18+
Культура

Ангиза Ишбулдина: «В Уфе слишком много театров, при этом нет здоровой конкуренции»

16:49 20 Марта 2018 | 3673
Автор: Нурия ФАТХУЛЛИНА
Все материалы автора

18 марта в Башкирском академическом театре драмы им. М. Гафури состоялась премьера спектакля «Баллы, тирәкле Балтирәк» («На кисельном берегу») молодого драматурга Ангизы Ишбулдиной. Этот спектакль уже становился лауреатом премии Международного конкурса пьес «Евразия» в номинации «Новая Уральская драма» (Екатеринбург, 2016) и финалистом конкурса драматургических произведений «Кульминация» (Москва, 2016). Сегодня лирическую комедию, которая с аншлагом идет в Екатеринбурге, представили зрителям Башкирии. Ангиза Ишбулдина раскрыла секрет успеха своих пьес и рассказала о том, чего не хватает в республиканских театрах. 

Ангиза Ишбулдина: «В Уфе слишком много театров, при этом нет здоровой конкуренции»
Фото: bashdram.ru

– Откуда такое интересное название пьесы?

– Эта пьеса о деревне, об оторванном от мира кусочке земли, где всем хорошо. И многим известно выражение «Молочные реки и кисельные берега». Вспоминаются сразу сказки из детства, что-то теплое, доброе. Хотелось вызвать такие ассоциации у зрителей и читателей. 

– Ваши пьесы высоко оцениваются критиками. Как думаете, в чем их особенность? Чем они отличаются от других работ?

– Ну, я бы не сказала, что высоко. Они, скорее, не высоко оценивают, а умеют выделить какие-то плюсы, ободрить и вдохновить на дальнейшую работу. Особенность, наверное, в наивности, в доброте. В наше время зрителя сложно чем-то удивить, поэтому часто драматурги провоцируют их какой-то грубостью, откровенностью, иногда жестокостью.

А я так пока не умею, не получается. Поэтому, вероятно, беру какой-то забытой добротой. Люблю писать о любви, жизни и о себе. Для меня драматургия – это способ выразить чувства, боль… Не могу ответить однозначно. Мне просто хочется рассказывать истории. Можно писать на любую тему, главное, чтобы грело.

shumnov-5028.jpg

Спектакль «На кисельном берегу» в Башдрамтеатре. Фото: bashdram.ru 

– Почему вдруг Башдрам решил поставить именно вашу работу на сцене? Для этого нужны особые договоренности или необходимо пройти конкурс?

– По блату, может? Шучу. А кто-то на самом деле может так подумать. Режиссер спектакля Алмас Амиров (народный артист РБ – прим. ред.) – мой свекр. Но в действительности Алмаса Хадисовича можно считать соавтором пьесы, идейным вдохновителем. Как-то за семейным ужином он рассказал историю, которая легла в основу пьесы. Не буду пересказывать сюжет, лучше приходите на спектакль. Он очень помогал, когда я писала эту пьесу. Приносила какие-то кусочки, сцены, зарисовки. Мы всей семьей собирались, читали, обсуждали. Потом делала для себя выводы и шла писать дальше. И уже тогда Алмас Хадисович делился идеями, как это можно поставить. 

Поэтому считаю, что вполне органично, что сейчас постановка идет именно в Башдраме. Ну и, конечно же, во многом это возможно благодаря Олегу Закировичу Ханову (художественный руководитель Башдрамтеатра – прим. ред.), который поддержал идею постановки.

shumnov-5158.jpg

После премьеры. Фото: bashdram.ru

– Как вы решили связать свою жизнь с театром. Это было вашей мечтой с детства?

– Я была закулисным ребенком. Когда с семьей жили в Межгорье, мама работала в местном ДК, а папа был трактористом. После работы он прибегал в клуб играть в спектаклях самодеятельного театра. Так и росла за кулисами и в тракторе, а в садик не ходила. Видела родителей на сцене и даже не могла представить, что можно выбрать профессию, не связанную с искусством. Когда мне было пять лет, мы переехали в Уфу. Мама училась в театральном, потом устроилась работать в Башдрам помощником режиссера. И я практически каждый день проводила в театре.

Мне ужасно нравилось ходить на репетиции, заглядывать в гримерки, щупать костюмы, мерить парики, слушать, как актеры распеваются в коридорах, смотреть, как зал заполняется зрителями. Некоторые спектакли посмотрела 20-30 раз. Особенно мне нравились поклоны в конце спектаклей, тогда меня такая гордость пробирала за актеров, ведь они мне все как родные были.

Иногда приходилось делать замечания по спектаклю, мол, в прошлый раз лучше было. Была уверена, что буду работать в театре. Не важно кем. Только в подростковом возрасте у меня изменились интересы, и я решила, что хочу шить одежду. Два года училась на закройщицу, но потом все равно поступила в театральный.

– У вас первое образование – актриса театра, второе – театральный работник, драматург. Почему такой путь? Неужели вы разочаровались в актерской профессии?

– Я в профессии не разочаровалась. Просто после института у меня не получилось устроиться в театр, но творить хотелось. И как-то увидела объявление, что в Уфе идет набор пьес для участия в семинаре, который организовал Центр драматургии и режиссуры РБ. Тогда села и написала свою первую пьесу «Уфа, я люблю тебя!». Кто-то тогда еще сказал, что пишу лучше, чем играю. И решив заняться драматургией серьезнее, поехала поступать к Николаю Коляде (российский актер, прозаик, драматург, сценарист, театральный режиссер, заслуженный деятель искусств РФ – прим. ред.).

