Культура



Народное наследие: мордва в Башкортостане

11:11 18 Декабря 2017 | 5671
Автор: Нурия ФАТХУЛЛИНА
Все материалы автора

Мордва – самый многочисленный финно-угорский народ России. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживает 744 237 его представителей, в Республике Башкортостан – 20 300. Сформировавшись как этнос в Поволжье, сегодня они расселились практически по всем регионам России. Значительная часть мордвы живет в пределах Республики Мордовия, традиционными регионами проживания являются также Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Нижегородская, Оренбургская области, Республики Башкортостан и Татарстан.

Народное наследие: мордва в Башкортостане

Мордва состоит из двух субэтносов: эрзи и мокши, имеющих существенные языковые и этнокультурные различия. Основная часть мордвы Башкортостана – эрзя, мокша составляет лишь незначительную долю. Мокшанскими являются село Кузьминовка и деревня Булякай Федоровского района. Современные мокшанский и эрзянский языки относятся к финно-угорским языкам.

Недавно в селе Федоровка Федоровского района прошли мероприятия, посвященные зарождению мордовского общественного движения в республике и 20-летию образования Региональной общественной организации «Мордовский национально-культурный центр Республики Башкортостан». В рамках праздничной программы состоялась презентация книги «Мордва. 300 лет в соцветии курая», представляющей собой сборник историко-этнографических статей, современных публицистических очерков и зарисовок.

Мордовский фольклор

Сегодня невозможно даже представить концертные площадки Башкортостана без мордовских творческих коллективов, вновь и вновь удивляющих и завораживающих своими выступлениями, основой которых является традиционное многоголосное пение. Около 20 художественных коллективов органично вписываются в общую музыкальную палитру Башкортостана. Среди них мордовские фольклорные ансамбли «Умарина» села Енгалышево Чишминского района, «Эрзя» села Каменка Бижбулякского района, «Зорине» села Ильтеряково Кармаскалинского района, «Вастома» села Садовка Стерлитамакского района, «Килейне» деревни Верхний Алыштан и «Дёмские зори» деревни Алешкино Федоровского района, «Ялгат» деревни Новые Сулли Ермекеевского района, «Эрзяночка» деревни Михайловки Дуванского района и многие другие. Радуют своими звонкими и чистыми голосами мордовские детские ансамбли, работающие под руководством старших наставников.

0Ki8VSB-9Jk.jpg

Мордовский фольклорный ансамбль «Эрзя» села Каменка Бижбулякского района в этом году празднует 60-летие. Участники коллектива – это не профессиональные артисты, а люди, занимающиеся музыкой в свободное время. Шли годы, на смену одним участникам приходили другие. И все было им под силу: дальние дороги, работа, домашнее хозяйство, дети, внуки. Впрочем, все, как у всех, но для любимого дела всегда находилось время.

Участников ансамбля объединяет любовь к родному языку, песне, культурным традициям, которые еще сохранились на селе. Сегодня простые сельские труженицы: В. П. Каракозова, Н. В. Гурьянова, В. И. Трофимова, Т. Ф. Чугунова, И. С. Николаева, Т. И. Егорова, Л. Н. Попова, Н. Ф. Проняшина – составляют основу коллектива. Талантливые участницы исполняют старинные мордовские песни без музыкального сопровождения. В репертуаре есть народные песни, которые знают только жители Каменки: «Мон тейтерь ульнень», «Самсон леляй», «Пиже луга». Они считают передачу народного фольклора молодому поколению своим главным долгом.

Младший состав ансамбля под названием «Горниповне» уже имеет свои победы: в 2016 году он занял первое место в Республиканском детском конкурсе «Яблоневый сад».

Республиканский фестиваль «Седяк, эрзянь гармония!» («Играй, гармонь мордовская!») самого народного инструмента – гармони – уже приглянулся ценителям народной музыки. Впервые фестиваль прошел в 2015 году в деревне Наумкино Аургазинского района. Давно жители этой мордовско-чувашской деревни не принимали у себя столько гостей из разных районов республики. Праздничное оживление, музыка, яркие национальные костюмы. Концерт прошел при полном аншлаге. Здесь можно было услышать как профессионалов, так и начинающих артистов, которые еще совсем недавно взяли в руки гармошку.

