затем спел песню на украинском. После этого ему присвоили звание «Заслуженный артист Украины», – делится воспоминаниями участница хора «Кобзарь» Таисия Никитина. – Где только мы ни были с концертами! Два-три дня едем на поезде, прямо там и репетируем. Помню, на заседании Рады выступали. Тогда рукоплескал весь зал.

Ежегодно в марте украинцы Башкортостана собираются, чтобы славить имя Великого Кобзаря, показать мастерство, сделать своего рода отчет о том, чего достигли, что сохранили, чему научились, перед теми людьми, которые стояли у истоков общества «Кобзарь».


Большой праздничный гала-концерт всем по душе. Традиционные песни, танцы и частушки ярко демонстрируют богатство культуры украинского народа. За 27 лет своей творческой деятельности народный хор «Кобзарь» приобрел широкую популярность среди украинской диаспоры – как в Башкортостане, так и далеко за его пределами. С именем хорового коллектива тесно связано становление и развитие на башкирской земле песенной культуры украинцев, которая представляет собой самобытное, яркое, оригинальное явление. Великая сила – любовь к украинской песне – сплотила всех украинцев, русских, татар, башкир и представителей других национальностей в единую творческую семью. Сегодня в республике работают около 20 коллективов художественной самодеятельности, среди которых звание «народный» носит хор «Кобзарь» (г. Уфа), ансамбль «Барвинок» (г. Стерлитамак), хор «Днипро» (г. Мелеуз). Все они частые гости республиканских и российских праздников.

Сохраняя язык, сохраняем культуру

Привлечение детей и молодежи к украинскому языку и культуре стало одним из главных направлений в работе коллектива «Кобзарь». Уже 1997 году начался расцвет украинского образования в республике: в местах компактного проживания украинцев стали активно открываться школы и классы с изучением предметов украиноведческого цикла: украинский язык и культура, история и культура Украины. В республике начала функционировать многоуровневая система украинского национального гуманитарного образования: детский сад – школа – колледж – вуз. В Уфе успешно работает Союз профессиональных учителей украинского языка и литературы. Ребятам из Башкортостана, изучающим украинский язык, предоставляются бесплатные путевки на Украину. 13 лет подряд председатель Центра Владимир Дорошенко лично возил детей на Украину. В последнее время эти поездки прекратились.

qlo5Nwa5RMk.jpg

Фото: gkdc.ru

– Главное в работе украинских воскресных школ – возрождение и сохранение традиций украинского народа. Все уроки посвящены истории, литературе и традициям украинцев Башкортостана. С этой целью мы ездим в школы с концертами, проводим с детьми беседы. Как минимум раз в год собираемся на литературное чтение им. Т. Г. Шевченко, – рассказывает руководитель школьного этнографического музея им. Т. Г. Шевченко Вилина Вахитова.

Сегодня в республике работает Украинская национальная воскресная школа им. Т. Г. Шевченко, Национальная украинская воскресная школа «Злагода-Согласие» в Уфе и Воскресная украинская школа в городе Салавате. Украинский язык в республике изучают около 500 учащихся. Организуются детско-юношеские лингвистические лагеря. Действуют общеобразовательные школы в селе Степановка Аургазинского района, в селе Троицкий Благоварского района и в селе Золотоношка Стерлитамакского района.

Село Золотоношка – это просто уникальное место. Здесь был учрежден историко-культурный центр украинцев Башкортостана, в котором объединены сельский дом культуры, библиотека, краеведческий музей и школа. Особого внимания достойна, конечно же, школа. Здесь ребята не только учатся читать и писать на украинском, но и занимаются музыкой, танцами, учат стихи. В школе возрождаются украинские ремесла: ватынанка (резные узоры из бумаги), плетение из соломы, камыша, ивовой лозы. В кабинете украинского языка создан даже уголок самобытной культуры с вышивкой, куклами-мотанками, изготовленными руками учащихся. На базе школы действует профильный этно-лингвистический лагерь «Кобзарик» для детей, желающих соприкоснуться с украинской культурой. В нем отдыхают дети, живущие в селе Золотоношка, городах Стерлитамаке, Салавате, Санкт-Петербурге. В течение всей смены дети участвуют в традиционных праздниках, играх и обычаях. «Сорочинская ярмарка» и «Козацьки розвагы» – это любимые праздники детей. Помимо этого, есть творческая мастерская «Перлына творчости», где дети работают с войлоком, атласными лентами, глиной. Главная цель мастерской – развитие творческих способностей ребят. Но самое главное – дети знакомятся с украинской культурой, обычаями, учатся читать, петь песни, рассказывать стихотворения.