Думаю, драматургу надо знать сцену изнутри. Очень часто актеры, режиссеры пишут пьесы. Бывает ровно наоборот: драматурги ставят, актеры пишут, режиссеры играют. Все ведь это ради одной цели – сделать хороший спектакль. Например, у моего учителя Николая Коляды свой театр, где он ставит спектакли, в некоторых сам играет, при этом у него около 150 пьес, которые ставят по всему миру. Одно другому не мешает, а только помогает в деле. И тем более

актерскую профессию не бросила – сейчас работаю в театре в гриме De bufo. По иронии судьбы все наши спектакли играются без текста. Мы работаем в таких жанрах, как пантомима, театральная клоунада. Но драматургию в спектаклях никто не отменял. Текст – это очень сильное выразительное средство, без него приходится больше стараться. Не спрячешься за словами, и при этом все должно быть понятно. Сложно, но в этом, наверное, самый кайф.

xMgH4EKsmoo.jpg

Ангиза в постановке театра De bufo

– Как вы настраиваетесь на работу? Будучи замужем, как успеваете писать пьесы, играть в театре?

– Перед тем как начать писать, смотрю фильмы на схожие темы, слушаю музыку, перечитываю любимые пьесы, делаю уборку в квартире, чтобы потом не отвлекаться на бытовые дела. Все успеваю, потому что времени много. Пишу редко, спектакли идут не так часто, как хотелось бы. Мой муж Эмиль своими делами занят: работает, пишет музыку. И никто от недостатка внимания не страдает. 

P_qdVoJXo-k.jpg

С мужем Эмилем Амировым. Фото: vk.com/angizzzzza

К моим частым командировкам относится вполне спокойно. Он и сам часто в разъездах бывает. К тому же Эмиль вырос в актерской семье и знает, что такое гастрольный режим. Хотя сначала не очень серьезно относился к моему увлечению. А когда прочитал первую пьесу, стал поддерживать, помогать. Кстати, он всегда первым читает мои пьесы и дает объективную оценку. Бывало,

когда у меня не получалось начать пьесу, Эмиль заставлял меня, не спал ночами, контролировал. Для него самое страшное – если заброшу это дело. Я очень благодарна ему за колоссальную поддержку.

– Бытует мнение, что театр скоро умрет как вид искусства. Как думаете, сегодня театр необходим человеку?

– Думаю, что театр нужен, как и во все времена. Он от необходимости ведь и возник. Сейчас все кричат о том, что люди деградируют из-за интернета, а мне кажется, что это уже вчерашний день. Сегодня модно быть умным, развитым, дисциплинированным. Поэтому каждый второй занимается саморазвитием, смотрит хорошее кино, ходит в музеи, театры, слушает разную музыку, читает научно-популярную литературу, осваивает новые навыки, ходит на курсы. Может быть, они делают это для показухи, но все же делают. А вдруг понравится и втянутся?

– Как оцениваете республиканские театры?

– На первый взгляд все вроде отлично. Но не без изъянов, конечно. Есть проблемы со зрителем. Мне кажется,

в Уфе слишком много театров, при этом нет здоровой конкуренции. У нашего зрителя есть выбор, и поэтому он ходит в свой любимый театр. Например, русский зритель не пойдет в Башдрам. А зачем, если есть Русдрам? Зритель проекта «The театр» не пойдет в татарский театр «Нур», потому что там нет современных провокационных спектаклей.

У каждого театра есть свой небольшой зритель, и ему нет необходимости бороться за него. Поэтому у нас хромает реклама. Работа в соцсетях ведется всего пару лет, и то очень вяло. По городу ни одной театральной афиши, сайты в плачевных состояниях. А зачем все это, если есть распространители билетов, которые просто принесут пачку билетов на какой-нибудь завод, ну и все – зал забит. 

У нас нет фестивальной культуры. Как-то все на низком уровне проходит. Лично я думаю, что просто не те люди этим занимаются. Нужно молодых привлекать. Со свежими, новыми идеями.

25-085.jpg

 В Башдрамтеатре два года идет спектакль по пьесе А. Ишбулдиной «Навстречу мечте». Фото: bashdram.ru

– Чего не хватает в театральной сфере у нас?

– У нас есть талантливая молодежь, но все они уезжают кто в Москву, кто в Питер, кто в Казань. Потому что им здесь делать нечего, не дают возможности. Также нет прохода в театры молодым режиссерам – выпускникам нашего института. Молодые режиссеры есть, но они все выпускники московских вузов, что не всегда означает, что они хорошие режиссеры. Постоянно кого-то приглашают, хотя своих навалом. Дайте дорогу молодым! Если им дома не дают ставить, то где-то в других городах и без опыта – подавно.

Каждые два года выпускаются пачками режиссеры, и ни один из них не может устроиться в государственный театр по профессии. Кто-то идет в актеры, кто-то ставит в частных театрах, а кто-то вообще уходит из театральной сферы. А ведь есть очень талантливые ребята. Но никто об этом не знает, к сожалению.

VJlnvXKH6g8.jpg

У нас нет какой-то культуры общения между театром и зрителем. Никто не идет на режиссера, актера, драматурга, все идут в театр. А если вдруг появится театральный зритель, то все вдруг его пугаются. Например, есть Дамир Габбасов, который всех поименно знает, не пропускает ни одной премьеры, делится своими впечатлениями, организовывает коллективные походы в театр. И вдруг все на него ополчились, якобы его «слишком много», что не согласны с его отзывами, да и кто он такой, чтобы писать о театре, если у него нет соответствующего образования? А в идеале должны быть сотни таких «Габбасовых». Тогда, может, сможем называть наш город театральным.  

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Новости партнеров

Уважаемые читатели ProUfu.ru! Комментарии проходят модерацию. Просьба уважать других участников форума и cоблюдать законы РФ. Комментарии, оскорбляющие других людей, содержащие нецензурную брань (даже в завуалированной форме),
имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут.



Контент