Играй, гармонь мордовская,

Сегодня не до сна,

И льется песня звонкая,

И мечутся меха…

Озорные частушки, лихие наигрыши, веселые попурри, народные песни – этот день стал для всех праздником души. Гармонь объединила людей разных национальностей, возрастов и профессий.

В селе Кузьминовка и деревне Булякай Фёдоровского района работает единственный в республике самодеятельный творческий коллектив «Пизелкс чувто» («Рябинушка»), исполняющий песни на мокшанском языке. Фольклорный ансамбль образован почти полвека назад, в 1970 году. А некоторым песням, которые они исполняют, уже больше 100 лет. В репертуаре ансамбля не только старинные мокшанские песни, но и современные, исполняемые в неповторимой, присущей только «Рябинушке» манере.

Коллектив вносит большой вклад в сохранение народных обрядов и праздников. Например, обряд создания подружками невесты и женщинами свадебных бус всегда вызывает большой интерес. Эти бусы – оберег. Их делают из полых трубочек и ярких цветных лоскутков, нанизываемых на нить. Женщины всегда рвали ткань для этих бус, ведь считается, что звук разрывающейся материи отпугивает злых духов.

Великий день – Инечи

У мордвы сохранились многие дохристианские обряды, такие как мордовские озксы (моляны). Однако мордва республики, принявшая христианство еще до переселения в башкирские края, в основном соблюдает христианские обычаи.

img-305-15065169541007.jpg

В деревне Новые Сулли Ермекеевского района традиционно отмечают православную Пасху (по-эрзянски – Инечи, Великий день). Здесь можно познакомиться с мордовскими обычаями и традициями празднования этого дня.

В Пасху в деревне проходит фестиваль мордовской культуры. Все желающие могут принять участие в пасхальных игрищах и попробовать блюда национальной кухни, которые традиционно готовятся на Инечи.

– Великий праздник Инечи – это напоминание каждому из нас о необходимости творить добрые дела, любить ближнего, относиться ко всему с милосердием и великодушием, – говорит председатель районного мордовского общества Александр Головин.

Пасху начали отмечать в XVIII веке, при этом параллельно проводились языческие обряды. Приготовление к празднику начинается задолго до него. В домах обязательно проводят генеральную уборку, а в четверг – он считается днем очищения – топят баню. В ночь на Инечи по улицам не ходят: по поверью, в это время по земле бродят мертвые и черти. С раннего утра дети, а иногда и взрослые, ходят по домам и собирают яйца. В пасхальные дни играют с крашеными яйцами, катаются на качелях, посещают близких родственников.

На Инечи у мордвы было много примет: ночь тихая – к хорошему году, лунная ночь – к неурожайному, сон на Пасху считали пророческим, христосоваться первым в дом войдет мальчик – год будет хороший для хозяина.

Песни Матери-Земли

Национальный праздник мордовской культуры «Масторавань морот» традиционно проходит в селе Каменка. Судя по архивным данным, это село считается наиболее ранним поселением мордвы на башкирских землях.

В этот день в Каменку приезжают уроженцы села, гости из Бижбулякского и соседних районов республики. Здесь можно посетить этнографический и военно-патриотический музеи, познакомиться с выставкой декоративно-прикладного творчества мордвы, послушать мелодичные мордовские песни в традиционном исполнении.

mordva_0.jpg

– Население с большим интересом относится к народным праздникам и мероприятиям, способствующим сохранению и развитию мордовской культуры. Они дают возможность ощутить себя единым целым и рассказать о своем народе, его особенностях и различиях. В то же время праздники поднимают настроение, помогают творческому проявлению, создают условия для самовыражения и самореализации людей, – говорит председатель РОО «Мордовский национально-культурный центр РБ» Юлия Герасимова.

А мордовские угощения пробуют все, ведь хозяева стараются на славу и готовят только старинные национальные блюда: овтонь мадят (медвежья лапа), цемарат (галушки с салом), суронь пачалксеть (пшенные блины), салтозь капста панго марто (квашеная капуста с грибами), чапамо ловсо (кислое молоко). Почетное место среди блюд занимает свадебный пирог лукш, который состоит из нескольких слоев начинки.