Ежегодно проводится конкурс имени Петра Яцека, Республиканский детско-юношеский фестиваль украинской культуры «Червона калина», на котором выступают коллективы художественной самодеятельности в разных номинациях. Ребята с удовольствием участвуют во всех конкурсах и фестивалях. Три года подряд они ездили в Артек с конкурсной программой «Моя земля – Украина». До государственного переполоха вместе с Республиканским национально-культурным центром дети ездили на экскурсии и летние лагеря, где, взаимодействуя с носителями языка, усваивали свой родной украинский язык.

VF1ooNmP8Ko.jpg

Фото: oprb.ru

Более того, в Башкортостане есть Союз украинок Башкортостана «Берегинья», Союз украинской молодежи Башкортостана «Пласт», библиотека при филиале Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова в Уфе, музей украинской воскресной школы им. Т. Г. Шевченко, который является единственным зарегистрированным украинским музеем в России.

Святая вечеря и Рождество

Каждый год Республиканский национально-культурный центр совместно с уфимскими воскресными украинскими школами стараются проводить все национальные праздники. Как признаются старожилы, сегодня молодое поколение не стремится собираться на мероприятия и только дети с большим энтузиазмом участвуют в обрядах и обычаях.

sNGvM3I_45k.jpg

В школах для детей готовят подарки и сладости. Они, в свою очередь, поют народные песни, частушки, рассказывают стихи и танцуют. После этого им начинают раздавать кулечки. Неслухмяным (непослушным) детям подарки достаются в последнюю очередь. Их в шуточной форме пугают розгами, чтобы в следующем году они вели себя хорошо.

А в семье задолго до Великого праздника Рождества Христова начинается тщательная подготовка. Украинцы соблюдают строгий 40-дневный пост, который заключается в отказе от развлечений и мясных блюд. В домах наводят порядок, ходят в церковь исповедаться, закупают продукты и обновки, в том числе и одежду, которую надевают в Святой вечер. Вся работа делается на неделю вперед, поскольку считается, что до 13 января –Щедрого вечера – нельзя ничего делать по дому.

В канун Рождества, 6 января, вся семья садится за постный стол. Первая вечерняя звезда оповещает людей о великом чуде – рождении Сына Божьего. Можно начинать Святой Ужин – зажечь свечу и помолиться. На столе обязательно наличие двенадцати блюд – в честь двенадцати апостолов. От каждого блюда стоит отведать хотя бы немного. Традиционно на столе бывают вареники, борщ, рыба, грибы, каша, соленая капуста, картофель, голубцы, узвар. На сладкое подают яблоки, запеченные с медом и орехами, и пироги с маком, изюмом и ягодами. Главное блюдо все-таки – кутя. Ритуальное рождественское блюдо с медом, орехами, маком и пшеницей. Обычно хозяин дома делит смазанное медом угощение на количество присутствующих и, поздравляя всех с праздниками и желая дождаться следующего года, перекрестившись и поцеловавшись, каждому подает кусочек этой пресной выпечки. Так начинается трапеза.

767621_1588890.jpg

Традиционное блюдо на Новый год – кутя. Фото: we.org.ua

После этого можно браться за приготовление праздничных блюд. Есть мясо разрешается только в первый день Рождества. После захода солнца стол застилают свежим сеном или соломой. Поверх сена насыпают немного зерна и покрывают стол скатертью, под которую по углам кладут по зубчику чеснока. По преданиям, чеснок оберегает от злой силы и болезней.

После ужина дети идут колядовать. С песнями и плясками ребятишки ходят по домам. В своих песнях-колядушках они воспевают хозяев, желают им счастья, достатка и здоровья.

Взрослые специально для этого дня готовят очень много угощений и подарков. Следующее утро, 7 января, начинается с прихода гостей. Хорошей приметой считается впустить в дом первым мужчину. В полночь люди дарят друг другу подарки, загадывают желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле и силы небесные исполняют все задуманное. Все загаданные на Рождество желания обязательно должны быть добрыми.

Двенадцать дней после Рождества (до 17 января) называются святыми днями, или Святками. В эти дни принято совершать милосердные дела. 

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте нас в


Новости партнеров


Загрузка...


Спецпроекты


Тесты




Газета BONUS


Карточки



Афиша




Газета BONUS



Опрос




Происшествия




Сексуальная пятница