Жительница Каменки Ирина Шишкина до сих пор готовит традиционные угощения на семейные торжества. Каждый год она делает уникальный деревенский «деликатес» – позакши (квас из свеклы). Для этого сахарную свеклу очищают, шинкуют, заливают водой и варят в чугуне в течение суток, пока она не станет светло-коричневого цвета. Потом добавляют пшеничные отруби и оставляют еще на сутки. После, остудив до комнатной температуры, добавляют ржаную муку и ставят в духовку на малый огонь для томления еще на сутки. Готовую массу раскладывают на посыпанный мукой противень мелкими кусочками или лепешками. Противень ставится в духовку для просушки.

– Я единственная в селе, кто не потерял рецепта, умения и желания готовить это необычное угощение, которому научила меня бабушка Василиса. Времени для приготовления уходит много, но это стоит того! – рассказывает Ирина Шишкина. – Получаются очень вкусные вяленые кусочки почти черного цвета в серую крапинку. Для длительного хранения их можно высушить сильнее. При необходимости из них готовят мордовскую позу (квас), но у нас до позы дело доходит редко.

Неповторимая атмосфера мордовского села с его гостеприимством и радушием никого не оставит равнодушным!

Ирина Шишкова предлагает рецепты еще нескольких мордовских блюд.

Цёмарат (галушки со свининой)

Пельменное тесто: в емкость разбиваю яйцо, добавляю стакан воды, две щепотки соли, перемешиваю. Затем добавляю муку и замешиваю крутое тесто. Оставляю его на полчаса. Беру часть теста и раскатываю в лепешку толщиной 1 мм, которую разрезаю на полоски шириной 4-5 см. Нарезаю соленое сало на мелкие кусочки и начинаю лепить галушки. Беру полоску теста, на край кладу кусочек сала. Форма галушек зависит от того, как нарежу сало (полосками или квадратиками). Заворачиваю в тесто. Кусочек сала, завернутый в тесто, сжимаю в ладони. Варю цёмары минут пять в мясном бульоне, но можно просто в воде с добавлением соли. Цёмары подаю с бульоном, украшаю зеленью.

T88hL0005lU.jpg

Суронь пачалксеть (пшенные блины)

Беру 0,5 кг пшенной муки и заливаю стаканом чуть теплой кипяченой воды. Размешиваю и оставляю на два часа для набухания. Одну столовую ложку дрожжей развожу в половине стакана теплого молока. В набухшую «кашу» добавляю пять яиц, сахар, соль по вкусу, 300 г подогретого молока, 100 г топленого сливочного масла и пять столовых ложек пшеничной муки. В последнюю очередь ввожу разведенные дрожжи, все тщательно перемешиваю. Консистенция должна быть такая же, как у жидкой сметаны. Тесто оставляю на три-четыре часа подходить в теплом месте. Затем на смазанной подсолнечным маслом сковородке выпекаю пышные блины. Каждый блин смазываю сливочным маслом.

Наследие предков

Говорят, чтобы лучше узнать и понять характер человека другой национальности, нужно непременно побывать на его традиционных праздниках. Как отмечают в Мордовском национально-культурном центре, старшее поколение активнее участвует в мероприятиях и народных гуляниях.

– Народные праздники, обычаи, обряды – это наследие наших предков, основанное на самых лучших традициях и ценностях человеческой жизни. К сожалению, многие элементы традиционной мордовской культуры забыты и ушли из памяти людей, – рассказывает председатель РОО «Мордовский национально-культурный центр РБ» Юлия Герасимова. – Наша первостепенная задача – собрать сохранившиеся традиции по крупицам, приумножить и непременно передать будущим поколениям. Не сделать этого – значит потерять источник духовного и эстетического развития людей, способствовать отчуждению и хладнокровию по отношению к ценностям человеческой жизни.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте нас в


Новости партнеров


Загрузка...


Спецпроекты


Тесты




Газета BONUS


Карточки



Афиша




Газета BONUS



Опрос




Происшествия




Сексуальная пятница